Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Технология парного и группового взаимодействия на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе как способ достижения образовательных целей

Пименова Виктория Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №638,
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

  1. «Педагогические технологии и их классификация».

Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей.

Философской основой педагогической технологии служат следующие модели развития человека:

  1. теоцентрическая (источник развития – Бог);

  2. социоцентрическая (источник развития – социум);

  3. натуроцентрическая (источник развития – природа);

  4. антропоцентрическая (источник развития – человек).

    Основные технологии обучения имеют следующие характерные признаки:

  1. восприятие теории учебной деятельности как психологической основы всех технологий;

  2. диагностическое целеполагание;

  3. направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление разноуровневого обучения;

  4. оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся;

  5. ориентация учащихся;

  6. организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями;

  7. контроль усвоения знаний и способов деятельности;

  8. оценки уровня усвоения знаний и способов деятельности;

  9. стандартизация, унификация процесса обучения.

    Педагогические технологии классифицируют следующим образом:

  1. предметно-ориентированные, основанные на дидактическом усовершенствовании и изменении учебного материала;

  2. модульно-рейтинговые, основанные на введении модульных программ;

  3. дифференцированного обучения, заключающиеся в дифференциации постановки целей обучения, которые обеспечивают специализацию учебного процесса;

  4. развивающего обучения, основанные на том, что ребенок является самостоятельным субъектом, который взаимодействует с окружающей средой;

  5. основанные на коллективном способе обучения, состоящие в том, что обучение происходит путем общения в динамических парах;

  6. основанные на личностной ориентации учебного процесса, предполагающего сотрудничество, индивидуализацию обучения;

  7. авторских школ, основанных на оригинальных идеях.

    К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. ассоциативно-рефлекторная дидактическая система – приобретение знаний как процесс образования в сознании ассоциаций и установления связей между ними;

  2. поэтапное формирование умственных знаний;

  3. нейролингвистическое программирование - процесс обучения как движение информации сквозь нервную систему человека;

  4. теория содержательного обобщения – научно-методологическая база развивающего обучения;

  5. технология коллективного взаимодействия.

    (Гусак, 2008, 104)

    Таким образом, технология коллективного взаимодействия основана на коллективном способе обучения и состоит в том, что обучение происходит путем общения в динамических парах. Данная технология является современной и актуальной. Имеет характерные признаки основных технологий. Позволяет осуществлять образовательные цели.

  1. Признаки, стадии организации деятельности коллектива.

Технология коллективного взаимодействия – это совокупность задач и методов, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.

К признакам группового взаимодействия относятся:

  1. деление класса на группы с целью решения конкретных задач;

  2. получение каждой группой какого-либо задания и выполнение его под руководством лидера группы;

  3. выполнение задания таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника группы;

  4. непостоянство состава группы.

    Стадии организации деятельности коллектива включают:

  1. предварительную подготовку – начальная стадия коллективного взаимодействия, на которой необходимо определить педагогические задачи, проанализировать сложившуюся в коллективе ситуацию, определить место данной проблемы в образовательной деятельности, составить план организации подготовки действий;

  2. коллективное планирование – вторая стадия, на которой необходимо организовать обсуждение в коллективе возможных вариантов действий;

  3. коллективную подготовку – третья стадия, на которой необходимо организовать работу микрогрупп так, чтобы каждому члену коллектива нашлось конкретное дело, посильное для выполнения;

  4. проведение учебной работы – непосредственная реализация запланированного на предыдущих этапах;

  5. коллективный анализ – осмысление результатов деятельности, извлечение уроков на будущее.

  1. Методика коллективного взаимодействия. Цели методики.

Целями методики коллективного взаимодействия служат:

  1. усвоение знаний, умений, навыков;

  2. достижение высокого результата усвоения;

  3. развитие коммуникативных качеств.

    Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

    Задача учителя:

    Использование групповой работы в младших классах должно быть построено так, чтобы учитель мог организовать взаимодействие учащихся для поиска способов решения задач, а так же запустить процесс теоретического исследования и рефлексии.

    К принципам методики относятся:

  1. обучение по способностям ученика;

  2. разноуровенность подготовки;

  3. сотрудничество и взаимопомощь;

  4. ориентация на конечные результаты;

  5. непрерывность передачи знаний друг другу.

    Методика коллективного взаимодействия состоит:

  1. из подготовки к групповой работе: объявления темы, подготовки проблемной ситуации, инструктажа, раздачи заданий и материалов по группам;

  2. работы в микрогруппах: знакомства с материалом, планирования, распределения заданий внутри группы, индивидуального выполнения заданий, обсуждения выполненных заданий, подведения итогов работы;

  3. заключительной части: сообщения о результатах работы, анализа проблемной ситуации, общего вывода по результатам работы на уроке, подведения итогов, оценивания учащихся.

    Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, оппонирования, защиты своей точки зрения, последующей рефлексии. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.

    Организационное устройство группы.

    4-8 человек распределяются по 2-ум позициям: организатор и участник групповой работы.

    Перед началом образования групп учитель должен подчинить процесс группообразования как минимум 2-ум установкам:

  1. У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.

  2. Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.

    Группы могут различаться:

  1. по типу работы, то есть 1 группа проектирует, другая исследует, 3 решает проблемы.

  2. По теме работы.

  3. По уровню сложности задания.

    Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.

  1. Психологическая готовность к работе в группе.

Групповые и парные формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышают креативность.

Учащиеся должны владеть всеми необходимыми начальными навыками участника. Учитель – приемами тренера. В противоположном случае групповая работа не только не приведет к желанному результату, но и может обернуться проблемой: для отдельного ребенка, которого не примет, не услышит, не поддержит группа; для всей группы, которая проживает ситуацию травли одиночки или агрессивной конкуренции с другими группами; для всего класса, который получит травмирующий опыт неконструктивного конфликта.

Вывод: прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.

Формы обучения могут быть различны: специальный курс, проводимый психологом, серия уроков в рамках какого-либо предмета, цикл классных часов, проводимых класссн6ым руководителем совместно с психологом.

Принципиально важно донести до взрослых одну простую по своей сути мысль: групповая работа эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других.

Поговорим о рекомендациях для педагогов, заинтересованных в грамотном и целесообразном использовании групповых форм учебной работы. Данные рекомендации составлены с использованием материалов книги Б. Зельцермана и Н. Рогалевой «Учись! Твори! Развивайся!»(Рига, 1997).

 

  1. Способы создания учебных групп. Рекомендации учителю.

Разделение класса на группы… Казалось бы, это проходной и малозначащий момент. Однако дело обстоит не так. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

По желанию

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах: «Разделитесь на группы по … человек», «Разделитесь на … равные группы». Процедура разбиения на группы по желанию может проходить весьма и весьма драматично. Что еще более важно – принцип выбора участниками друг друга далеко не всегда ясен учителю – организатору. Почему драматично? Да потому, что при делении на группы по 3 человека какие-то «парочки» смогут работать вместе, а каким-то придется разделиться, что может больно их задеть. Могут возникнуть и другие эмоциональные проблемы. Основания для выбора партнеров действительно могут отличаться у разных участников. Одни выбирают тех, за чью спину может, будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге неплохую оценку. Третьи – тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. И так далее. В результате такие группы работают не просто по-разному, а непредсказуемо по-разному. Одни решают учебную проблему, другие – межличностные проблемы, третьи – вообще свои, личные… сравнивать работу таких групп между собой можно, например, по формальному учебному результату. Но это будет несправедливо, ведь работали они в разных психологических условиях. Сказанное выше не означает, что данный способ деления всегда неэффективен. Его успешно можно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе, и важен не результат, а процесс. Такое обучение действительно часто проходит проще и комфортнее в группе эмоционально близких людей. Если хочется соединить комфортность и обучение работе в группе малознакомых людей, можно усложнять процедуру выбора по желанию. Например, можно предложить группам разбиться на пары-тройки по желанию, а затем с помощью жребия объединить эти группки между собой в несколько малых групп. В результате объединения диад и триад получаются так называемые случайные группы.

Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуются тем, что в ней могут объединяться(правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить, продуцировать идеи, подчиняться требованиям другого. Участники как бы попадают в безвыходное положение: им нужно при помощи имеющихся человеческих ресурсов решить учебную задачу. Возможны конфликты, решать которые участникам должен помогать грамотный ведущий. Метод может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования случайной группы: жребий. Объединение тех, кто сидит рядом, с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т. п.

По определенному признаку

По такому признаку задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так можно разделиться по первой букве имени, в соответствии с тем, в какое время года родился, по цвету глаз и т. д.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой стороны – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединяющихся людей.

По выбору «лидера»

«Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими лидерами. Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.

  1. «Технология парного и группового взаимодействия на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе как способ достижения образовательных целей».

Групповая форма работы является одним из средств развития мышления учащихся. Систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе имеет свои преимущества:

  1. Не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, учащиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно.

  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

  3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных задачах.

  4. Формирует собственную точку зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

  5. Начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.

  6. Учатся общаться, овладевают коммуникативными умениями.

  7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

  8. Развиваются такие свойства мышления, как:

    -систематизация

    -обобщение

    -классификация

    -аналогия

    -анализ

    -абстрагирование.

    Технология коллективного взаимодействия основана на коллективном способе обучения и состоит в том, что обучение происходит путем общения в динамических парах.

    Данная технология является современной и актуальной. Ее использование на уроках литературного чтения и окружающего мира в 4 классе позволяет решать ряд образовательных целей. Применение данной формы работы помогает учителю развивать коммуникативность, сотрудничество, ответственность и активность ребят.

    Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, оппонирования, защиты своей точки зрения, последующей рефлексии. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.

    Список использоаванной литературы.

    Цукерман Г. А. «Виды общения в обучении», Томск, «Пеленг», 1993.

    Танцоров С. «Групповая работа в развивающем обучении», пед. Центр «Эксперимент», Рига, 1997.

    Гусак Е. В. Краткий курс по педагогике, «Окей-книга», М., 2008.

    Зельцерман Б, и Рогалева Н. «Учись! Твори! Развивайся!», Рига, 1997.

Joomla SEF URLs by Artio