Обобщение знаний о падежах имен существительных

Рыканцева Ольга Васильевна,
учитель начальных классов ГБОУ гимназия №586
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Предмет: русский язык

Класс:  3

Форма: игра - путешествие

Цель: систематизировать знания  о падежах имен существительных;

Совершенствовать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам;

Развивать умение употреблять существительные в нужном падеже

Закрепление умения называть падежи и задавать к ним вопросы

Развивать орфографическую зоркость, воспитывать самостоятельность

Оборудование:компьютер, экран, мультимедийная установка, презентация

Демонстрационный материал.

Карточки для индивидуальных и парных  работ.

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

 - Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II.               Постановка цели.

- Сегодня у нас необычный урок – путешествие. Это урок – приключение, полное опасностей, неожиданных встреч и  невероятных испытаний. Наш класс – это корабль, я – капитан, а вы – матросы.

Кто за приключения?

Все за приключения!

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще не мало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало –

Смелее за штурвал!

(Слайд 7)

- Плыть мы будем по карте. Посмотрите, что нас ждет: мы должны обогнуть берег «Чистописания»,  дальше через «Залив Акул», нас поджидает шхуна пиратов, «Падежные» рифы, бухта «Шквалистых ветров», нас ждут Сокровища. Итак, в путь! (Слайд 8)

Ваши тетради – судовые журналы, в которых вы будите  записывать все, что происходит во время нашего путешествия. Открываем тетрадь – судовые журналы, пропустите две строчки. Записываем дату нашего отплытия.

-  Наш путь непрост. Мы огибаем берег Чистописания.

III.             Чистописание.

- Но сначала мы потренируемся в правильности  и каллиграфии  написания.

Семь верст под килем.

-  Когда так говорят?

- Да, так говорят, когда желают счастливого пути.  И я хочу пожелать нам попутного ветра в нашем путешествии.

(Слайд 9)

IV.           Постановка целей урока:

- Итак, сверимся с картой. Держим курс в залив Акул. Посмотрите, что у нас прямо по курсу, плывет какой-то предмет. Да ведь это бутылка. А в ней какое-то послание. Видимо, она долго плавала по морям, прежде чем попасть к нам. А в ней какая-то записка, давайте прочитаем: «Всем кто прочитает это послание! Дорогие незнакомцы! Акула – житель Мирового океана. У акулы  три тысячи зубов, она рекордсменка среди зубастых животных. На глаза акуле лучше не попадаться.  Я видел акулу лишь в неволе. За акулой лучше наблюдать издали. Об акуле говорят как очень  опасном животном. Ваш  доброжелатель».

- Какое слово повторяется во всех этих предложениях? Какой частью речи является слово акула? 

(Слайд 10)

- Выпишите слово «акула» в той форме, в которой оно стоит в предложениях. Выделите окончание.

 - А почему изменяются окончания у существительного? (Существительное просклоняли, то есть изменили слово по падежам)

(Слайд 11)

- Сформулируйте цель нашего урока и путешествия? - Как думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? (Обобщение знаний о падежах)

(Слайд 12)

- Какие задачи мы поставим перед собой на данном уроке?

- Путешествуя, мы повторим изученные падежи, их вопросы, предлоги, будем упражняться в обозначении падежей существительных. Нам понадобиться ваши умения и навыки на предыдущих уроках  по данной теме.

V.               Повторение изученного

1. Проверка знаний названия падежей и падежных вопросов

-  Мы выплываем в залив Акул,  и нас ждет следующее испытание.

 (Слайд 13)

- Давайте вспомним все, что уже знаете о падежах.

-Сколько всего падежей в русском  языке? (6)

- Назовите по порядку падежи с вопросами.

(Слайд 14)

2. Упражнения в склонении имен существительных

  - А что значит просклонять существительное? (изменить по падежам)

-  Что такое начальная форма существительных? (Именительный падеж, единственного числа)

- Как называются все остальные падежи, кроме Именительного? (косвенные падежи)

- Моряки, внимание 1 вариант располагается на левом борту, 2 вариант – на правом борту. Вы готовы выполнить следующее задание: просклоняйте слова «якорь», «чайка».

- Обменяйтесь тетрадями – вашими бортовыми журналами и проверьте у вашего соседа.

(Взаимопроверка работы по образцу)

 (Слайд 15)

- Как оценили работу соседа?

- Как оценили свою работу?

VI.            Упражнения в распознавании падежей  в словосочениях

- Опасность нападения акул миновали, и  идем дальше. А нас ждет следующее испытание.

- Посмотрите, прямо по курсу какой-то корабль, да на нем черный флаг пиратов.

(Слайд 16)

- Задание, которое подготовили пираты трудное, надо определить падеж имен существительных, показывая сигнальную карточку.

- Но с пиратами шутки плохи. К этой встрече надо подготовиться. Давайте вспомним, как определить падеж имен существительных? (надо найти главное слово,  поставить падежный или смысловой вопрос)

(Слайд 17)

- Готовы, начинаем.

Доволен уловом (Т.п.) Слайд 18

Думаю о доме (П.п.) Слайд 19

Приехать к бабушке (П.п.) Слайд 20

Ходить по морю (Д.п.) Слайд 21

Мыл палубу (В.п.) Слайд 22

Охота за сокровищами (Т.п.) Слайд 23

Стоял у штурвала (Р. п.) Слайд 24

Поговорить по душам (Д.п.) Слайд 25

Пролетел над кораблем (Т.п.) Слайд 26

Доволен плаваньем (Т.п.) Слайд 27

- Плаванье продолжается. Полный вперед! Но на пути препятствие – рифы. Объясните значение слова «рифы». (Слайд 28)

Риф– ряд подводный или выступающих из воды каменистых возвышенностей, опасных для судов. (Слайд 29)

- Чтобы наш корабль не сел на рифы нужно быть очень внимательным. Но прежде давайте отдохнем.

VII.         Физминутка для глаз

- В коралловых рифах очень много красивых рыбок. Давайте за ними понаблюдаем.

(Слайд 30)

VIII.      Упражнение в распознавании падежей в тексте

-  Итак, еще одно задание. Будем работать в парах. Вспомните правила работы в паре.

Определить, в каком падеже стоит слово «море».

Все дороги ведут, а все реки текут — к морю. (Д.п.)
Даже море дождь любит. (И.п.)
Дальше в море — больше горя.(П.п.)
Для морякрышки не найдешь (Р.п.)
Из гавани хорошо море созерцать  (В.п.)
Кто живет на острове, должен с морем дружить. (Т.п.) 
- Давайте проверим, так ли все получилось? (Слайд 31)

- У кого так? У кого возникли трудности?

- По каким еще признаком можно определить падеж имен существительных, кроме вопросов? (По предлогам)

- Теперь вперед, покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Вот и новое испытание.

Сильный ветер вдруг подул

И слова в кучу сдул.

Это не удивительно, ведь мы находимся в бухте Шквалистых Ветров.

(Слайд 32)

IX.           Самостоятельная работа по вариантам.

1. - Укажите падежи имен существительных:

1 вариант

2 вариант

Сидит у дома

Пробежал по дому

Сдал учителю

Беспокоится о дочери

Стучал молотком

 

Дорожка ведет

Варит на плите

Ставлю к стене

Смотрит из окошка

Говорит с сыном

 (Слайд 33)

2. Самопроверка

- А теперь проверьте

1вариант

2 вариант

Сидит у дома (Р.п.)

Пробежал по дому (Д.п.)

Сдал учителю (Д.п.)

Беспокоится о дочери (П.п.)

Стучал молотком (В.п.)

 

Дорожка ведет (И.п.)

Варит на плите (П.п.)

Ставлю к стене (Д.п.)

Смотрит из окошка (В.п.)

Говорит с сыном (Т.п.)

(Слайд 34)

- И вот они сокровища! Кто догадался, о каких сокровищах шла речь?

- Конечно, это наши знания. Путь к ним нелегкий. Знания – это клад, сокровище, а труд – это ключ от него. .Наше плаванье подходит к концу., надо возвращаться в класс.

(Слайд 35)

X.               Домашнее задание

- Я предлагаю вам выбрать то задание, которое вам покажется наиболее интересным.

(Слайд 36)

XI.            Итог. Рефлексия.

-  Какую учебную задачу вы поставили перед собой?

-  Как вы считаете, справились вы с её решением или нет? Обоснуйте

свой ответ.

Утверждение

Поставь знак «+» или «-»

Я знаю падежи

 

Я умею определять падеж имени существительного

 

Я умею ставить имя существительное в нужный падеж

 

Я умею составлять словосочетания с существительными в нужном падеже

 

Я умею выписывать словосочетания и определять падеж имен существительных:

 

 

Закончи предложения:

Сегодня на уроке

Я научился (узнал)….

Было интересно….

Было трудно….

Мои ощущения……

 

Литература:

1. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2: Книга для

учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

2. Я.Ш. Гараева. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс. –

Москва “ ВАКО”, 2007.

3. Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на

уроках русского языка. 2 класс – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Карточки для парной работы:

Определить, в каком падеже стоит слово «море».

Все дороги ведут, а все реки текут — к морю. (Д.п.)
Даже море дождь любит. (И.п.)
Дальше в море — больше горя.(П.п.)
Для морякрышки не найдешь (Р.п.)
Из гавани хорошо море созерцать  (В.п.)
Кто живет на острове, должен с морем дружить. (Т.п.) 
Карточки для индивидуальной работы:

- Укажите падежи имен существительных:

1 вариант

2 вариант

Сидит у дома

Пробежал по дому

Сдал учителю

Беспокоится о дочери

Стучал молотком

 

Дорожка ведет

Варит на плите

Ставлю к стене

Смотрит из окошка

Говорит с сыном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio