Статья

Как писать сочинение по картине?

Алексеева Анна Алексеевна

Как же трудно современным детям писать сочинение…  Казалось бы, что пришло на ум, то и пиши!  Но получается набор предложений, хорошо, если без речевых и орфографических ошибок. Но ярких, интересных работ немного.  Как же научить писать сочинение?

Чтобы понять, как написать сочинение-описание картины, которое будет отличаться от других, необходимо знать  правила, которые характерны для разных жанров картин. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок умел различать жанры живописи.

Натюрморт - это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т. д.

Пейзаж – это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Пейзажная картина дает художнику возможность выразить своё отношение к миру. Художник - пейзажист не только воспроизводит на картине понравившийся ему уголок, но часто видит в природе то, чего другие не замечают.

Портрет – один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нем воссоздается облик определенных людей. Но художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, то есть раскрывает образ героя.

Пейзаж

1.Найдите информацию о том времени, когда была написана картина, и что происходило с автором в те времена. Тогда вы сможете точнее понять эмоции художника картины в момент ее написания Хорошо, если в  сочинении будут  ваши впечатления об увиденном.

2.Опишите свои чувства, как будто бы вы находитесь там. Пишите свои мысли простыми словами, тогда не будет казённых фраз.

3.Отметьте детали, которые вы заметили на картине. Ведь в пейзажах это очень важно. Не стоит бояться делать предположений о том, что хотел сказать художник своей картиной.

4.В конце своего сочинения сделайте выводы о том, как художник передал свои чувства в пейзаже.

Портрет

1.Для начала присмотритесь к картине. Опишите взгляд, эмоции персонажа, изображённого на полотне.

2.Если на портрете изобразили даму из высшего общества, то обратите внимание на одежду и предметы туалета. Подчеркните то, что художник красиво нарисовал ткань. Хорошо бы  знать названия  и вид основных тканей (шёлк, атлас, бархат, кружева).

3.Если на портрете изображен историческая личность, то вспомните что-то из его биографии (хорошо бы указать не только род занятий, а несколько исторических фактов). Лучше, если  эти сведения  подчеркнут те черты личности, которые хотел изобразить на холсте художник. Но не перегружайте работу большим количеством исторической информации.

Описание портрета предполагает умение видеть и замечать множество деталей, оттенков, с помощью которых автор передал свое отношение к изображаемой личности. Поэтому внимательнее приглядитесь к персонажу картины. Что вы видите в его глазах, в выражении лица?  Что можете сказать о его настроении (весел, безмятежен, уставший, грозен и т.д.), какие чувства вызывает у вас эта личность. Возможно, какие-то внешние особенности (морщинки, блеск глаз, приподнятый волевой подбородок и т.д.) указывают на черты характера героя.

Сочинение по историческим картинам

Конечно же, необходимо владеть исторической информацией. Что изображено, главные действующие лица, интересные исторические факты. Уделяйте свое внимание при написании сочинения незаметным вещам. Но всё же постарайтесь решить, что вас интересует, а что оставляет равнодушным в этом творении искусства. В подобных картинах виден сюжет, известна предыстория и последующие события. Здесь важно обратить внимание не только на главных, но и на второстепенных персонажей и окружающие их предметы (помните, что в любой, казалось бы, незначительной детали присутствует авторское отношение к изображаемому).

Напишите несколько фраз-рассуждений о том, почему, по вашему мнению, художник выбрал именно такую тему для своей картины, что он хотел сказать этим.

 

И в заключение, несколько общих рекомендаций для сочинений по картине:

1.Приём «увеличительное стекло»

Сначала внимательно рассмотрите произведение художника. Ничего не описывая, расскажите, что изображено на переднем плане картины, что является фоном. Обратите внимание на мелкие детали, расположенные по краям картины. Взгляните на полотно общим взглядом, отметьте цветовую гамму произведения (это важный элемент в описании). Влияет ли  на ваше настроение и восприятие то, что изображено на картине?

2. Описываем - последовательно.

На первых этапах анализа картины используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, то есть центр композиции картины), верх картины (фон, небо).

3. Цвет = чувства

Колористика картины (цвет передаёт чувства автора, героев, иногда способствует выделению главного).

4.Три части, три части, три части!

Не забывайте, что ваша работа должна содержать три главных части (небольшое вступление, основная часть и выводы). В основной части вы должны суметь не просто описать картину, но и рассказать о главной мысли автора, и какими художественными средствами он ее передал. 
5. Нет шаблонам!

Продумайте, как можно  начать сочинение, лучше  не стандартными фразами «Перед нами картина художника…», а так, чтобы показать свой взгляд на изображённое. Возможно, сначала вы захотите упомянуть интересные факты, связанные с жизнью автора или с самой картиной, с сюжетом или историческими лицами, изображенными на ней. Возможен и другой вариант – начать сразу с описания ваших эмоций и настроения, вызванных этим полотном, а затем перейти к более детальному описанию, показав, как художнику удалось передать вам эти чувства.
6.Всё в картине имеет значение.
Обязательно обратите внимание на различные детали пейзажа). Например, подумайте над тем, почему на втором плане художник большое место отвел изображению неба или широким просторам. Как они выглядят. Укажите даже на самые малые детали пейзажа. Не стесняйтесь делиться своими мыслями и выводами, которые возникнут у вас в ходе описания. Это придаст вашему сочинению индивидуальность. Сделайте свой вывод, смог ли художник через состояние природы передать свое настроение. 
7. Эпиграф – почему нет?

Постарайтесь подобрать интересные сравнения, эпитеты, точные и красочные определения. Проводите параллели со стихотворными строками, созвучными настроению данной картины, в этом поможет эпиграф. Стихотворение  можно поместить и в конце текста.
"Решено, что мы едем в Эдем - это значит, мы едем в Эдем,
занимайте места, господа вояжеры! Таков эпилог.
(Или, может, эпиграф? Не все ли равно?)
Я их, знаете, путаю: префикс один,
да и корни, по смыслу, считай, заодно.
Ох, уж эти мне эллины! Этот язык!
Уж и как не вникал я в него, а не вник -
между тем, не последний, по общему мнению, был ученик

Михаил Щербаков
Все эти рекомендации вряд ли получится сразу реализовать с учениками начальной школы,  лучше начать с трёх (например: структура - цвет – чувства). Ещё лучше, если  «открывать»  их вместе с детьми, постепенно  добавляя новые.

После написания лучшие работы зачитываются, на примере удачных работ приходит понимание того, как  можно писать лучше. Ошибки разбираются без указания «автора». Важно, чтобы дети не боялись  описать свои мысли и чувства.

На уроке написания ребёнок  может получить помощь учителя. Но лучше, чтобы не было готовых решений.

И что важно для меня, все работы дети пишут в классе, самостоятельно. Чего нельзя сказать про домашние сочинения.

Конечно, многое зависит от начитанности ребёнка, от  его владения языком, интеллекта и эрудиции, но ведение работы в системе даёт свои положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio