Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Средства обучения — это источники получения знаний, формирования умений. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. (Вайндорф-Сысоева М. Е., Л.П. Крившенко «Педагогика».- М., Юрайт, 2005)

В современной педагогике понятие «средства обучения» дополняет такой инструментарий, как  «технология». Педагогическая технология – это направление педагогики, которое имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами:

1.                Научным: разработка содержания и методов обучения, проектирование педагогических процессов.

2.                Процессуально-описательным: описание процесса.

3.                Процессуально-действенным: осуществление процесса.

Технология отражает соответствие целей содержанию и характеру деятельности детей в обучении, педагогического управления этим процессом. 

Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с образовательными задачами.  

Ученики младших классов с большим интересом готовы вступать в сотрудничество, работать в группах или парах, вести диалог с учителем и с товарищем, обсуждая вопрос, вступать в дискуссию, решая проблемную ситуацию. Учитывая, что у детей данного возраста наглядно-образное восприятие, следует использовать на уроках компьютерные технологии, которые вызывают у детей интерес и оживление на уроке.  Эти педагогические средства позволят сделать урок интересным, увлекательным, где каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно и надежно.

Важно на этапе перехода из детского садика в школу учитывать и то, что ведущим видом деятельности была игра. Это значит, что вырвать ребенка из мира игры в одночасье нельзя. На уроках следует использовать игровые приемы, которые разнообразят урок и сделают его для семилетнего ребенка интересным и доступным.

 Рассмотрим те средства обучения, которые способны воздействовать на учащегося с целью развития его познавательного интереса. К таким технологиям относятся: игровые технологии, технология сотрудничества, проектная деятельность, использование информационно-коммуникационых технологий.

Рассмотрим в работе эти педагогические средства более подробно.

1.  Игровая деятельность

В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется вид деятельности: ведущей становится учебная. Однако резкая смена деятельности вызывает у учащихся негативное отношение к обучению  в школе. Учебная деятельность трудная и непонятная детям, поэтому через некоторое время они не хотят идти в школу. Ребята хотят играть, что соответствует психологическим особенностям семилетних детей. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

В.А. Сухомлинский писал, что «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не должен закрыться перед ним дверью класса. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму.

Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Для таких детей важно создать ситуацию успеха. Даже в игре надо предложить такие задания, с которыми они могли бы справиться.

В процессе учебной деятельности наиболее часто используются дидактические игры. Применение дидактических игр, как на уроках, так и во внеурочной работе,  является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться,  ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как  неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. 

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Она является ценным средством воспитания действенной активности детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

По виду деятельности учащихся выделяют следующие виды игр.

Игры-путешествия.

Игры-путешествия способствуют закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.

Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игры-поручения.

Игровая задача и игровые действия в них, основаны на предложении что-то сделать, помочь сказочному герою: "Помоги Буратино определить, с какого дерева упали листья", "Проверь домашнее задание у Незнайки", спаси Зайчика и т. д.

Игры-предположения

«Что было бы…?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?». Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы…?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Игры-загадки.

Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги).

В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть, сделать открытие и в результате что-то узнать.

Селевко Г. К. выделил среди прочих игр – деловую игру.

Деловая игра– метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Этот вид деятельности способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода.

Игры помогают:

·        активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

·        учат детей  подчиняться правилам;

·        дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

·        укрепить дружеские отношения в классе.

 Игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире. Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Во время игры развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают интерес к учебной деятельности. Занимательность игры дает учителю возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению окружающего мира. Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение.

2.   Технология сотрудничества (групповые формы работы)

 Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Такая организация учебного процесса создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При работе в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, идёт взаимообучение  детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.  При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию.

Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.

Групповая форма работы позволяет учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только интеллектуального развития учеников, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – вот какие цели преследует такая форма организации деятельности.

Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Учитель при такой работе приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества:

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

4. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.

5. Формируются коммуникативные умения.

