Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Развитие познавательной мотивации младших школьников
через метод проектов

(Выступление 23 марта 2016 года на VII Петербургском образовательном форуме.

Дискуссионная площадка «Как подготовить педагога к работе с одаренными детьми»)

Баранцева Ольга Игоревна,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 337
Невского района Санкт-Петербурга

 

«То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый их них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский

У любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации к учению вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, игровых моментов, активных форм обучения и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость у учащихся этой мотивации. Отыскать причину низкой эффективности несложно.

Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию. Поэтому передо мной и моими коллегами встал вопрос развития стабильной познавательной мотивации обучающихся и решение мы нашли в реализации метода проектов, когда ребёнку приходится погружаться в учебную проблему, искать ответы на поставленные вопросы и в дальнейшем презентовать свою деятельность.

В данном случае роль педагога, заключается в управлении деятельностью своих учеников, контроле достигаемых результатов и при необходимости их корректировки.

Метод проектов эффективная педагогическая технология. Метод проектов позволяет через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным,способным преодолевать различные проблемные ситуации.Заслуга его в том, что он даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера; побуждает к самообразованию.

В процессе выполнения проектной задачи, повышается уверенность через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста.

Задача данного метода– стимулировать интерес детей, формировать и развивать познавательную активность. Учащиеся могут объединиться по группам, работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать проект в парах.

Самое главное то, что для развития творческой и познавательной активности учащихся учитель ориентирует их на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции и т.д.

В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «И всё о той весне…», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, неизвестный ранее, поражающий  воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее –

один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Поэтому дети постепенноприучаются к публичным выступлениям.

Повышение мотивации и развитие творческих способностейпроисходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.

Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих, задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Создание совместного ученического проекта могут формироваться как учителем, так и по желанию детей.

Следует заметить, что формирование групп для участия в создании проекта должны быть под контролем учителя, чтобы составы групп по интеллектуальному развитию были приблизительно равны, иначе дети (если будет слабый состав группы) могут не завершить работу над своей частью проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельностиисследовательского, поискового, творческого характера.

В своей работе я применяюисследовательскую проектную деятельность, так как именно она ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. Кроме того, использование меж предметных проектов даёт возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Но в начальной школе ребятам более доступны и понятны творческие проекты, которые предполагают соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, театрализации, репортажа, презентации, произведений декоративно-прикладного искусства, памятки, книжки-малышки, дизайна и рубрик газеты, альбома и так далее. В начальной школе проектные задачи – есть шаг к проектной деятельности в основной школе.

Практика показывает, что те дети, которые на первых порах являются просто наблюдателями, в дальнейшем становятся активными участникамиисследователями. Считаю, что групповая форма работы дает ребенку возможность выхода на более высокий уровень – выход на индивидуальный проект, а это в свою очередь, положительно отражается на их учебной деятельности, т.е. развивается положительная мотивация.

За годы работы в школе я не раз обращалась к театральным приемам на уроках.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями.

Элементы театрализации на уроке предоставляют возможность испытать всю гамму чувств, доступную ребенку. И в первую очередь, это возможность испытать радость – одно из самых сильных чувств, являющееся стимулятором для всех психических процессов, происходящих в процессе формирования и развития эмоциональной сферы ребенка. Учение без творчества – это мучение.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке учителя, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, чтообеспечивает мотивацию к успешному обучению.

В моём классе детиучатся писать стихи, прозу, сказки, фантастику, сценарии, участвуют в районных и международных конкурсах.

В этой работе и учитель раскрывается для учеников по-другому. Он передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

Особое внимание уделяется презентации (защите) проекта.Необходимо помочь ученикам подготовить проект к презентации.Этозавершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов,которая должна носить стимулирующий характер.Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.Можно выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.

Например, могут быть следующие номинации: «Проект - открытие», «Проект – мини», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т. д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы. Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения. Способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: «Я сам!», «Я смог!», «Я знаю!».

Наряду с положительными моментами, в этой технологии есть и недостатки:

не укладывается в рамки одного урока; трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника коллектива.

Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников.

Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка.

Результаты тестирования педагогом-психологом в нашей школе показали высокий уровень развития учебной мотивации в классе, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности эффективна и положительно влияет на развитиеучебной мотивации младших школьников.

 

 

Список использованной литературы

1.    Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. Образование в современной школе- 2000. № 4.

2.    Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действияв начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / - М.: «Просвещение», 2008.

3.    Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Методическое пособие. Проектная деятельность в учебном процессе. - Санкт – Петербург, 2005.

4.    Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа – 2005. - № 9.

5.    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

6.    Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева  М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –Под ред. Полат Е. С.— М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.    http://doob-054.narod.ru/project.html

2.    http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/metod_proektov/metod_proektov/3-1-0-38

3.    http://gigabaza.ru/doc/42-pall.html

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio