Методическая разработка по русскому языку

Мастер-класс "Играем со словами"

Тема урока: "Закрепление правописания сложных слов"

Учитель начальных классов: Шевцова Ирина Александровна

ГБОУ СОШ  № 285 Санкт-Петербурга

 

Ход занятия:

I.                  Вступительное слово.

         Игра может являться методом и средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Если игру рассматривать как метод обучения, то это урок-игра, если как средство обучения, то это дидактические игры.

На сегодняшнем уроке вам предлагается побыть в роли учеников.

Урок составлен для 3 класса по теме: «Употребление в речи и правописание сложных слов». Это урок закрепления.

Цель урока: создать условия для закрепления темы «Употребление в речи и правописание сложных слов».

Задачи: закрепить понятие сложных слов, правописание сложных слов; учить детей действовать по алгоритму; воспитывать интерес к изучению русского языка; Формировать умения учащихся работать коллективно и индивидуально.

Урок проводится в виде урока-игры «В поисках Кая».

На уроке будут использованы следующие дидактические игры:

- «Не ошибись»

- «Будь внимателен»

- «Выбери дорогу»

- «Собери слова»

- «Открой замки»

- «Подбери слова»

Оборудование: куст роз и бутоны, домино со словами, иллюстрация со сложными словами, карта, иллюстрации ключей и замков, «осколки» зеркала, зеркало.

 

II.               Урок-игра.

На уроке русского языка мы попадем в сказку 

Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

Слайд1.

- Кто герои сказки?

                                      Слайд 2.

- Что случилось с Каем?

- Кто не поверил в смерть Кая и отправился на поиски?

Чтобы расколдовать Кая, Герде нужно собрать зеркало. За

каждое правильно выполненное задание  вы получите осколок зеркала. (Эти вопросы задаются с целью вспомнить содержание сказки и создать мотивацию.)

 

Игра 1.

              - Кого первого на пути встретила Герда? (старушку-цветочницу)

Слайд3.

             - Какие цветы спрятала старушка? Зачем?

             Помогите Герде продолжить путь, подберите бутоны к кусту роз.

             - На какие группы можно распределить слова? (простые и сложные)

              На кусте могут распуститься только те бутоны, на которых записаны сложные слова. (Цель работы: определение темы и цели урока)

              - С какими словами продолжим знакомство?

              - Какие слова называются сложными?

              Вы справились с первым заданием, получите осколок зеркала.

 

Игра 2.

              - Куда в поисках Кая отправиться Герда? (во дворец принцессы)

Слайд 4.

             Герда попадает во дворец принцессы, но покинуть его она сможет, если вы на иллюстрации найдете как можно больше сложных слов. (Цель задания: активизация знаний учащихся о правописании сложных слов, употребление в речи сложных слов)

              Запишите слова, которые нашли, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

              - Когда пишется соединительная гласная –о-, -е-?

              Вы заработали второй осколок.

 

Игра 3.

              Герда получила в подарок от принцессы карету, но сможет ли она доехать до Кая?

             - Кто ей помешает? (маленькая разбойница)

            Рассказ Герды так растрогал разбойницу, что она не только отпустила Герду, но и дала ей помощника.

Слайд 5.

           - Кого в помощь получила Герда?

  - В какую страну должен отвезти олень Герду? (в Лапландию)

Из интернета я узнала, что Лапландия - сложное слово. Состоит из двух корней. (Лаппи- название северного района Финляндии, ланд- страна)

Разбойница дала Герде карту, на которой несколько дорог. Олень может бежать только по тем дорогам, на которых расположены таблички сложных слов с соединительной гласной -е-

(Цель задания: совершенствовать навык написания сложных слов и выбор соединительной гласной)

- Какую дорогу выбрали?

- Почему не подходят другие дороги?

Запишите правильный маршрут, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Получите 3 осколок.

 

Игра 4.

Олень доставил Герду к старухе-финке. Прежде, чем ответить Герде на вопрос: «Не знает ли она, где Кай?», старуха долго читала свои письмена.

Какие слова встретились в письменах, вы узнаете, сложив лото. (Цель задания: продолжить формирование умения образовывать сложные слова)

Слайд 6.

Можно предложить детям записать полученные слова, выделить орфограмму (или записать только слова, обозначающие одушевленные существительные, выделить орфограмму)

Получите следующий осколок.

В письменах финка увидела ответ на вопрос Герды. Кай находится в замке Снежной королевы.

 

Игра 5.

Чтобы попасть в замок Герде необходимо подобрать к замкам ключи.

Слайд 7.

- По какому принципу следует подбирать ключи? (на ключах должны быть написаны слова, из которых можно составить сложное слово) (Цель задания: вспомнить понятие сложных и однокоренных слов)

Получите осколок.

 

Игра 6.

Попав в замок, Герда увидела Кая. Чтобы собрать зеркало ей не хватает одного осколка.

Слайд 8.

- Кто похитил Кая? (Снежная королева)

Выделите корень в слове Снежная. Подберите сложные слова с корнем –снеж-/-снег-. (Цель задания: проверить умение правильно писать сложные слова, активизировать словарный запас детей)

Последний осколок мы получили. Соберите зеркало. На зеркале написано слово.

- Что поможет прочитать слово? (зеркало)

- Почему именно это слово помогло расколдовать Кая? (оно волшебное)

- Какие еще волшебные слова вы знаете?

 

III.           Рефлексия.

- Мне бы хотелось услышать ваше мнение о такой форме проведения урока.

- Какой фрагмент урока показался наиболее значимым?

 

Joomla SEF URLs by Artio