Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Как распознать, что ребёнок – левша?

 

Федотова Елена Олеговна,
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ГБОУ лицей №486 Санкт-Петербурга

Особые трудности при письме испытывают леворукие дети. Поэтому так важно вовремя распознать леворукость своего ребёнка и знать как ему помочь.

Что делать с леворуким ребёнком? Переучивать его или нет?  Конечно нет! Леворукость - не нарушение, а индивидуальная особенность развития ребёнка. Леворукость и праворукость определяются физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Работу каждой руки регулирует противоположное полушарие: у правшей - левое, а у левшей - правое. Переучивая левшу, мы вызываем перестройку в работе мозга. Поэтому прежде чем принимать какое-то решение, нужно узнать ведущую руку своего ребёнка.

Для этого существуют специальные тесты. Проведите их. Предложите ребёнку поиграть. Попросите постараться выполнить все задания.

1. Ребёнку даёте лист бумаги, карандаши и предлагаете нарисовать то, что он хочет. После того, как он закончит, даёте задание нарисовать тоже самое другой рукой. Ребёнка следует подбодрять, поощрять, говорить, что он правильно всё выполняет. А сами смотрите, какой рукой движения выполнены увереннее, чётче. Эта рука и ведущая.

2. Ребёнку предлагаете коробку с палочками. Задание: открыть коробку, достать палочку и закрыть коробку. Выполнять эту работу будет ведущая рука.

3. Ребёнок должен одной рукой разложить в 2 -3 кучки карточки, например от лото. Раскладывать их будет ведущая рука.

4. Небольшой (теннисный) мяч кладётся перед ребёнком. Ребёнок должен бросить одной рукой мяч и поймать его (движения выполняются несколько раз).

5. Соединить 5- 6 скрепок в цепочку. Скрепки лучше взять крупные. Ведущая рука действует более активно.

6. на иголку с ниткой нанизывается бисер или мелкие пуговицы. Ведущая рука действует более активно.

7. Ребёнку предлагаете открыть несколько баночек с завинчивающимися крышками. Открывает и закрывает банку ведущая рука.

8. Развязать узелки. Для этого заранее неплотно завязываются несколько узелков на шнуре средней толщины. Ведущая рука будет развязывать узелки.

9. Из кубиков предлагаете построить дом или ограду. Кубики ребёнок берёт ведущей рукой.

10. Нарисовать 10 крестиков и стереть их резинкой. Ведущая рука всегда более активна.

Чтобы удобнее было подвести итог этой тестовой работы, можно сделать таблицу, в которой крестиком отмечать каждый раз ведущую руку. Если в графе "Левая рука" более 6 крестиков, ваш ребёнок левша.

Тесты

Левая рука

Правая рука

Обе руки

1.

2.

3.

4.

 

 

 

После каждого задания отмечаем крестиком ведущую руку. Если при выполнении какого-то задания ребёнок активно использует обе руки, то отмечаем это в последнем столбике.

Что делать родителям ребенка левши? Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок – левша и не пытайтесь переучить его, этим вы только травмируете ребенка и себя. Переученные дети левши очень часто имеют плохой почерк, они неуверенны и часто нервничают. Не акцентируйте внимания на том, что ребенок левша не такой, как все. Ребенок не должен чувствовать себя в меньшинстве, иначе это разовьет комплекс неполноценности, он не будет ощущать себя принадлежащим к остальным.

Ребенок левша обычно большой выдумщик, у него хорошо развита фантазия, он уже с раннего детства может великолепно играть на музыкальных инструментах (если его этому учить, естественно), у него отличная память. Ребенок левша зачастую оригинален и его идеи намного отличаются от идей друзей, например, при рисовании, постройке из подручных материалов, лепке, придумывании костюмов и ролей на праздники, при ответах на определенные вопросы. Это объясняется тем, что у ребенка левши правое полушарие более развито, чем левое.

 

Как помочь ребенку преодолеть трудности в обучении. 

• Для овладения навыками чтения, внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения

• Можно также закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие.


• Необходимо развивать содружественное действие обеих рук. Могут быть полезны игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.


• Родителям левши необходимо каждый раз убеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания ("у тебя часы на левой руке" или "у буквы "б" хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы "д" – вниз, как у дятла").


• Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в "застреваниях" в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания.

• У детей-левшей бывают затруднения при выполнении сложных движений. Во время утренней зарядки предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания "кролем"). Каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям. Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их проблемами координации движений – особенно.


• Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без "ну это, как его, это же понятно!".


• Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов желательно обращать внимание ребенка на направление, в котором пересчитываются предметы – справа налево или слева направо. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:


• ребенок рассматривает образец: ряд фигур или изображение предметов;


• перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;


• образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;


• образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.


• Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить ряд сюжетных картинок (справа налево или слева направо) и составить по ним связный рассказ. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок


• Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.


• Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio