Технологическая карта урока (занятия) в 3 классе

Главные члены предложения

Тывун Валерии Валерьевна,
Учителя начальных классов ГБОУ СОШ №46
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Тема

Главные члены предложения

Тип урока

Урок первичного усвоения новых знаний

Цели

- дать понятие о грамматической основе в предложении

- научить находить грамматическую основу в предложении

Планируемый результат

Предметные: ученики научатся находить грамматическую основу в предложении, воспроизведение своими словами правила нахождения грамматической основы в предложении.

Метапредметные:

- Личностные УУД – умение сотрудничать в группах.

- Регулятивные УУД – целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

- Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников.

- Познавательные УУД – анализ объектов с целью выделения существенных признаков, подведение под понятия подлежащего и сказуемого, выведение следствий.

Оборудование

Электронная доска

УМК

Учебник по русскому языку. 3 класс. Часть первая. «Начальная школа. 21 век».

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

 

I. Орг. момент

- Здравствуйте дети! Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему: «Главные члены предложения»

Приветствуют учителя.

Регулятивные УУД – постановка учебной задачи

II. Целепо-лагание

- Исходя из темы нашего занятия, чему мы сегодня должны научиться?

Молодцы! Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего занятия.

- Знать, что такое главные члены предложения, уметь их находить.

Открывают тетради, записывают.

 

III. Чистопи-сание

- А сейчас минутка чистописания.  (Слайд 2)

Пишут в тетрадях.

 

IV.Мотивиро-вание к учебной деятельности

- Дети! Сейчас делимся на 4 группы. На доске вы видите 4 группы слов. (Слайд 3) Определите, по какому принципу объединены  слова и найдите одно «лишнее» слово. К каждому слову поставьте вопросы.

- По какому принципу объединены слова в 1 группе?

 

- Какое слово здесь лишнее?

 

 

 

 

- По какому принципу объединены слова во 2 группе?

- Какое слово «лишнее» здесь?

 

 

 

 

 

 

- А в 3 группе?

 

 

- «Лишнее» слово?

 

 

 

- А почему еще оно может быть «лишнее»?

 

- И можно ли объединить слова на 4 строке в группу? Почему? 

- Какое слово осталось лишним?

 

- Отличная работа, ребята! А теперь обратим внимание, на наши «лишние» слова, можно ли из них составить предложение? (Слайд 4) Что для этого нужно сделать?

- Какое предложение у нас получилось? Запишем его в тетрадь.

Делятся на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все слова – это имена существительные и отвечают на вопросы кто? что?

- «Лишнее» слово здесь Серёжа, так как отвечает на вопрос кто? а остальные слова отвечают на вопрос что? (стол, карандаш, портфель)

 

Все слова глаголы и отмечают на вопрос что делала? что делает?

- «Лишнее» слово читает, потому что отвечает на вопрос что делает, а остальные отвечают на вопрос что делала? (играла, бегала, танцевала)

 

- Это слова прилагательные и отвечают на вопросы какой? какая?

- Интересный, так как отвечает на вопрос какой? а остальные на вопрос какая? (синяя, красная, белая)

- Три последних прилагательных обозначают цвет, а последнее нет.

- Можно, потому что это глаголы и отвечают на вопрос что делать?

- Слово книга, это имя существительное и отвечает на вопрос что?

- Можно, но для этого нужно изменить форму 3 и 4 слова.

 

 

 

 

 

- Сережа читает интересную книгу.

Записывают получившееся предложение в тетрадь.

Предметные результаты:ученики систематизируют свои знания об именах существительных, глаголах, и прилагательных.

Личностные УУД– умение сотрудничать в группах.

V. Изучение нового материала.

1.Коллективное обсуждение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отработка алгоритма нахождения главных членов предложения.

- С прошлого занятия мы уже знаем, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Эти слова являются главными членами предложения. Давайте найдем в нашем предложении эти слова.

- О чем или о ком говорится в нем?

Какое действие совершает Сережа? Поставим вопрос.

- Чем являются эти слова в предложении?

 

- А теперь давайте узнаем что и чем является в нашем предложении. Открываем учебник на странице 62. Читаем.

- Что такое подлежащее? Что оно называет? И на какие вопросы отвечает?

 

 

 

- Что называет сказуемое? На какие вопросы отвечает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как мы подчеркиваем подлежащее?

- Как мы подчеркиваем сказуемое?

- Найдите в нашем предложении подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

 

Теперь узнаем, как же мы будем находить подлежащее и сказуемое. Страница 63 учебника.

 

 

- Выполним упражнение 1 на странице 64. Работаем у доски, здесь 3 предложения, по одному на ученика. Остальные выполняют в тетрадях.

- Чем схожи эти предложения?

- Сережа читает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В нем говорится о Сереже.

Сережа (что делает?) читает.

- Главными членами предложения, его грамматической основой.

 

Читают из учебника о подлежащем и сказуемом.

 

 

- Это главный член предложения, называет то, о чем или о ком говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что?

 

 

- это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

 

 

 

 

- одной чертой.

 

 

-двумя чертами.

 

 

 

 

 

 

Чтение учащимися алгоритма как находить подлежащее и сказуемое в предложении, то есть грамматическую основу предложения.

 

 

Трое учеников по очереди выполняют работу у доски с комментированием.

 

 

 

 

- В них подлежащее стоит в самом начале предложения.

Предметные результаты:ученик научится находить подлежащее и сказуемое.

- Коммуника-тивные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников.

- Познавательные УУД – анализ объектов с целью выделения существенных признаков, подведение под понятия подлежащего и сказуемого, выведение следствий.

VI. Закреп-ление нового материала

Вы, наверное, уже задумались, почему главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым.

Давайте осуществим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, почему же их так назвали. (с.64)

 

- Итак, мы с вами узнали, что такое подлежащее и сказуемое, узнали, как их нужно подчеркивать. Давайте закрепим материал выполнением 2 упражнения учебника.

Чтение рубрики «Интересный материал из истории языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение из учебника.

 

VII. Итог урока

- Что входит в грамматическую основу предложения?

- Как подчёркиваются главные члены предложения?

- Какой  член  предложения  означает  «лежащий»  в  основе  предложения?

– Какой член предложения означает то, что «сказано о подлежащем»?

- В грамматическую основу предложения входят подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее одной чертой, сказуемое двумя.

 

- Подлежащее

 

 

 

 

- Сказуемое

 

VIII. Домашнее задание

Придумайте 4-5 предложений об осени. Выделите в них грамматическую основу.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio