Конспект  урока во 2 классе

Закрепление и обобщение пройденного материала по теме «Предложение»

Ветрова Калерия Юрьевна

 

 

Цели урока:

· предметные – обобщить умения отличать предложения от группы слов,  определять главные и второстепенные члены предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении, составлять  предложения по схемам с опорой на иллюстрацию, различать распространённые и нераспространённые предложения, дополнять нераспространённые предложения второстепенными членами.

· метапредметные – умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,  расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся;

· личностные – прививать любовь к родной речи и русскому языку, развивать умение слушать и слышать одноклассников, развивать умение высказывать и отстаивать своё мнение,  прививать уважительное отношение к иному мнению, прививать навыки сотрудничества со сверстниками, формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

ХОД УРОКА

1) Орг. момент.

Долгожданный дан звонок!
Начинаем мы урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

 

-Мы начинаем урок русского языка.

 

2) Планирование деятельности.

-Посмотрите на план урока.

Итог урока

 

 

 

 

Орфографическая   разминка

 

Ор

 

Работа по теме урока

 

 

 

Минутка чистописания

 

 

 

 

- Вы с ним согласны?

-Что считаете необходимым изменить?

 

 

 

3) Минутка чистописания.

 

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.|
Этот пальчик самый сильный.
Самый толстый и большой.
Это пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!

 

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, потому что не ленюсь.

(Обратить внимание на правильность посадки)

 

- Написание каких букв будем сегодня повторять?     (дв)

- Чем похоже написание этих букв?

- В чём их отличие?

- На что обратить внимание при написании?

- Продолжите упражнение до конца строки

 

4) Орфографическая разминка.

- Прочитайте слова для орфографической разминки:  л…сточки, д…ревья,  оп…дают, ос…нью.

- Назовите орфограмму,  которую повторим во время разминки (на доске ставят в словах ударение)

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы верно написать слово с безударной гласной?

(работа у доски: подбирают проверочное, вставляют букву)

 

5) Физ. минутка Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Объявление темы урока.

- На доске записана группа слов (листочки, деревья, опадают, осенью). А можно эту группу слов   назвать предложением?

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о предложении.

 

Обобщение знаний о предложении

 

 

 

На   доске записана тема:

 

-Сформулируйте конкретные задачи, которые будете решать на уроке (что нам нужно вспомнить о предложении?)

(Что такое предложение, как составить предложение из группы слов, находить подлежащее и сказуемое, различать распространённые и нераспространённые предложения)

 

7) Реализация поставленных задач.

 

· Упражнение в составлении предложения из группы слов:

- На доске группа слов, которая не является предложением.  (Учитель добавляет ещё слово «с»). - Можно ли из этих слов составить предложение?

-Что для этого нужно сделать? (объединить слова по смыслу и изменить форму некоторых слов)

Осенью с деревьев опадают листочки.

 

 

 

 

- Запишите предложение в свои рабочие тетради, вспомнив правило оформления предложений при письме.

 

· Упражнение в умении находить главные члены предложения:

- Назовите их, какие вы знаете главные члены предложения?   (подлежащее и сказуемое).

- Расскажите, что вы знаете о подлежащем?

- Расскажите, что вы знаете о сказуемом?

- Выделим главные члены предложения.      (Осенью с деревьев опадают листочки.)

- Есть ли в предложении помимо главных членов предложения ещё какие-нибудь слова?

- Как называются эти слова? (второстепенные члены)

- Для чего они нужны в предложении? (поясняют главные члены предложения,  уточняют их)

 

· Упражнение в умении составлять предложения  по схемам с опорой на иллюстрацию:

 

-Для выполнения следующего задания нужны внимательные глазки

(зарядка для глаз): Вдаль посмотрим и под ноги,

Влево, вправо побыстрей.

Удивимся - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну а дальше - будь здоров!

 

- Понаблюдайте за осенними изменениями в природе.

- Как изменились деревья?

- Что растёт в лесу?

- Чем заняты дети?

- Что происходит на поле?

 

 

 

 

- А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам.

 

что сделала? что?                                                      Наступила осень.

что сделал?   что?                                                     Созрел  урожай.

На полях что делают?   что?                                  На полях работают машины.

что сделали? что?                                                     Выросли грибы.

кто?  что сделали? целые корзины грибов.            Дети собрали целые корзины грибов.

 

· Упражнение в различении нераспространённых и распространённых предложений

(работа в парах)

- У вас на партах лежат файлы с предложениями,  достаньте предложения, разложите на партах.

Наступила осень.

- Прочитайте предложения:

 

Созрел урожай.

 

 

 

 

На полях работают машины.

 

 

 

 

Выросли грибы.

 

Дети собрали целые корзины грибов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Распределите предложения на две группы, обоснуйте свои действия.

Нераспространённые предложения:                                   Распространённые предложения:

Наступила осень.                                                                   На полях работают машины.

Созрел урожай.                                                                     Дети собрали целые корзины грибов.

Выросли грибы.

 

· Упражнение в дополнении нераспространённых предложений второстепенными членами:

- Дополните нераспространённые предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространённым.

 

 

8) Самостоятельная работа.

-А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно, чтобы проверить собственные силы.

- Запишите в рабочую тетрадь только распространённые предложения. Подчеркните главные члены.

 

9) Проверка по образцу.

 

10) Самооценка учащихся.

 

11) Итог урока.

- Проверим, все ли  задачи, поставленные в начале урока,  мы выполнили?

- Какие задания было выполнять легко?

 

-При выполнении каких заданий вы испытали затруднение?

 

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя:  Ветрова К.Ю.

2. Класс:    2 Предмет: русский язык .

3. Тема урока:   Закрепление и обобщение пройденного материала по теме «Предложение»

4. Цели урока:

· предметные – обобщить умения отличать предложения от группы слов,  определять главные и второстепенные члены предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении, составлять  предложения по схемам с опорой на иллюстрацию, различать распространённые и нераспространённые предложения, дополнять нераспространённые предложения второстепенными членами.

· метапредметные – умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,  расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся.

· личностные – прививать любовь к родной речи и русскому языку, развивать умение слушать и слышать одноклассников, развивать умение высказывать и отстаивать своё мнение,  прививать уважительное отношение к иному мнению, прививать навыки сотрудничества со сверстниками, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Составление плана урока

3

Составление плана работы

На доске записан план урока

Наблюдение, проблемная ситуация, доказательство

Ф

Организует диалог с учащимися, в ходе которого корректируется план урока

Объясняют, почему не согласны с предложенным планом, предлагают свой вариант плана

Минутка чистописания

1

Подготовка руки к письму

На доске записано буквосочетание «дв»

Пальчиковая гимнастика.

Наблюдение, письмо букв

Ф

Организует диалог с учащимися, напоминает  каллиграфически правильное написание данных букв

Записывают буквы

Орфографическая разминка

5

Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения подбирать проверочное слово, записывать слова с безударной гласной

На доске записаны слова: л…сточки, д…ревья,  оп…дают, ос…нью

Наблюдение, работа со словами

Ф, И

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Называют орфограмму, озвучивают правило, подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы

· Физ. минутка

1

Профилактика утомления, нарушения осанки, психоэмоциональная разрядка.

Ф

Совместно с детьми выполняет физ. упражнения

Совместно с учителем выполняют физ. упражнения

Постановка темы урока

4

Формулирование темы урока, постановка и конкретизация  задач урока

На доске записана тема урока.

В результате предположений детей на доске появляется список конкретных задач урока

Наблюдение, предположение

Ф

Озвучивает тему урока, предлагает детям самим озвучить задачи урока.

Организует диалог с учащимися, одобряет предположения детей, обозначает и другие задачи урока

Высказывают свои предположения о формулировке задач урока на основе имеющегося у них опыта

Работа по теме урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

· Зарядка для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

 

6

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

1

 

 

6

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

5

 

 

-Составление предложения из группы слов

 

 

 

 

На доске записана группа слов:   С, листочки, деревья, опадают, осенью.

 

Наблюдение, работа с предложением.

 

Ф, И

 

Формулирует задание, уточняет признаки предложения, напоминает о правилах оформления предложений на письме

 

Объединяют слова по смыслу, изменяют форму слова, составляют предложение, вспоминают правило оформления предложений на письме, записывают предложение в тетрадь

-Закрепление умения находить главные члены предложения

На доске из предложенных слов дети составили предложение: Осенью с деревьев опадают листочки.

Работа с предложением, действие по алгоритму

Ф, И

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Вспоминают правило, находят главные члены в предложении, подчёркивают их.

Профилактика утомления, нарушения зрения, психоэмоциональная разрядка.

-Упражнение в умении составлять предложения по схемам с опорой на иллюстрацию

 

 

На экране эл. доски иллюстрация и схемы предложений

 

 

Наблюдение, работа с иллюстрацией и схемами предложений

Ф

 

 

Ф

Совместно с детьми выполняет зарядку для глаз

 

Организует подводящий диалог, создаёт эмоциональный настрой для выполнения задания.

 

Совместно с учителем выполняют зарядку для глаз

 

Составляют предложения по схемам  с опорой на иллюстрацию

-Упражнение в умении различать нераспространённые и распространённые предложения

У детей на партах предложения на полосках: Наступила осень. Созрел урожай. На полях работают машины. Выросли грибы. Дети собрали целые корзины грибов. Эти предложения необходимо распределить в две группы.

Наблюдение, обсуждение, обоснование своего мнения

П

Проводит инструктаж обучающихся, организует выступление пар, обмен мнениями

Выполняют работу в парах, озвучивают результаты своей работы, производят самопроверку

-Упражнение в дополнении нераспространённых предложений второстепенными членами

Те же предложения на полосках

Коллективное составление предложений

Ф

Выслушивает ответы детей

Участвуют в коллективной работе, дополняют ответы друг друга.

-Проверка собственных знаний

Те же предложения на полосках

Самостоятельная работа, самопроверка, самооценка.

И

Организует самостоятельную работу

Выписывают распространённые предложения, подчёркивают подлежащее и сказуемое, производят самопроверку и самооценку.

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

План на доске, составленный 
в начале урока

Рефлексия, контроль

Ф

Задает вопросы
о задачах урока.

Проговаривают по плану знания, которые повторили, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 

 

 

 

 

 

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в
работу
_______________________________________________________________________________________________
.

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей_____________________________________________.

Приложение 2

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель сранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся квыводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение втетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова сизучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают изапоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения впаре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят втексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение иопределяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала икак они их усвоили (что получилось, что неполучилось ипочему)

 

 

Joomla SEF URLs by Artio