6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Работу в парах можно начинать с первого класса.В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Детей следует познакомить с правилами общения: как сидеть за партой, как при разговоре смотреть на собеседника, тихо говорить в паре, называть товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушать ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе урока. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть.

Коллективные виды работ решают следующие задачи:

  •  делают урок более интересным, живым, насыщает урок эмоциями;
  •  воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду,
  •  активизируют мыслительную деятельность,
  •  дают возможность многократно повторять материал,
  •  повышается интерес к обучению.

При организации групповой работы следует учесть следующее:

·          нельзя принуждать к групповой работе детей, которые не хотят вместе работать (но в следующий раз нужно предложить);

·           если ребенок хочет работать один – разрешить отсесть в сторону и работать самостоятельно

·            групповая работа должна занимать на уроке не более 15-20 минут (в 1-2 классах),  20-30 минут (в 3-4 классах);

·            нельзя требовать в классе абсолютной тишины, т.к. дети обмениваются мнениями. Должен быть условный сигнал о превышении уровня шума;

·             нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

Приведем пример организации урока с использованием технологии сотрудничества. При изучении темы «Природные зоны» в 4 классе учащиеся разделились на 4 группы. В каждой группе был выбран капитан. Команды получили карты путешествий, в которых были написаны задания («План путешествия»). Ребята распределили задания, и дома самостоятельно подбирали материал. На следующем уроке весь класс отправился в путешествие по разным уголкам нашей страны. Каждая группа рассказывала о том, что знала о той природной зоне, про которую готовила самостоятельно. Рассказы детей сопровождала компьютерная презентация. Некоторые группы подготовили ее сами, а другие готовили с учителем после уроков, где главными участниками были дети. Они собрали материал, а учитель помогал только в оформлении. Урок получился очень интересным. Каждый ученик рассказывал подготовленный рассказ, дополнял товарищей, если знал дополнительный материал. В конце урока каждая группа заполнила журнал путешественника, в котором была собрана основная информация по природной зоне. В итоге учитель размножил собранный материал, и каждый ученик получил брошюру «Природные зоны нашей страны».

Групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе.

Для современного этапа развития начальной школы групповая форма обученияв наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении.

3.  Информационно-коммуникационные технологии

Не менее важное место в современном образовании занимают и информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ). Использование ИКТ на уроках обусловлено не только интересами учителя, как это было раньше, но и требованиями современных учебных программ и образовательного стандарта. В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно? Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

ИспользованиеИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся начальной школы. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А красочное оформление занятия, его четкая организация и продуманность и есть путь к повышению интереса учащихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. На разных этапах урока работа строится с опорой на информацию, вынесенную на экран. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, и, безусловно, повышает интерес к изучаемому материалу.

Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и ученики превращаются в пытливых искателей знаний.
Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Учителю предоставляется возможность показать видеофрагменты, иллюстрации, фотографии, и это вызывает у детей чувство восхищения и интереса к природе, которая их окружает. А у учителя есть возможность сократить время на поиски материала.

 Во время проведения занятия по экологии «По страницам Красной книги» учащиеся могут увидеть всех животных и те растения, которые нуждаются в защите. Дети отправляются в виртуальное путешествие и помогают животным выжить, устраняя с помощью компьютера те опасности, которые им грозят. Например, дети могут очистить водоём, чтобы животные и растения жили в чистой воде. Так, не выходя из класса, ребята участвуют в мероприятиях по защите животных и растений.

А разве можно совершить путешествие по планете за 45 минут? С использованием средств ИКТ – можно. Так при изучении темы «Путешествие по планете» ребята побывали на всех материках, познакомились с удивительными животными и редкими растениями. Ученики загадывали загадки, делали мини-доклады, сообщали о значении помощи человека животным и растениям. Такие занятия проходят  легко, свободно и быстро. На них нет скучающих учеников, а есть активные, заинтересованные, равноправные участники обучения.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют: сделать обучение интересным и разнообразным по форме; показать в динамике сложные для понимания процессы; вступить в диалог с компьютерной программой, легко пользоваться справочным материалом, выполнять небольшие исследования и проекты. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. 

