Обучение письму в начальной школе

Изотова Юлия Викторовна,
учитель английкого языка

ГБОУ начальная школа-детский сад №682
Приморского района Санкт-Петербурга

Письменная речь очень важна в развитии психики ребенка. Ее роль в психической сфере детей - это прежде всего формирование осознанной и произвольной устной речи: ребенок начинает осознавать свою речь и выполнять речевые задания. Л.С. Выготский отмечал, что грамматика и письмо позволяют ребенку подняться на высшую ступень в развитии речи. Письменная речь выступает аппаратом членения и осознание строя языка, и большое значение здесь имеет зрительно-логический характер письменной речи. Письменная речь не только закрепляет лексику и синтаксис языка в процессе его усвоения, но и формирует членимость, устойчивую определенность, связность устной речи. В письменной речи структура мышления принимает развернутый, логический характер. В едином развитии устной и письменной речи формируется коммуникативная и логическая функции речи, а тем самым стиль общения и мышления.

Формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения на начальном и среднем этапах обучения в школе. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Надо всегда быть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.

Обучение графике

Чтобы человек научился писать на иностранном языке, прежде всего необходимо научиться писать буквы. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению. Установление графемно-фонемных соответствий на данном этапе идет одновременно. Что толку уметь писать буквы, если не знать, какие звуки они могут передавать, и наоборот. Письмо и чтение основаны на единой графической системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом, а на начальном этапе в особенности.

В современных учебных программах определено, что учащиеся должны овладеть полупечатным-полупрописным шрифтом. Так правы ли те учителя, которые вводят прописной шрифт на уроке, заставляют учеников покупать прописи и каллиграфически выводить в них буквы? Ответ однозначен – НЕТ.

Чему учить на начальном этапе?

  1. Узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать

  2. Писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации

  3. Правильно соединять буквы в словах

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что у каждой буквы и цифры есть своя допустимая ширина, высота, особенности соединения с другими буквами. Все это и есть графика.

Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека. Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма. К моменту поступления детей в школу глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.

Так как в современной методике преподавания иностранных языков господствует комплексный подход (коммуникативный либо текстоцентрический), обучение письму тесным образом оказывается связано с отработкой у учащихся других речевых навыков. В первую очередь это навыки говорения и аудирования на иностранном языке. Согласно господствующим приемам и методам обучения младших школьников иностранному языку, к тренировке навыков письма учащиеся приступают, имея в своем багаже знаний некоторый набор слов и выражений на изучаемом языке, которые они заучивают устно со слов преподавателя. Методы, используемые на этом подготовительном этапе - ситуативный или наглядно-предметный (при заучивании нового слова учащимся предъявляется предмет, обозначаемый этим словом, в настоящем виде или на картинке, а предложения - например, этикетные выражения, конструкции типа It is…, There is…,конструкции с глаголами движения и т.д. - усваиваются из ситуаций, реальных или смоделированных). Примерно на тех же принципах построена и организация учебного материала в учебнике Верещагиной и Притыкиной. Все задания рекомендуется выполнять по следующей схеме: сначала слушать аудиоматериал, затем выполнять устные задания (говорение и чтение) и только затем писать. Это связано с особенностями речевой деятельности детей данного возраста (младшие школьники), у которых навыки письма еще недостаточно сформированы даже на основе родного языка. С первого же урока начинается отработка навыков аудирования (весь поурочный материал сначала презентуется в виде аудиозаписи) и коммуникативных навыков (умение представляться, здороваться, прощаться, вести диалог и т.д.) В курс входят несколько разговорных тем - «Давайте представимся». «Семья», «Кем ты хочешь быть», «Давайте поиграем», «Какие у тебя игрушки?» (тема, направленная на расширение запаса лексики, обозначающей цвет, форму, размер), «Где твои игрушки?» (тема, цель которой - отработка коммуникативных навыков и грамматических конструкций, связанных с ориентацией в пространстве), «Игры и спорт», «Сказки». Коммуникативная ситуация периодически задается в виде картинки или серии картинок. Весь материал строится на закреплении и отработке умения читать и транскрибировать. О том, что одна и та же буква может обозначать два разных звука, а две разные буквы - один и тот же звук, учащемуся сообщается практически с самого начала - так, об особенностях чтения буквы S, обозначающей звуки [s] и [z], говорится в уроке 3, в то время как систематическое обучение написанию слов и правилам чтения начинается только с урока 19, когда у школьника уже есть некий запас лексических единиц и грамматических конструкций, сформированы некоторые навыки всех четырех видов речевой деятельности на английском языке – говорения, аудирование, чтения и письма (последние - в пределах отдельных букв). Так как этот курс рассчитан на младших школьников, которые еще не вполне готовы к чисто академическому методу обучения, существенное место в нем занимают игровые задания. Основное назначение этих заданий - закрепление у учащихся прочных ассоциаций написания слова и той реалии, которая стоит за словом, звучания целого слова и отдельных составляющих его букв.

В учебнике Верещагиной и Притыкиной игровые задания используются очень активно (командные и ролевые игры с куклами, масками и т.д.). Особенностью этого учебника является то, что постоянно задействованной в процессе обучения оказывается мышечная моторика (задания, связанные с выполнением физических упражнений, и задания, включающие в себя изготовление дидактического материала - например, пальчиковых кукол - самими учащимися). Это также благотворно отражается на степени успешности обучения навыкам письма, связанным с развитием мелкой моторики кисти руки. Универсальным игровым упражнением является заполнение несложных кроссвордов (с использованием картинок и без картинок). Дидактическая ценность этого вида задания не только в том, что оно помогает закрепить в сознании обучаемых связь слова и реалии, слова и его толкования , но и в том, что оно развивает внимание учащихся к буквенному начертанию слова, что помогает предупредить некоторые дальнейшие ошибки в написании того или иного слова (если слово будет неверно вписано в клетки кроссворда, нельзя будет угадать и вписать те слова, которые с данным словом пересекаются). Между тем разного рода ошибки ( пропуск букв, лишние буквы или слоги и т.д.) очень свойственны младшим школьникам именно в силу недостаточно сформированных у них навыков письма.

Таким образом, при обучении в I классе детьми еще не приобретаются ни беглость, ни уверенность в письме. В дальнейшем происходят качественные изменения в письме: все точнее воспроизводится образ буквы, буквосочетаний, в связи с тем, что устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения.

Joomla SEF URLs by Artio