Урок  по УМК «Гармония» в 4 классе

Как не ошибиться в безударных окончаниях имен прилагательных

Яровая Наталья Николаевна,
учитель начальных классов

Используются технологии: технология проблемного обучения, технология сотрудничества.

Цель:развивать умения грамотно писать безударные окончания имен прилагательных, развивать умения употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

                                   Ход урока

1.    Организационный момент. (Слайд)

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Тихо мы за парты сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнуться захотели –

Улыбнулись, потянулись…

И на место повернулись.

2. Проверка домашнего задания

- В чем сходство слов черный и белый?(прил, м.р, ед.ч, И.п)

- В чем их отличие? (значение)

- Как называются такие слова?

К какой схеме мы подбираем  антонимы? (Слайд)

Что можешь сказать о другой схеме? А знаете ли вы, чтобы передать оттенки красного цвета, можно использовать 15 прилагательных (красный, красноватый, алый, багровый, багряный, бордовый, гранатовый, коралловый…)

- Приведите свои примеры

            2.

 

-В какой части слова встретились вам орфографические задачи? (в окончании)

- Как решали эту задачу у имен прилагательных? ( по вопросу), а у существительных ( подбирая проверочные слова)

 

-Прочитай, какой текст у тебя получился.

-Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на уроке?   (Слайд) «Не ошибаться в написании безударных окончаниях имен прилагательных»

3. Работа по теме урока.

а) Игра «Не зевай!» Запиши словосочетания в форме косвенных падежей в порядке их следования (у доски)

Маленькая коробка -----------без маленьк… коробк…

Научная работа--------- к научн…  работ…

Легкая добыча-----------про легк…  добыч…

Русская печь---------------перед русск…  печь…

Пушистый заяц-------------о пушисто… зайц…

Как решали орфографические задачи?

б) Склонение прилагательных

- Назовите существительное, из записанных  в словосочетаниях, к которому можно подобрать антоним (работа – отдых), синоним (работа-труд). Составьте с этим словом словосочетание так , чтобы прилагательное в нем имело мягкую основу. (летний отдых)

- Просклоняй словосочетание с.155 (устно)

- В каком падеже орфограмма скрыта в окончании имени прилагательного? (Р.п)       ого-его

4. Закрепление изученного

а) по карточкам  3 ученика  Укажи падеж имен прилагательных)

 (С высок… здания,      до соседн.. деревн….,       по весен… ручью,       через син… даль,     об аленьк… цветочк… )- спишите, ставя данные слова в нужную форму.

в) работа с пословицами (Слайд)

- Прочитай пословицы. Объясни их смысл.

Горьк…правда лучше сладк… лжи.

Маленьк…  мир лучше больш… драки.

5.  Работа в парах (Слайд)

-Составьте и запишите 2 предложения так, чтобы одно и тоже прилагательное стояло:

А) в м.р., Т.п.

Б) в ж.р., П.п.

ФИЗМИНУТКА Встаньте

Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову признак, который указывает на внешний вид, то встанут девочки. А если на настроение – то встанут мальчики.

Веселый, ушастый, печальный, грустный, серый, хвостатый, радостный,  пятнистый, задумчивый, маленький.

6.Творческая работа (Слайд)

– Перед вами две Алёнушки. Какая из них вам нравится больше? Почему? По мотивам какой сказки написана первая картина? Почему художник изобразил Алёнушку такой печальной?

Что вы сделали бы, чтобы и на вторую Алёнушку захотелось смотреть? С помощью чего художник делает картину красивой?       А писатель?

     – Прочитайте текст.

Алёнушка

Аленушка была сестрой. Девочка очень печалилась, когда ее братец превратился в козленочка. От тоски пришла она к озеру. Кругом лес. Вода в озере. Небо над головой. Села Аленушка на камень, наклонила голову к воде. Такая она. Не грусти, Аленушка! Все будет хорошо. Скоро опять будешь играть с братцем.

– Понравился текст? Почему?

Попробуйте его отредактировать, рассматривая репродукцию. (У каждого ученика карточка с текстом, в котором пропущены прилагательные).

 

Алёнушка

Алёнушка была _____________ сестрой. Девочка

очень печалилась, когда её _____________ братец пре-

вратился в ___________ козлёночка. От ________

тоски она пришла к ___________ озеру. Кругом

______________лес. ___________ вода в _____________

озере.  ___________ небо над ____________ головой.

Села ___________ Алёнушка на ______________

камень. Такая она __________. Не грусти, __________

Алёнушка! Скоро опять будешь играть с ___________

братцем.

4. Проверка отредактированного текста.

(Слайд)

7. Подведение итога.

-Какие орфографические задачи мы решали на уроке?

– Спасибо, ребята, а еще мы убедились в том, что прилагательные очень нужны в нашей речи.

8. Домашнее задание.

 

   9. Итог урока

 

– Вернемся к нашим проблемам, которые ставили в начале урока.

– Кто хочет задать первый вопрос?

 

•  Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.

 

– Какое умение мы отрабатывали на уроке?

Рефлексия

•  Самооценка собственной работы на уроке.

 

Joomla SEF URLs by Artio