Методическая разработка

урока обучения грамоте в 1 классе

 Алфавит

 

Травкина Татьяна Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга

 

Цель:познакомить учащихся с алфавитом.

Задачи:

Познавательные:

  • закрепить знания детей об изученных буквах;
  • познакомить детей с русским алфавитом;
  • формировать навыки сознательного и плавного чтения;
  • учить находить информацию в тексте;
  • прививать интерес к знаниям

 

Развивающие:

  • развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Оборудование:  презентация, «Азбука», словари орфографические, словари разные

  1. Организационный момент

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

 

  1. Введение в тему урока.

- Что мы изучали на наших уроках обучения грамоте? А для чего нам это

нужно? Конечно, самое главное - мы научились читать. Замечательный детский поэт В.Берестов написал стихотворение, которое вы найдёте в «Русской азбуке» на стр. 73.

      Чтение стихотворения учителем.

     - Почему автор считает, что хорошо уметь читать?

     - Прочитайте это стихотворение шёпотом и подготовьтесь к чтению вслух.

Чтение стихотворения в виде диалога двух детей.       

 

  3. Актуализация  знаний о буквах.

     - А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?

     - На какие группы делятся буквы русского языка?

     - Какие буквы не обозначают звуков?

     - Назовите буквы, обозначающие шипящие согласные.

     - Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.

     - Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки. 

 4. Постановка цели и темы урока.

     - Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока. (На доске изображения Арбуза, Зонта, Банки, Утки, Кота, Арбуза; Арбуза, Лейки, Флага, Арбуза, Ведра, Иглы, Тыквы)

     В тетрадях появляются слова:  АЗБУКА и АЛФАВИТ.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?      (Алфавит, азбука)

      - Что такое азбука, алфавит?  Сегодня мы ответим на этот вопрос.

 

 5. Анализ слова «алфавит».

Исследуем слово "алфавит".

- Послушаем звучание слова «алфавит». Произнесём слово хором, посчитаем количество звуков в слове.

- Построим звуковую модель слова.

- Кто справился, обсудите работу в парах.

Проверка выполненной работы

- Выполним такое задание.  Возьмите  красный карандаш, поставьте точки под гласными. Сколько гласных в слове? Назовите их.

 - Возьмите  простой карандаш, разделите слово на слоги, поставьте в слове ударение.

 – Расскажите,  почему 3 слога, как узнали?

- Где в слове «алфавит» можно сделать ошибку на письме? 

Подчеркните орфограммы. Запомните, как пишется слово алфавит.

 6. Изучение нового материала. 

        Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.  Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

       Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

        А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

     - А зачем нужно знать алфавит? (Обычно дети говорят:  чтобы научиться читать. Но многие не знают алфавита, а читать умеют.)

     - Как правильно писать «карова» или «корова»? На ваших столах лежат словари. Давайте проверим написание слова по словарю. Кто быстрее найдёт? (Аналогично – с другими словарными словами).

     - Почему я быстрее вас нахожу слова в словаре?

В словаре все слова стоят в алфавитном порядке. Если будешь это знать – будешь быстро находить слова. Давайте потренируемся. Как пишется слово «яблоко»? В начале – середине – или в конце словаря будем его искать? Теперь вы будете находить слова в словаре быстро.

     - В алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

   Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

 

 7.Знакомство с алфавитом.Физминутка

     - Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили. Где он нам потребуется? Но ведь неудобно везде носить азбуку с алфавитом или плакат. Что вы предлагаете? Конечно, давайте его выучим!  

  - Физминутка поможет нам выучить алфавит. Представим, что мы идём в поход и распеваем весёлую песню:

 

А Б В Г Д

Е Ё Ж З И

Й К Л М Н

О П Р С Т

У Ф Х Ц Ч

Ш Щ

ъ ы ь

Э Ю Я

 

Обращается внимание на правильное название букв алфавита:

А   Бэ   Вэ   Гэ    Дэ

Е    Ё    Жэ  Зэ    И

Й    Ка  эЛ   эМ  эН

О    Пэ  эР   эС   Тэ

У    эФ  Ха   Цэ   Че

Ша Ща

ъ     ы    ь

Э    Ю   Я

 

     - Кто уже запомнил алфавит? Сколько всего в нём букв?

     -Назовите первую букву, последнюю.

     -Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?

     -Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?

     -Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н?

 

8.Закрепление изученного

     -В русской азбуке на стр. 78 есть стихотворение. Прочитайте его самостоятельно шёпотом.

    - Понравилось ли стихотворение? Что особенно?

     - Прочитайте стихотворение вслух. Все ли буквы русского алфавита использовал поэт? Каких букв не хватает?

 

- А сейчас немного поиграем.

Игра “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за –  буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая –перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.

В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква - в алфавите  двадцать первая, третья буква - в алфавите вторая, четвёртая буква -  в алфавите восемнадцатая.

Волк, коса, щель, зубр.

(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)

     - На какие группы можно разделить слова? ( Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода;  1 слог и 2 слога; ударение).

     - Что общего у этих слов? ( Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет.)

     - В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?

 (Вол, оса, ель, зуб. )

     - Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.Вол, ель, зуб, оса.

 

9. Рефлексия.

-Что же новое вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое алфавит?

-Зачем надо  знать алфавит?

-Где используют алфавит?

-Кому понравился наш урок, нарисуйте в тетради солнышко.

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio