Лингвистические игры на уроках русского языка в начальной школе

Астраускене Светлана Владимировна
Вместе с новыми стандартами образования в нашу жизнь пришли новые определения и понятия. Например, коммуникативная компетенция, или коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Для повышения уровня коммуникативной компетенции у учащихся на уроках применяются различные методы и формы работы: работа в парах и группах, метод проектов, проблемный метод, работа с текстом, лингвистическая (языковая) игра и другие.
На уроках русского языка игры используются как средство освоения умения эффективно пользоваться языковыми средствами в коммуникативной ситуации.
Помогая усвоить различные аспекты языка как средства общения, условно они делятся на:
  1. Фонетические, направленные на формирование правильного и коррекцию отклоняющегося произношения (например, «Невидимки-звуки», «Скорая фонетическая помощь» «Заблудившаяся буква» и др.),
  2. Лексические, ориентированные на обогащение словаря ребенка, освоение представлений о правильном употреблении лексических единиц в коммуникативных актах в зависимости от ситуации общения, стимулирующие творческие способности ребенка (словотворчество, импровизация и т.д.)
  3. Грамматические, обеспечивающие грамматическую компетентность школьника,
  4. Стилистические, призванные сформировать представления школьников о многообразии стилей речи и сферах их применения.
На уроках русского языка использую следующие игровые формы работы для повышения коммуникативной компетенции:
- фонетическая зарядка
  • лингвистические «угадайки»;
  • лингвистические «почемучки»;
  • микроисследования;
  • задания «на засыпку»;
  • комплексный анализ текста.
  • тренажёры
Рассмотрим подробнее данные формы работы.
I.Фонетическая зарядка
      1) Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний звук и объясните свой выбор: 1) [б у п ж ]; 2) [и, о, н, а ]; 3) [ д, г, в, л]; 4)[з, с. ш, ф].
       2) Первым словом, которое произнёс котёнок Фруктя, было, конечно, слово мяу. Какие слова сказал Фруктя следующими, если известны . что они отличались от первого слова только первым звуком, причём в новых словах этот звук был сонорным?
      3) Англичанин мистер Хэмстер приехал в Москву работать продавцом лимонада. Он хорошо говорит по-русски, только все согласные произносит твёрдо. Попробуйте представить, как он говорит фразу: «Здесь мятный лимонад для маленьких ребят».
      4) Японец Сяй Ляй Вий продает рядом с мистером Хэмстером мороженое. Он, наоборот, произносит все русские согласные мягко. Как в его исполнении будет звучать фраза: «Покупайте холодное мороженое, кушайте осторожно!»?
     5) Тим и Том – два человечка. Они очень дружат и никогда не ссорятся, потому что любят всё разное. Том всегда выбирает то, что начинается с твёрдой согласной, Тим – с мягкой. Том любит пончики, а Тим – пирожки, Тим-рисует, а Том- раскрашивает. Определите какие конфеты любит Том , а какие Тим : « Мишка», «Белочка», « Маска», «Лужники», «Весна», «  Красная шапочка». Можно  все эти игры продолжить, заменяя предложения и слова.
     6) Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении Документ подписан директором, звук [з']- в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе.
     7) В предложении Кошка спит, а мышку видит каждая буква соответствует своему произношению. Придумайте сами такие предложения или слова.
II  Лингвистические «угадайки».
         1)  Соедините потерявшие друг друга части устойчивых сравнений. Запишите получившиеся фразеологизмы. Не забудьте об отсутствии запятой!
Первая часть: не видать как…, мечется как…, нужен как…, бледный как…,  пристал  как …, свалиться как…, чувствовать как…, устал как…
Вторая  часть: …сквозь землю,  …осёл, …своих ушей, …дома, …собака, …угорелый, …сыр в масле, …собаке пятая нога.
        2)  Попробуйте  зарисовать одно из действий Юрия Олеши таким образом, чтобы на вашем рисунке были представлены обе задействованные в сравнении вещи. Интересно, удается ли кому-нибудь, взглянув на ваш рисунок, понять, какое сравнение здесь зашифровано?
( Например: Сердце доктора прыгало, как копейка в копилке.
                      Сердце доктора прыгало, как яйцо в кипятке и т.д.)
      3) Играем в игру «третий лишний». В каждой группе словосочетаний спряталась одна метафора. Найдите её! Не попадитесь в расставленные нами ловушки! ( яркое солнце, волчий аппетит, кудрявые волосы; сладкий голос, глубокий колодец, ледяная горка; золотое кольцо, ледяной взгляд, широкий двор)
    4) Помните известно стихотворение С.Маршака про рассеянного человека? « Сел он утром на кровать, стал рубашку …» - что же он стал делать с рубашкой: надевать или одевать? А сковороду он вместо шапки на ходу одел или надел? Придумайте свой пример с глаголом-паронимом.
   5) Можете ли вы самостоятельно объяснить разницу между словами нетерпимый и нестерпимый, приметный и приметливый, кожный и кожаный? Придумайте предложения, в которых бы проявлялся смысл этих слов.
III. Лингвистические «почемучки».
   1) Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.
Наприме: хлеб, климат, подушка -   [?] ( мягкий)
                  деревня, тетеря, старушка - [?]  ( глухая)
                  дорога, воля, дисциплина - [?]
                  зуб, ключик, характер - [?]
    2) Какое  слово  русского языка  одновременно  обозначает:
Скамья и магазин - ______________
Овощи старинное оружие- _______________
Покой и вселенную  -    _______________
Придумайте  сами  такие же  вопросы с другими словами.
   3) Попробуйте угадать слово:
а) в одном значении синоним в словам влечь, манить, в другом – к медлить;
б) в одном значении синоним к слову здоровый, в третьем – к насыщенный;
в) в одном значении синоним к слову бисерный, в другом – к моросящий.
Придумайте словосочетания с этими словами.
IV. Микроисследования - задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, доклада).
1) Придумай как можно больше слов, в состав которых входят названия чисел «один, два, три, пять»
2)  Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
3) Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)
4) Пропала буква (детективное расследование)
5) Представь, что на лесной поляне ты встретил Доску объявлений. Подпиши просьбы, приглашения и предложения.
У меня большие уши.
Приходите полюбоваться. ___________________
Вечером состоится концерт. Вход три комара,
Две мухи. Приходите на болото._________________
6) Вставь вместо точек нужный слог из трёх букв, и ты прочитаешь по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе начинаться с него.
Например: ты…..ртира – ты( ква), ( ква) ртира
                   ус………ота
                   ко………..гарин
                   Ли…….ета     и т.д.
V. Задания «на засыпку.
Диктанты "на засыпку";
Редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
Подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";
«Слова из слова» - это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для третьеклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова.
 «Редактор» - игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio