Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников

 Соловьева Светлана Константиновна

Важной задачей современной школы является формирование совокупных универсальных учебных действий, обеспечивающих умения учащихся. Профессиональная задача воспитателя - организовать деятельность учащихся, в ходе которых они приобретают компетенции, необходимые в жизни.

В этом смысле незаменима роль игры, особенно для младших школьников - недавних дошкольников. Она необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой. Первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы отлично дети не справлялись со своими школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали они  свою новую школьную жизнь. А от того, как будет себя чувствовать ребенок в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь. Занимательная игра – активное познание мира, облегченное в яркую форму. В организационном смысле она - коллективное творческое дело игрового, занимательного характера, имеющее в своей структуре коллективное планирование, коллективную подготовку и осуществление, анализ и оценку.

В. А Сухомлинский отмечал ”Игру недаром называют  ведущий-именно благодаря ней, ребенок познает окружающий мир предметов и людей, социальных отношений в сообществе взрослых. Через игру ребенок познает себя, свои возможности”

У игры несколько функций: обучающая, развивающая, коммуникативная, рефлексивная, даже психотерапевтическая. С ее помощью развиваются универсальные учебные действия.

 

-личностные: навыки сотрудничества в различных ситуациях, умение не создавать конфликта и находить выходы из спорных ситуаций;

-регулятивные : выбирать действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, использовать речь для оформления результата своего действия;

-познавательные-принять правила и пользоваться инструкциями, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-коммуникативные-договариваться о распределении функций и роли в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

 

Понятно, что игра возможна  с соблюдением некоторых обязательных условий:

-наличие участников;

-наличие правил игры; итога игры;

-наличие игрового пространства и игрового времени;

-наличие сюжета игры;

 

 

Педагогические возможности игры во внеурочной деятельности могут быть реализованы при соблюдении некоторых методических условий.

Прежде всего, ребенок должен быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации игры. Перевод ребенка на позицию субъекта достигается путем предоставления ему возможности свободного выбора содержания форме игрового действия, способа взаимодействия с другими, выполняемой роли.

Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес учащихся к игре, необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей в ее поиске. Последние исследования нейробиологов показали, что структура и организация детского мозга меняется на протяжении всей школьной жизни: чем сложнее задачи, поставленные перед ними, тем быстрее происходит развитие мозга.

Необходимо учесть  и психологические особенности детей при использовании игр. Желание детей участвовать в игре должно быть основополагающим. В этом и состоит основная притягательность игры.

Не должно быть никакого принуждения, насилия и авторитарности. Позиция воспитателя в игре толерантная-он является советчиком, старшим координатором, сторонним наблюдателем.

Весьма важно при выборе познавательных игр опираться на их актуальность и интересы детей, на уровень общего умственного и социального развития, половые различия детей. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Внимание и запоминание у 6-7 детей слабые, особенно если учение не захватывает. Поэтому надо, активно вводить в урок и во внеурочную деятельность игры и игровые моменты. Как известно, всегда легче запомнить то, что интересно.

Воспитателю необходимо помнить, что дети младшего школьного возраста эмоциональны и впечатлительны, остро реагируют на ситуации школьной жизни, иногда не могут с достоинством перенести даже маленькое поражение или неудачу. Грамотно организованная занимательная игра поможет создать положительную и доброжелательную атмосферу в группе продленного дня.

 

 

Список использованной литературы:

1)Методическое письмо “Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях”

2)Гавриленко Т.”Обучение через желание”/Учитель №:6 2005 г.

3)Ганова М.В.”Внедрение стандартов второго поколения”/Санкт-Петербург 2012 г.

4)Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников ”Пособие для практикующих работников дошкольных учреждений./М;АРКТИ,2001г

 

 

Joomla SEF URLs by Artio