План урока по  русскому языку

в 4-ом классе на тему:

«Запятая в сложном предложении с союзамии, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

 

 

Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

 

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

3) развивать умение анализировать, делать выводы;

4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

I. Организация детей к уроку.

II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

 

 

- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

- Найдите союзы в тексте.

- Какова роль союзов в предложении?

(соединяют части предложения или однородные члены).

III. Работа по карточкам.

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

- Проверка работы (коллективная).

IV. Постановка проблемы:

- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

V. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

VI. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Повторим написание соединений букв с буквой ч.

- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

- Какие еще пословицы об учении  знаете?!

- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

         (Чтение стихотворения ученицей).

- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

-Под диктовку запись первого предложения.

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему предложения.

         [О --, О  и  О].

VII. Работа с текстом.

- Прочитайте текст на доске:

         Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

- Как понимаете выражение «доброе сердце»?

- Объясните пропущенные орфограммы.

- Составьте схему первого предложения.

         [--  О  и  О].

- Почему не поставили запятую?

VIII. Работа  с  учебниками.

         Упражнение 70 страница 45.

1. Прочитайте текст.

- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

2. Расставьте в нем  знаки препинания.

         (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

         1) Чернобородый – разбор по составу;

         2) день – фонетический разбор;

         3) в лесу – морфологический разбор.

день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

е – [э] – гласный, уд.

н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

[= –], а [= –] - (первое предложение)

[– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

IX. Анализ сочинений.

- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

2. Я люблю уроки математики и русского языка.

3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока по  русскому языку

в 4-ом классе на тему:

«Запятая в сложном предложении с союзамии, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

3) развивать умение анализировать, делать выводы;

4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

I. Организация детей к уроку.

II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

 

 

- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

- Найдите союзы в тексте.

- Какова роль союзов в предложении?

(соединяют части предложения или однородные члены).

III. Работа по карточкам.

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

- Проверка работы (коллективная).

IV. Постановка проблемы:

- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

V. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

VI. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Повторим написание соединений букв с буквой ч.

- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

- Какие еще пословицы об учении  знаете?!

- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

         (Чтение стихотворения ученицей).

- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

-Под диктовку запись первого предложения.

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему предложения.

         [О --, О  и  О].

VII. Работа с текстом.

- Прочитайте текст на доске:

         Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

- Как понимаете выражение «доброе сердце»?

- Объясните пропущенные орфограммы.

- Составьте схему первого предложения.

         [--  О  и  О].

- Почему не поставили запятую?

VIII. Работа  с  учебниками.

         Упражнение 70 страница 45.

1. Прочитайте текст.

- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

2. Расставьте в нем  знаки препинания.

         (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

         1) Чернобородый – разбор по составу;

         2) день – фонетический разбор;

         3) в лесу – морфологический разбор.

день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

е – [э] – гласный, уд.

н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

[= –], а [= –] - (первое предложение)

[– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

IX. Анализ сочинений.

- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

2. Я люблю уроки математики и русского языка.

3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока по  русскому языку

в 4-ом классе на тему:

«Запятая в сложном предложении с союзамии, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

3) развивать умение анализировать, делать выводы;

4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

I. Организация детей к уроку.

II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

 

 

- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

- Найдите союзы в тексте.

- Какова роль союзов в предложении?

(соединяют части предложения или однородные члены).

III. Работа по карточкам.

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

- Проверка работы (коллективная).

IV. Постановка проблемы:

- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

V. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

VI. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Повторим написание соединений букв с буквой ч.

- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

- Какие еще пословицы об учении  знаете?!

- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

         (Чтение стихотворения ученицей).

- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

-Под диктовку запись первого предложения.

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему предложения.

         [О --, О  и  О].

VII. Работа с текстом.

- Прочитайте текст на доске:

         Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

- Как понимаете выражение «доброе сердце»?

- Объясните пропущенные орфограммы.

- Составьте схему первого предложения.

         [--  О  и  О].

- Почему не поставили запятую?

VIII. Работа  с  учебниками.

         Упражнение 70 страница 45.

1. Прочитайте текст.

- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

2. Расставьте в нем  знаки препинания.

         (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

         1) Чернобородый – разбор по составу;

         2) день – фонетический разбор;

         3) в лесу – морфологический разбор.

день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

е – [э] – гласный, уд.

н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

[= –], а [= –] - (первое предложение)

[– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

IX. Анализ сочинений.

- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

2. Я люблю уроки математики и русского языка.

3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока по  русскому языку

в 4-ом классе на тему:

«Запятая в сложном предложении с союзамии, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

3) развивать умение анализировать, делать выводы;

4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

I. Организация детей к уроку.

II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

 

 

- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

- Найдите союзы в тексте.

- Какова роль союзов в предложении?

(соединяют части предложения или однородные члены).

III. Работа по карточкам.

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

- Проверка работы (коллективная).

IV. Постановка проблемы:

- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

V. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

VI. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Повторим написание соединений букв с буквой ч.

- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

- Какие еще пословицы об учении  знаете?!

- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

         (Чтение стихотворения ученицей).

- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

-Под диктовку запись первого предложения.

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему предложения.

         [О --, О  и  О].

VII. Работа с текстом.

- Прочитайте текст на доске:

         Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

- Как понимаете выражение «доброе сердце»?

- Объясните пропущенные орфограммы.

- Составьте схему первого предложения.

         [--  О  и  О].

- Почему не поставили запятую?

VIII. Работа  с  учебниками.

         Упражнение 70 страница 45.

1. Прочитайте текст.

- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

2. Расставьте в нем  знаки препинания.

         (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

         1) Чернобородый – разбор по составу;

         2) день – фонетический разбор;

         3) в лесу – морфологический разбор.

день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

е – [э] – гласный, уд.

н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

[= –], а [= –] - (первое предложение)

[– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

IX. Анализ сочинений.

- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

2. Я люблю уроки математики и русского языка.

3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока по  русскому языку

в 4-ом классе на тему:

«Запятая в сложном предложении с союзамии, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

3) развивать умение анализировать, делать выводы;

4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

I. Организация детей к уроку.

II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

 

 

- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

- Найдите союзы в тексте.

- Какова роль союзов в предложении?

(соединяют части предложения или однородные члены).

III. Работа по карточкам.

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

- Проверка работы (коллективная).

IV. Постановка проблемы:

- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

V. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

VI. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Повторим написание соединений букв с буквой ч.

- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

- Какие еще пословицы об учении  знаете?!

- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

         (Чтение стихотворения ученицей).

- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

-Под диктовку запись первого предложения.

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему предложения.

         [О --, О  и  О].

VII. Работа с текстом.

- Прочитайте текст на доске:

         Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

- Как понимаете выражение «доброе сердце»?

- Объясните пропущенные орфограммы.

- Составьте схему первого предложения.

         [--  О  и  О].

- Почему не поставили запятую?

VIII. Работа  с  учебниками.

         Упражнение 70 страница 45.

1. Прочитайте текст.

- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

2. Расставьте в нем  знаки препинания.

         (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

         1) Чернобородый – разбор по составу;

         2) день – фонетический разбор;

         3) в лесу – морфологический разбор.

день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

е – [э] – гласный, уд.

н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

[= –], а [= –] - (первое предложение)

[– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

IX. Анализ сочинений.

- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

2. Я люблю уроки математики и русского языка.

3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока по  русскому языку

в 4-ом классе на тему:

«Запятая в сложном предложении с союзамии, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

3) развивать умение анализировать, делать выводы;

4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

I. Организация детей к уроку.

II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

 

 

- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

- Найдите союзы в тексте.

- Какова роль союзов в предложении?

(соединяют части предложения или однородные члены).

III. Работа по карточкам.

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

- Проверка работы (коллективная).

IV. Постановка проблемы:

- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

V. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

VI. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Повторим написание соединений букв с буквой ч.

- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

- Какие еще пословицы об учении  знаете?!

- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

         (Чтение стихотворения ученицей).

- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

-Под диктовку запись первого предложения.

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему предложения.

         [О --, О  и  О].

VII. Работа с текстом.

- Прочитайте текст на доске:

         Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

- Как понимаете выражение «доброе сердце»?

- Объясните пропущенные орфограммы.

- Составьте схему первого предложения.

         [--  О  и  О].

- Почему не поставили запятую?

VIII. Работа  с  учебниками.

         Упражнение 70 страница 45.

1. Прочитайте текст.

- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

2. Расставьте в нем  знаки препинания.

         (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

         1) Чернобородый – разбор по составу;

         2) день – фонетический разбор;

         3) в лесу – морфологический разбор.

день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

е – [э] – гласный, уд.

н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

[= –], а [= –] - (первое предложение)

[– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

IX. Анализ сочинений.

- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

2. Я люблю уроки математики и русского языка.

3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока по  русскому языку

в 4-ом классе на тему:

«Запятая в сложном предложении с союзамии, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

3) развивать умение анализировать, делать выводы;

4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

I. Организация детей к уроку.

II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

 

 

- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

- Найдите союзы в тексте.

- Какова роль союзов в предложении?

(соединяют части предложения или однородные члены).

III. Работа по карточкам.

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

- Проверка работы (коллективная).

IV. Постановка проблемы:

- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

V. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

VI. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Повторим написание соединений букв с буквой ч.

- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

- Какие еще пословицы об учении  знаете?!

- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

         (Чтение стихотворения ученицей).

- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

-Под диктовку запись первого предложения.

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему предложения.

         [О --, О  и  О].

VII. Работа с текстом.

- Прочитайте текст на доске:

         Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

- Как понимаете выражение «доброе сердце»?

- Объясните пропущенные орфограммы.

- Составьте схему первого предложения.

         [--  О  и  О].

- Почему не поставили запятую?

VIII. Работа  с  учебниками.

         Упражнение 70 страница 45.

1. Прочитайте текст.

- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

2. Расставьте в нем  знаки препинания.

         (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

         1) Чернобородый – разбор по составу;

         2) день – фонетический разбор;

         3) в лесу – морфологический разбор.

день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

е – [э] – гласный, уд.

н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

[= –], а [= –] - (первое предложение)

[– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

IX. Анализ сочинений.

- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

2. Я люблю уроки математики и русского языка.

3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

v

Joomla SEF URLs by Artio