Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Антонова Тамара Алексеевна

Русский язык - язык красивый, выразительный, богатый, и по праву считается одним из самых трудных. Наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто не делает ошибок в диктантах? Поэтому в начальной школе необходимо развивать и формировать орфографическую зоркость. «Трудные» случаи правописания оказываются проблемами для тех детей, кто не знает правил орфографии. Но правила нужны даже тем, кто считает себя «грамотным», потому что многие слова пишутся по-разному в зависимости от контекста. («Смотрю вдаль» и «в туманную даль»).

Используя в работе творческие задания, стараюсь развивать способности учащихся, фантазию, мышление, память - они вызывают желание читать художественную литературу. Много внимания уделяю умению владеть словом, воспринимать слово как художественный образ, использовать точные меткие слова для выражения своих мыслей, своего отношения к окружающему миру.

В схемах, таблицах, памятках и алгоритмах представлен весь грамматический и орфографический материал, которым должны владеть младшие школьники. Эти материалы могут служить и справочником для детей. Я использую эти материалы при объяснении нового, при закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся, так как предлагается много заданий, развивающего, тестового и творческого характера.

Приемы, воспитывающие интерес к предмету:

1.  Разные виды текстов и возможности их использования:

«Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора».

 (Ф. Тютчев)

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над пестрою поляной».

        (И. Бунин)

2.  Учитель вместе с детьми обсуждает прочитанное, раскрывает авторский замысел, его воплощение в лексических, синтаксических и стилистических особенностях текста. Выясняется также, какое впечатление вызвало у детей это стихотворение, какое слово или слова наиболее остро задели, запомнились, заставили задуматься; как они полагают понять мысли и чувства автора, его настроение. Дети делятся своими впечатлениями, своими ощущениями и высказывают предположения, каким может быть человек, написавший такие строки.

3.  Работа с текстом на уроках русского языка начинается с анализа текста, с того, что чувствуют дети, что переживают. «Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятие окружающего мира – это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления». (В.А. Сухомлинский)

Когда прочитанное осмысленно, занимаются грамматикой. Она не вызывает у ученика усталости, так как текст связан с переживаниями учащихся, с их настроением.

4.  Учащиеся с большим интересом воспринимают все формы работы, связанные с обращением к литературным текстам, в том числе использование словесных шуток  и шуточных стихотворений.

Например, сказка Г. Остера «Испорченная погода»:

- Сначала мы с тобой нападем на след, -  сказал попугай.

- Не надо, - испугался слоненок.

- Почему? – удивился попугай.

- Ну…  - смутился слоненок, - Мы на него нападем, он даст сдачи. Получится драка. Не надо.

Текст вызывает улыбку. Дети высказывают свои впечатления, затем ищут в словаре значение слова, которое не понял слоненок.

Напасть

1.       Выступить против кого-нибудь, чего-нибудь, броситься на кого-нибудь, что-нибудь с целью разгрома, уничтожения, нанесения ущерба.

2.                Встретить кого-нибудь, что-нибудь, обнаружить что-нибудь.

Вот второе значение слоненок не знал.

Далее учитель предлагает назвать прошедшее и будущее время данного глагола: напал и нападет, и переходит к теме урока.

Работа с пословицами, поговорками и фразеологизмами.

1.  Пословицы, которые учат ценить слово:

«Слово не стрела, а пуще стрелы разит».

«Не в бровь, а в глаз».

«Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами».

2.  Поговорки о дружбе:

«Нет друга, так ищи, а найдешь, береги».

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью».

Проблемные вопросы и поисковые задачи.

1.  Что объединяет записанные слова, и какое из них лишнее:

Очки, каникулы, ножницы, санки(все существительные употреблены во множественном числе, кроме существительного очки, которое многозначно).

2.  Загадки- шутки:

- Чашки все еще грязные, - спросила мама.

Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими? (они, вы, мы, ты)

Схемы-опоры и блок-схемы.

     Используются для усвоения материала и активизации учащихся.

     Схемы-опоры составляются учителем вместе с учащимися в процессе изучения грамматического или орфографического материала. В опоре концентрируется внимание на самых главных, самых существенных признаках понятия с целью обобщения материала по той или иной теме.

Схемы-опоры и блок-схемы.

Используются для усвоения материала и активизации учащихся.

Схемы-опоры составляются учителем вместе с учащимися в процессе изучения грамматического или орфографического материала. В опоре концентрируется внимание на самых главных, самых трудных темах.

сторож

малыш

луч

плащ

рожь

мышь

речь

вещь

    

Ж.Р.

 

М.Р.

 

Ж-----------------------

Ш-----------------------

Ч------------------------

Щ-----------------------

 

Ж------------------------

Ш------------------------

Ч-------------------------

Щ------------------------

 

: -

 

Целесообразно классифицировать правила правописания орфограмм, например согласных: парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; двойные согласные; сочетания чк чн нщ, чтобы учащиеся могли использовать знакомые алгоритмы, таблицы, опорные схемы и применять в своей работе при выполнении простых и сложных заданий и упражнений.

Велика роль графических работ по русскому языку. Обозначение гласных ударных и безударных в корнях слов; твердых и мягких согласных в словах; графический разбор слов по составу - выделение корня, приставки, суффикса, окончания и основы слова; постановка ударения в словах. Такие задания развивают зрительную память, заставляют думать над правописанием данной орфограммы, подобрать проверочные слова на данное правило. Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Неправильное толкование слов искажает их написание. Необходимо учить детей анализировать состав слова, учитывая в какой части слова находится орфограмма или когда орфограмма принадлежит какой-нибудь одной части (корню-щука, суффиксу-женщина); сочетание же согласных возможно при соединении приставки и корня(счесть), корня и суффикса разносчик. Склонение имен существительных или (словоизменение имен существительных) зависит от типа склонения, который определяется в зависимости от формы рода и окончания существительного. Правописание различных частей речи вызывает трудности еще и потому, что наша грамматическая система имеет множество форм словоизменения. Имена существительные, прилагательные, местоимения склоняются, глаголы спрягаются. Чтобы правильно писать окончания слов, нужно знать особенности их изменения, (ударные и безударные окончания существительных).

Интересна и разнообразна работа с интерактивной доской. Дети, работая на ней, видят свои ошибки, стараются их сразу исправить. Но учитель должен разработать систему тем уроков, применительно к своему классу, чтобы далее использовать её на уроках.

Joomla SEF URLs by Artio