Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Использование интеллектуальных игр с целью мотивации самопознания и самообразования учащихся начальных классов

 

Федотова Лариса Васильевна,
учитель начальных классов

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.

                                                          Ш. Амонашвили

Одной из наиболее актуальных проблем в сегодняшних условиях преподавания и воспитания становится проблема духовно - нравственного воспитания.

Необходимо от формального образования перейти к нравственному осмыслению. Иными словами, школа должна помочь детям адаптироваться в современном обществе, максимально раскрыть их творческие способности и реализовывать их личностный потенциал. Экстенсивное увеличение предметов не решает этой проблемы. Нельзя предугадать, что именно станет более важным завтра, а что утратит ЗНАЧЕНИЕ.

Узкая специализация, как известно, делает человека беспомощным перед стремительно меняющейся действительностью (изменениями в науке, общественной жизни и т.д.). В этой ситуации только развитие творческих способностей, интеграция знании, организация в системе общечеловеческих ценностей служит гарантом адаптации молодого человека к современной жизни.

Освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта происходит в игре, поэтому интеллектуальная игра должна занять в практике обучения достойное место, так как, в отличие от многих традиционных приемов, больше ориентирована на формирование значимых качеств личности.

 

П.П. Блонский называет игру “великой учительницей ребенка”, естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой ребенок, “упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни”. Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия.

Игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка, и, что немаловажно, единству содержания интеллектуального и социально-нравственного развития ребенка.

Меня заинтересовала проблема интеллектуального развития детей, после нескольких поражений на олимпиадах, районных интеллектуальных играх (  интеллект – общая умственная способность, связанная с успешной адаптацией к новым жизненным условиям.)

Актуальность исследования. Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, при которых игра становятся более эффективным средством в развитии познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством игры.

Предмет исследования – игра как средство развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.

Передо мной стоял важный вопрос: когда, где , в каком объёме и в какой системе проводить игры, чтобы работа была результативной.

Гипотеза исследования: игра будет более эффективным средством развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте если:

Ø организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка;

Ø способствовать знакомству с окружающим миром;

Ø педагогическое взаимодействие: сверстники - педагог - социум - среда;

Ø соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.

Общие задачи игровой деятельности:

  • развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);
  • развитие воображения как основы творческой деятельности;
  • развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  • формирование в процессе игр нестандартного мышления;
  • развитие координации и мелкой моторики;
  • организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;

.В новых образовательных стандартах одним из актуальных направлений развития младших школьников названо формирование УУД (универсальных учебных действий).

Я считаю, что интеллектуальные игры являются  важным и удачным средством формирования универсальных учебных действий. Какие УУД мы развиваем в ходе работы интеллектуального сообщества?

Познавательные   УУДформируются через анализ ситуации, её оценку, построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование и выбор единой версии от команды.

Коммуникативные УУД  невозможны без учёта позиции участников команды, распределения ролей внутри команды (командир, «ласточка», пишущий), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные УУД  проявляются в способности мобилизовать силы, ум и энергию для преодоления препятствий в игре, собраться в стрессовой ситуации, оценить свои действия после игры («осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить»).

Особо следует отметитьразвитиеинформационной грамотности у учащихся при подготовке к  играм. Назову наиболее эффективные и распространённые источники: предметные энциклопедии, словари и справочники, средства  Интернет (при обязательной помощи родителей). Не стоит забывать и о наших учебниках по предметам и о возможностях сотрудничества с библиотекой.

Наблюдая за ребятами, вижу, что при подготовке и проведении интеллектуальных игр они включаются в поисковую деятельность. Для них создаются условия развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, возрастает познавательная возможность в самостоятельной деятельности, повышается учебный интерес, появляются первые положительные результаты.

Требования, предъявляемые к методике проведения интеллектуальных игр как средства познания окружающего мира и развития интеллектуальных и коммуникативных способностей детей, состоят из принципов:

1. Принцип индивидуального подбора интеллектуальных игр с учетом возрастных особенностей ребенка.

Это означает, что игровые программы, например, педагога-психолога или социального педагога с приоритетом интеллектуального развития воспитанников должны быть сориентированы не на общую массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, конкретным социальным статусом в системе отношений с друзьями. Каждая игра – это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и ролей, которые выбирает ребенок. При этом следует учитывать тип темперамента ребенка, уровень его коммуникативных и интеллектуальных возможностей, статусное положение в группе сверстников.

2. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

Этот принцип раскрывается в этнокультурном характере игры. Место, где живет ребенок, семья, в которой он воспитывается, - все это имеет значение для выбора правил и содержания игр. Поэтому социально-ориентированные игры должны подбираться таким образом, чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях. Например, можно использовать игры - инсценировки этического содержания по сюжетам конкретных жизненных ситуаций, имеющих место при общении детей в группе. Педагогу отводятся роли отрицательных персонажей, которые разговаривают так, как не следует. Например, моделируется ситуация в магазине, где в роли грубого и недовольного продавца выступает педагог, а в роли доброжелательных покупателей - дети. После этого детям предлагается обсудить ситуацию и характер общения персонажей. Затем ситуация разыгрывается снова, но в роли положительного персонажа, т. е. продавца, умеющего уважительно и вежливо разговаривать выступает по желанию один из детей.

3. Принцип рефлексивного последействия, который заключается не просто в фиксации результатов игры, а в анализе собственных действий каждого участника игры. В таких играх от детей требуется научиться анализировать поведение сверстника и свое поведение, сходство и различие в стратегиях решения поставленной познавательной и игровой задачи, их эффективность.

Кроме того, задавая себе вопросы о том, почему у него с партнером что-то получилось или не получилось в игре, ребенок учится находить обоснование жизненным поступкам своим и партнера, отвечать на такие вопросы, как: “Кто он? Какую роль выполнил в игре? Почему проиграл или выиграл, и от чего это зависело?”

В книге Цукермана «Введение в школьную жизнь» предлагаются правила подбора участников команд и распределения ролей. Изучив этот материал можно легко выработать свой алгоритм подготовки детей к командной игре.

4. Принцип ориентации на гуманистический характер игр.

Для развития коммуникативных и интеллектуальных способностей детей и эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать, “просчитывать” складывающиеся в группе отношения, анализировать причинно-следственные связи возникновения конфликтов и проблем, а так же введение в игру гуманистических элементов коррекции отношений. Дети же учатся самостоятельно формулировать и отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнение другого в коллективном споре, находить приемы аргументации и договариваться, идти на компромисс. «О, счастливчик!» играть можно не одному, а двум или трём участникам и обсуждать варианты ответов вслух.

5. Принцип соотношения в игре управления и самоуправления.

Игровые конструкции могут быть отработаны только в коллективе себе подобных и на основании той информации, которой владеет ребенок, - собственного познания окружающей среды и предлагаемой ему модели мира. Чем обширнее знания ребенка, тем богаче и разнообразнее игровой контекст, в рамках которого он отображает предметы и явления познаваемого мира. При этом желателен постепенный переход взрослого от организатора таких игр к позиции консультанта, советника, умело ориентирующегося в разнообразных детских интересах.

Необходимость  работы выражается в том, что игра помогает делать общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, родителя, вызвать творческий интерес.

Игра как деятельность по овладению “умением уметь” дает ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, обеспечивает развитие не только конкретных умений, в том числе и интеллектуальных, но общую готовность к адекватному эмоциональному реагированию.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окруж

действительность. Эмоциональные проявления, наблюдаемые в игре, их богатство, разнообразие обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным “я” ребенка, так и ролью, которую он выполняет.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.( Настрой учителя)

2. Творческий, в значительной мере импровизационный. Очень активный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4. Наличие прямых или косвенных правил. Отражающих содержание игры.  В структуру игры как деятельность органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в смаоутверждении, самореализации.

В течении трёх лет я наблюдала развитие мышления, воображения, творческого потенциала, самопознания, самостоятельности мышления и конечно, мотивации своих учеников. 

Кроме того я з0аметила, что в первом классе в интеллектуальных играх мои учащиеся проигрывали по причине не умения правильно себя вести в команде: они волновались и давали неверные  ответы, хотя правильные версии  звучали, не слышали друг друга,  медленно «включались»  в работу. В результате корректирующей  работы в этом направлении количество побед в параллели  увеличилось.

И как итог всей работы впервые в моей практике все интеллектуальные игры в районе принесли победу и призовые места:

- конкурс проектов  Анастасия Оголенко 1 место

- литературная интеллектуальная игра 1 место

- конкурс чтецов Григорьев Кирилл 1 место

                              Авдеева Валерия 3 место

- олимпиада по математике Заргаров Руслан 2 место

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение.

         Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio