Урок русского языка по изучению нового материала в 3 классе. УМК «Школа России»

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Пронина Вера Борисовна,
МБОУ «Солнечная СОШ №1»
Тюменской области Сургутского района

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: начальное общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 3 класс Предмет(ы): Русский язык

Цели урока: Предметные: - познакомить с падежами имен существительных; - формировать умение изменять имена существительные по падежам; - Развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: Развивать умение формулировать цели своей деятельности; Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез; Личностные: Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать Задачи: Обучающие: познакомить третьеклассников с падежами имён существительных в процессе работы с текстом и словом; формировать умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. Развивающие: развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать умение задавать падежные вопросы, устную и письменную речь учащихся. Воспитывающие: воспитание культуры общения со сверстниками; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. Технология: использование ИКТ на уроке русского языка. Оборудование:учебник, карточка с текстом, карточка-помощница на каждого ученика, компьютер, интерактивная доска, презентация. Ход урока. I. Организационно – мотивационный этап (1 мин.) Начинаем урок русского языка. - С каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим покажите солнышко, а плохое настроение - тучку. - Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! СЛАЙД 2 Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем СЛАЙД 3 Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! II. Минута чистописания. СЛАЙД 4 Подумайте, какую букву мы будем сегодня писать? (Букву Р, Она изображена чаще других, а точнее 6 раз) СЛАЙД 5 Посмотрите на слайд. Вспомните, как правильно пишется эта буква. III. Словарная работа. СЛАЙД 6 1. Будем работать по рядам. Из предложенных словарных слов 1 ряд выписывает имена существительные, 2 - ряд имена прилагательные, 3 ряд – глаголы. Ж…ЛАТЬ, П…ЛЬТО, Ж…ЛТЫЙ, Ш…Л, ИНТ…РЕСНЫЙ, З…РЯ, ИЗВ…НИТ…, Ч…РНЫЙ, К…РТИНА. 2.Проверка СЛАЙД 6. - Кто не ошибся в выборе слов и правильно выполнил задание? -Какие буквы вы вставили в слова? 3. Повторение правил об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. - Что вы знаете об имени существительном, об имени прилагательном, глаголе? IV. Повторение пройденного материала. Сообщение темы урока. СЛАЙД 7 1.Работа в малых группах. Четыре группы получают задания. Группам предлагаются следующие слова: мес…ность блю…це ч…сы Сургу… Р…ссия В…силий с…езд в…роб…и ч…рт…жи Задания группам не объяснять. 1группа: разделить слова на две группы – одушевлённые/ неодушевлённые имена существительные. 2 группа: разделить слова на 2 группы – собственные / нарицательные имена существительные 3 группа: разделить слова на группы в зависимости от числа имён существительных 4 группа: разделить на группы в зависимости от рода имён существительных. После выполнения задания, повесить свой лист обратной стороной на доску. 1. Работа с оставшейся частью класса. СЛАЙД 7 На доске эти же слова. - Что общего между словами? (имена существительные) - Объясните выделенные орфограммы. - Запомните слова (10 секунд), запишите по памяти. Проводится самопроверка. 3. Проверка заданий, выполненных в группах. Листы вывешиваются на доску. - Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова? (выслушиваются ответы детей) 4. Обобщение знаний об имени существительном. СЛАЙД 11 « Я знаю об имени существительном…..» 5. Самоопределение. «Знаю + / надо узнать - » СЛАЙД 12 Грамматические признаки имён существительных 1.Одушевлённое / неодушевлённое 2.Собственное / нарицательное 3. Падежи 4. Род 5. Склонение 6. Число В индивидуальных листах отметьте «+» то, что вы знаете, изучили «-« то, что для вас не знакомо и надо изучить. Грамматические признаки имён существительных + 1.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных 2.Собственные / нарицательные имена существительных 3. Падежи 4. Род 5. Склонение 6. Число V. Изучение нового материала. Формулирование темы и постановка цели урока. 1.-Какое понятие для вас оказалось неизвестным? (падежи, склонение) - Какая тема нашего урока? - Какую цель мы поставь перед собой? СЛАЙД 13 ТЕМА УРОКА: Склонении имен существительных. Изменение имен существительных по падежам». Цель: 1.Узнать, что такое падежи и склонение. 2. Научиться изменять имена существительные по падежам. 2. Чтение стихотворения «Кот». СЛАЙД 14 Добавьте в стихотворение пропущенные слова. 2. Работа в индивидуальных карточках. 3. Фронтальная работа. СЛАЙД 15 Измените имя существительное КОТ по вопросам. Запишите ответы. 4. ____ КТО? _________ ____ ОТ КОГО? _______ ____ К КОМУ? _________ ____ КОГО? _________ ____ С КЕМ? _________ ____О КОМ? _________ - Что мы изменяли в словах? (окончания) - С помощью чего мы изменяли имена существительные? (с помощью вопросов) - А кто знает, как в русском языке называется такое изменение имён существительных по вопросам? 4. Знакомство с правилом с. 36, с. 37 5. Осмысление СЛАЙД 16 - Как называется изменение имён существительных? - Сколько падежей в русском языке? - Что такое склонение? В русском языке 6 падежей. В разных языках разное количество падежей , Так, французский язык сохранил только 3, немецкий — четыре, 2 в английском в финском имеется 15(Финляндия-15, Венгрия-22, Китай- нет) IV.Физминутка. Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. VI. Закрепление и систематизация знаний. СЛАЙД 17 1. Карточка помощница. Дети получают карточки падеж вспомогательное слово вопросы Именительный есть кто? что? Родительный нет кого? чего? Дательный дать кому? чему? Винительный винить кого? что? Творительный творить кем? чем? Предложный думать о ком? о чём? 5. Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращённо. У каждого падежа есть слово помощник. Допишите название падежей в своих карточках. СЛАЙД 18 6. Работа с деформированными предложениями. А) Из данных слов составьте предложения. Запишите. из, лежит, земле, ковер, хвои, мягкий, на б) Измени окончания и запиши предложение. Крупные (капля) (дождь) застучали по (крыша) (дом) Запись предложений с комментированием. - Для чего нужны падежи? 7. Упражнение в определении падежа у имён существительных. Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. 8. Восстановите правильную последовательность в работе по определению падежей имён существительных Проверь, подобрав вспомогательное слово. Задать от слова-командира нужный вопрос. По вопросу и вспомогательному слову определить и назвать падеж. Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени существительному. (которое командует существительным). СЛАЙД 19 Схема-алгоритм. - Как определить падеж имени существительного? 1. Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени существительному (которое командует существительным) 2. Задать от слова-командира нужный вопрос. 3. Проверь, подобрав вспомогательное слово. 4. По вопросу и вспомогательному слову определить и назвать падеж. 9. Упражнение в определении падежа у имён существительных. Запись под диктовку, определение падежей. На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на санках, перед домом, с севера, по улице. VII. Итог урока. - Что нового узнали? - Как называется изменение имени существительного по падежам? - Сколько падежей в русском языке? - Для чего нужны падежи? (Падежи, служат для организации слов в предложение) VIII. Домашнее задание. IX.Рефлексия. СЛАЙД 21 1. Нарисуйте на полях тетради соответствующий знак  Я все понял, но у меня остались вопросы.  Я все понял, могу работать с помощью учителя.  Я все понял и могу объяснить другому. 2. Самооценка собственной работы на уроке. СЛАЙД 22 Оцени свою работу на уроке. Покажи карточку. СЛАЙД 23 Подведи итог. Сегодня на уроке я… Научился…… Было интересно…. Было трудно… Мои ощущения….

Joomla SEF URLs by Artio