4.         Проектная технология

Сегодня организация проектной  деятельности заслуживает особое внимание педагогов, т.к. именно в ней заложен большой потенциал для развития познавательного интереса школьников.

 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Эти слова отражают суть проектной деятельности. Каждый человек должен уметь мыслить и действовать. А окружающая жизнь – это своеобразная творческая лаборатория, где и происходит процесс познания.

Организация проектной деятельности как педагогический «инструмент»- метод обучения использовался в отечественном образовании в начале 20 века, т.е. он не новый, но именно в 21 веке стал особо значим. Сегодня его понимают гораздо шире, чем метод - как педагогическую технологию, направленную на формирование умений принимать решения, а значит,   умений адаптироваться в стремительно изменяющемся  мире.

Проектная деятельность – это совместное учебно-познавательное проектирование решений дидактических задач,  имеющее   согласованные цели, методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением.

В основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Организация проектной деятельности осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и для усиления  природной любознательности детей, их стремления исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

Основные условия применения технологии проектов сводятся к следующему:

·          существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения  интегрированного знания;

·          значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

·          применение   исследовательских  методов при  проектировании;

·          структурирование этапов выполнения проекта;

·          самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Значимость проектов заключается в том, что:

·          каждый участник проекта определяет свои силы;

·          приобретаются навыки работы (практические, с информацией)

·          появляется заинтересованность работой, результатом, новыми знаниями

·          развиваются коммуникативные навыки

При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых  предопределяет успешность всего последующего обучения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности.

 Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключатся в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

 Приступая к проектированию с младшими  школьниками, следует учесть, что большинство детей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны, поэтому, если тема  уже   выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока  не угас интерес.

Во время работы над проектом учащиеся сталкиваются с трудностями и учатся их преодолевать, их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

Перед началом работы над проектом дети знакомятся с этапами проекта, обсуждают план работы.

Выделяются следующие этапы работы над проектом:

·          Подготовительно-ориентировочный этап - определение объекта и предметов проектирования, формулировка цели, определение необходимой информации и последовательности проектирования.

·          Организационный - определение и организация проектных групп, направлений их работы, формулируются задачи для каждой группы, источников информации по каждому направлению. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

·          Поиск информации - поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Ученики могут в зависимости от подготовки работать самостоятельно дома, прибегать к помощи родителей или работать в группе под руководством учителя  после уроков.

·          Получение готового продукта -  определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

·          Рефлексия - участники обсуждают и анализируют результаты проектирования (полученную информацию), делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Участники проекта высказывают свое мнение о проделанной работе, делятся впечатлениями.

Классификация проектов

1. Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете, в журнале и т. д.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, ребята берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По предметно – содержательной области можно выделить два типа проектов.

1.  Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

·          внутриклассными;

·          внутришкольными;

·          региональными;

·          межрегиональными;

·          международными.

   Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

1.        Мини – проекты могут укладываться в один урок.

2.        Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

3.       Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

4.        Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

В начальной школе по продолжительности целесообразно проводить мини-проекты или краткосрочные, чтобы у учащихся не потерялся интерес к деятельности.

Для младших школьников важным моментом является оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта. Это позволяет каждому ученику почувствовать свою важность, уверенность в своих силах. Безусловно, поощрение станет стимулом для желания участвовать в дальнейших проектах, стать более активным.

Проектная деятельность в начальной школе эффективно способствует разностороннему развитию ребенка, его воспитанию и обучению, а также развитию творческих способностей. У школьников формируется познавательные мотивы обучения, так как дети видят конечные результаты своей деятельности, которые возвышают их в собственном представлении о себе и вызывают желание совершенствовать свои умения, знания и личностные качества.

В данной статье мы рассмотрели некоторые педагогические средства, которые способствуют развитию познавательного интереса младших школьников.

Joomla SEF URLs by Artio