Именительный и винительный падежи

Титова Татьяна Евгеньевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №94 Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

Предмет

русский язык

Класс

4 «А»

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Именительный  и   винительный  падежи».

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Сравнивать окончания имён существительных и именительном и винительном падежах;
  • Называть признаки имён существительных и именительном и винительном падежах;
  • Различать имена существительных в именительном и винительном падежах;
  • Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.
  • Извлекать необходимую информацию;
  • Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
  • Проводить самопроверку и самооценку
  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
  • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 

 

 

 

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (чтение сказки, стихов).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

2. Презентация к уроку.

3.Карточки для дифференцированной работы.

4.Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 4 класс. Iчасть. М.: Просвещение, 2014

5.Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4класс»/ Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014.

6.Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.

 

 

 

Iэтап. Организационный момент.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Универсальные учебные действия

Цель- создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

 

Слайд № 2

- Вы пришли сюда учиться.

  Не лениться, а трудиться.

-Продолжите.

 

 

- Вы готовы быть такими на уроке?

 

-Приступаем к работе. Садитесь. 

 

 

 

Читают на слайде.

- Будем мы внимательны, активны и старательны.

- Да.

 

 

 

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

 

IIэтап. Актуализация знаний.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Универсальные учебные действия

Цель - актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3.

Словарная работа со словом «корабль».

- Что изображено на картинке?

- Какая гласная ударная в слове?

- Какая гласная безударная?

- Подберите однокоренные слова.

 

- Можем ли мы подобрать проверочное слово к безударной гласной «о»?

- Значит, какая это гласная «о»?

- Составьте предложения со словом «корабль».

 

- Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте их на доске.

 

- Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь.

 

- Корабль.

- «а»

- «о»

- Корабельщик, корабельный, кораблик.

 

- Нет.

- Непроверяемая.

Составляют и произносят предложения.

 

Дети читают предложения.

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

 

Дети записывают предложения.

 

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 

IIIэтап.  Мотивация к деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Универсальные учебные действия

Цель – мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И.п и В.п.).

 

 

 

 

Слайд № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5.

 

Слайд № 6.

Проблемная ситуация.

 

 

- Что общего в этих предложениях?

- На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении?

- Определите его падеж.

На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении?

- Определите его падеж. (появляются карточки с И. и В. падежами)

- Послушайте сказку.

( В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.)

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

- Поворот судьбы удивительный:
   Изучаем мы падеж именительный,
   И винительный падеж надо знать,
   От именительного отличать.

 

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

 

-Слово «корабль».

 

- На вопрос что?

- И.п.

 

- На вопрос что?

- В.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Имеют одинаковый вопрос что?

 

-Распознавать И.п и В.п.

 

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке;познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 

 

IVэтап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Универсальные учебные действия

Цель - наблюдение над признаками И.п. и В.п.

( какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают).

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

 

Слайд № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

 

 

 

- Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения.

-Сравните.                               

- Что заметили?

 

 

 

- Сформулируйте правило.

- Сравните правило с правилом на слайде.

- В чем ещё особенность?

 

- Почему?

 

 

 

 

-  Как вы думаете, о каких падежах идёт речь?

 

- Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

- Кого назвать, во что играть. Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить.

 

-  Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий  по определению падежа имени существительного.

 

 

 

 

 

 

Работают с предложениями самостоятельно.

Самопроверка.

- В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором предложении – обстоятельством.

 

Формулируют правило.

Сравнивают.

 

- В первом предложении нет предлога, а во втором – есть.

- Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И.п., а во втором предложении слово корабль стоит в В.п.

 

 

 

- Об И.п.

 

 

 

- Об В.п.

 

 

 

 

Алгоритм:

-  Нахожу слово, к которому относится имя сущ.

- Задаю вопрос.

- Выясняю, чем является имя сущ. в предложении.

- Определяю падеж.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-  поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.

коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 

 

 

- Откройте учебник на с.106  упр. 187. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать в упражнении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чем интересны эти предложения?

 

 

 

 

- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

- А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

-Какой вывод можно сделать?

 

 

Физкультминутка.

 

 

 

- Записать два первых предложения, разобрать по членам.

Работа у доски. Рассуждение ученика. (Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Рассуждение следующего ученика.

(Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что сделал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу - это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Вывод:

- В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором главный.

 

-  В И.п.

 

 

- (В В.п.)

 

- В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.

 

Дети выполняют подвижную физкультминутку.

 

 

- упр.188 (работав парах).

- Прочитай, N, задание вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выполняйте упражнение в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме И.п., затем в форме В.п.. Запишите предложения.

книга    площадь   учитель

Подчеркните в предложениях главные члены. Укажи падеж имён существительных.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- синтез.

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

-  контроль полученного результата.

коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

 - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 

Vэтап. Диагностика качества учебно – познавательной деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Универсальные учебные действия

Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

- Задание в рабочей тетради на с.44 упр.3. Выполняем самостоятельно.

(Дан текст. Нужно указать падеж выделенных имён существительных И.п. или В.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка для глаз.

 

 

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выделение и формулирование познавательной цели;

- рефлексия способов и условий действия;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

- построение логической цели рассуждений.

регулятивные:

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;

- контроль и коррекция полученного результата;

- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция.

коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

- способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет;

-  поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

 

 

 

VIэтап.  Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Универсальные учебные действия

Цель – учитьшкольников самоорганизации при выполнении учебного задания

- Самостоятельная (дифференцированная) работа по карточкам ( 3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый).

 

 

 

Проверка осуществляется учителем.

 

Выполняют работы по карточкам.

1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.

2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолные листъя лигли на землю.

3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)

 

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выделение и формулирование познавательной цели;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

- построение логической цели рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

регулятивные:

 - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

коммуникативные:

 - умение аргументировать своё предложение;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 

VIIэтап. Подведение итогов и рефлексия.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Универсальные учебные действия

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12.

 

 

 

- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

 

 

 

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Что показалось вам трудным?

- Вы с удовольствием поработали на уроке? (светофор)

-У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? (светофор)

 

- Запишите домашнюю работу: с.106 упр.189.

-Я всех благодарю за хорошую работу.

 

- В И.п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В.п.-второстепенным членом.

- В И.п. имена существительные всегда употребляются без предлогов.

 

Ответы обучающихся.

 

 

Показывают сигнальные карточки: зелёный-отлично; жёлтый-хорошо; красный-плохо.

 

 

Со слайда записывают домашнее задание в дневник.

 

 

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено;

коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IVэтап.  Контроль и оценка результатов деятельности (в начале следующего урока)

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Универсальные учебные действия

Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».

 

 

 

 

 

 

Проведение теста по теме «Именительный и Винительный  падежи».

 

Выполняют тестс помощью программного обеспечения системы контроля и мониторинга качества знаний .

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено;

 -осознание качества и уровня усвоения;

личностные:

-самоопределение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с разноуровневыми заданиями.                                                                                                        Приложение1

 

Карточка  № 3     

 

 

 

 

 

Составь текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)

 

 

Карточка  № 2

 

 

 

 

 

Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолные листъя лигли на землю.

 

Карточка  № 1

 

 

 

 

 

Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.

 

Joomla SEF URLs by Artio