Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Сохраним для ребёнка его маленькие детские радости

Архипова Ирина Анатольевна

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели: способствовать появлению нового типа человека. Повзрослевший ученик, а потом и взрослый человек должен чувствовать себя комфортно в постоянно изменяющемся мире, он способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом. В общеобразовательной системе требуются изменения самой парадигмы обучения, так как "не успешность" ребенка в учебной деятельности по-прежнему остается проблемой для всех школ. Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему школьного образования, однако количество детей с трудностями в овладении знаниями увеличивается.

 

Анкетирование и школьное тестирование показывают, что от 40% до 60% учащихся имеют отклонения в созревании и функционировании мозга, увеличилось число детей с проблемами социальной адаптации. Неудачи в овладении знаниями приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашнее задание в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых тот или иной дефект обнаруживается наиболее отчетливо.

 

Научные исследования подтверждают, что мотивация определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом обуславливает его учебное поведение, придает ему личностный смысл и значимость. Активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Активизация познавательной деятельности: предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем - пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На "легком", не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии, обсуждения составленных самостоятельных задач, решений. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей.

 

Проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой.

 

Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Для многих учителей в современной школе активность учеников - большая проблема. Общаясь с коллегами после уроков, я часто слышу сетования на то, детей очень трудно «расшевелить», им ничего не интересно. Дело в том, что при поступлении в школу шестилетки, как говорят психологи, оказываются в новой « социальной ситуации развития». Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Очень важно, чтобы учитель понимал сложности, с которыми столкнулся маленький человек. У большинства детей длительное переживание школьных неудач влияет на настроение, способствует развитию депрессивных состояний. О какой активности можно говорить в такой ситуации?

 

Спасти ситуацию, по моему мнению, может не отдельно взятые новаторские методики, не реформы, а старый добрый и самый эффективный метод – игра.

 

Дидактическая игра - это средство развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, я постоянно использую на уроках. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира.

 

В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.

 

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле, творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое.

 

Известно, что прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребёнку просто сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остаётся навсегда. И для того чтобы открытие состоялось, нужно уметь ненасильственно направить активность ребёнка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для младшего школьного возраста форме –« игре по правилам». Одним из условий выигрыша здесь является понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры – это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить.

 

Игры по обучению грамоте и чтению.

 

 

 

Прыгалки.

 

Оборудование: скакалки или ленты.

 

Длинную ленту или скакалку растянуть на полу перед стоящими детьми. Учитель в медленном темпе называет разные слова. Среди слов – слова с указанным учителем звуком. Дети должны перепрыгнуть через скакалку, когда услышат слово, которое начинается с указанного звука. Прыгнувший позже других выбывает из игры. Выбывающего определяют дети, которые не принимают участие в игре. Победителем будет ученик оставшийся последним.

 

 

 

Птичий рынок.

 

Оборудование: игрушки – животные.

 

Учитель объясняет детям игровую ситуацию: «Вы пришли в магазин и можете забрать себе понравившуюся игрушку бесплатно, но при одном условии: придумать кличку этой зверюшке, которая состоит из двух (трёх) слогов, или с ударением на указанном учителем слоге. Если ребёнок справился с заданием он получает право играть с этой игрушкой весь день.

 

 

 

Подбери слово.

 

Учитель задаёт ритмический рисунок слова, называя одинаковые по звуковому составу слоги, один из которых произносит с ударением. Учащиеся придумывают слова, произношение которых соответствует заданным ритмическим рисункам:

 

Та –та – та – памятник,

 

Та – та - та - подснежник,

 

Та – та – та – красота.

 

 

 

Эхо.

 

Игровая ситуация: « Поиграем в эхо». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

 

Назови своё слово.

 

Оборудование: мяч.

 

Учитель называет слово, начинающееся с твёрдого согласного звука, и бросает мяч кому – либо из учеников. Ученик ловит мяч и называет слово, которое начинается с парного мягкого согласного звука.

 

 

 

Магазин.

 

Оборудование: небольшие сувениры, канцелярские принадлежности, фрукты, фотографии, наклейки и т. д.

 

Можно получить предмет в подарок, если правильно его «прорекламировать» по буквам:

 

К – красивый л - лето

 

О – осмелился и – источник витаминов

 

Т – тащит м - мякоть

 

И - играет о – очень кислый

 

К - крадётся н – нравится

 

 

 

 

 

Кузовок.

 

Оборудование: корзинка, фишки.

 

Складывать в кузовок можно все слова (фишки), которые заканчиваются на - ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок…..

 

Эту игру можно начинать такими фразами:

 

1. Собираемся в лесок, наполнять кузовок!

 

2. Вот перед нами корзина, туда отправляется….( малина, картина, балерина)

 

3.Вот коробка, смотрим, что там? ( лодка, бородка, сковородка)

 

4. Вот большой – большой пакет. Клади в него….( табурет, билет, балет)

 

 

 

Словесный мяч.

 

Оборудование: мяч.

 

Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо кто кому захочет.

 

Один игрок называет слово и кидает мяч, а второй ловит и придумывает слово па последнюю букву прозвучавшего слова: комар – рак – кролик – коза – автор и т.д.

 

 

 

 

 

Буква – гостья.

 

Оборудование: карточки изученных букв.

 

Дети образуют круг. Учитель называет букву и идёт с ней по кругу. Тот, перед кем он остановится, должен быстро назвать слово, которое начинается с заданного звука. Кто не назвал слово, выходит из игры.

 

 

 

Словесные цепочки.

 

Можно играть командами, записывая слова на листочке. В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: яблоко–корова– ваза….

 

 

 

Какие буквы привёз Буратино?

 

Оборудование: предметные картинки, карточки букв, игрушка Буратино.

 

На доске выставлены предметные картинки и повёрнутые тыльной стороной карточки букв. Ученик определяет первый звук названия предмета на картинке, называет букву и переворачивает карточку с буквой на лицевую сторону. Класс оценивает: « Угадал!» или « Не угадал!»

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio