Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Каширская Светлана Александровна

 

«Цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою…»

К.И.Чуковский


 

В свете реализации требований ФГОС в начальной школе одной из главных задач учителя стало обеспечение условий для формирования творческой личности младшего школьника. Как обозначить связь между понятиями «творчество» и «требование», «духовный мир» и «гос.заказ»?

С чем у вас ассоциируется слово «творчество»? Вероятно, это слова: созидание, что-то новое, связанное с духовным миром человека. Оказывается, эти понятия заложены в ФГОС. В первую очередь обратим внимание на личностные планируемые результаты образования: «...готовность выпускника к саморазвитию, экологическая культура, социальная компетентность, способность к эмпатии, усвоение  гуманистических ценностей,..».

Сказка как жанр даёт учителю начальных классов большое поле работы не только на уроках литературного чтения. Это неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием органов чувств. Ребёнок, обладающий богатым воображением, не просто способен окунаться в вымышленный мир, но становится героем этого мира, активно действует в нём. Преобразовывая воображаемую ситуацию, он учится воздействовать на реальность.

Известно, что сказка способствует развитию ребёнка в трёх направлениях: речь (артикуляция, лексика, синтаксис), мышление (логическое, образное), эмоции (эмпатия). Учителя начальной школы могут также учитывать в своей работе такие моменты :

  1. Сказка способствует активизации познавательной деятельности у младших школьников (формирование мотивации и активной жизненной позиции);
  2. Разнообразные приёмы работы над сказкой предоставляют возможность для самовыражения каждому ребёнку в классе (развитие эмпатии, приобретение опыта эмоциональных ощущений и коммуникативных качеств);
  3. Анализ прочитанных сказок и сочинение собственных  позволяют научить ребёнка рефлексии собственной деятельности (формирование оценочных суждений);
  4. Из детской практической психологии можно позаимствовать метод  сказкотерапии (изучение личности ребёнка, коррекция поведения, создание условий для формирования социальной компетенции).

 

Хочу поделиться своим опытом работы над сказками с младшими школьниками. На уроках и во внеурочной работе использовала следующие формы:

  1. Традиционные (анализ произведения на уроках литературного чтения);
  2. Творческие задания (игровые задания со сказочными элементами для активизации интереса учащихся на уроках);
  3. Приёмы ТРИЗ-технологии.

 

На технологии ТРИЗ остановлюсь подробнее. Из всех литературных жанров волшебная сказка позволяет их реализовать лучше всего.

Уроки литературного чтенияпроводили по учебникам О.В.Кубасовой «Любимые страницы» (УМК «Гармония»). В круг чтения автор включила большое количество волшебных сказок, что само по себе вызывало неподдельный интерес к чтению у детей. К ним предлагаются разнообразные творческие задания, среди которых есть и тризовские приёмы. Например:

  • Рисуночный портрет сказочного персонажа , рисунок волшебного предмета, создание иллюстраций к сказкам (метод «морфологический анализ»);
  • Характеристика сказочного персонажа (модель “Создай паспорт” – краткое описание персонажа по заданному алгоритму);
  • Инсценировки , сочинение от лица персонажа ( приём «эмпатия» -  отождествление себя с личностью другого, вхождение в образ. Таким приемом часто пользуются артисты, писатели, художники и т.п.)  ;
  • Сочинение недостающих частей сказок (начало, концовка, эпизод), сочинение сказок на заданную тему (на основе типовых приёмов фантазирования,  алгоритма анализа творческой задачи).

Сочиняя сказки, мы с детьми изготавливали собственные «книжки-малышки», делали выставки рисунков и сочинений.

 

На уроках окружающего мира проводили работу:

  • Сочинение экологических сказок («Сказка о Золотой рыбке на новый лад») ;
  • Сочинение сказок с использованием приёма оживления предмета («Сказки из музея»);
  • Сочинение историй на основе исторического материала («Путешествие в Гардарику», используется приём эмпатии – ребёнок представляет себя героем вымышленной истории и описывает свои ощущения).

 

На внеурочную деятельность отводили дополнительно 1 час в неделю (уроки ТРИЗ). Особое место на таких занятиях занимают упражнения на развитие умения фантазировать:

  • Упражнения на фантазирование (кляксография, рифмовки, сочинение коротких историй и лимериков, работа со сказками Дж.Родари,…);
  • Создание собственных сказок («Цветные сказки», «Вкусные сказки», «Придумай сказочное существо» );
  • Работа с картами Проппа (приём « раскадровка» . Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя (с положительной на отрицательную или наоборот). «Переделка сказки» с опорой на карты);
  • Работа над мини-проектами (фантазирование на тему «Космос» - «Придумай свой космический корабль», «Представь, что ты открыл новую планету. Нарисуй её и создай паспорт планеты»);
  • Групповые проекты («Изобретаем новый вид транспорта»);
  • Работа с «Ежедневником младшего школьника» (рисунки «Радуга и радужные человечки», «Живые буквы», «Дом моей мечты», «Сказочное дерево» и другие).

 

Вместе ставили школьные спектакли по сказкам («Теремок», «Снежная королева», «Кит и Кот»).

Класс принимал участие в городском конкурсе «Ежедневников младшего школьника». В 1 классе дипломантами конкурса стали Антонова Ю. и Зубарев А.   

В 3 классе дети посылали свои сочинения-сказки на интернет-конкурс «Звезда удачи» (http://zvezdaudachi.com). Антошкина Ира получила письмо от детского писателя с приглашением печатать свои произведения в электронном детском журнале.

В городской олимпиаде по ТРИЗ (СПбЦД(Ю)ТТ) одна из номинаций называется «Умею решать изобретательские задачи». Юным изобретателям очень важно обладать развитым воображением и уметь решать нестандартные задачи. Второе место среди 4-х классов в олимпиаде 2012 г. занял Дзюба Андрей.

 

Приложение

Приёмы фантазирования в работе со сказками.

(Игровые упражнения для развития воображения)

*Примечание: многие приёмы изобрёл известный детский писатель Дж.Родари. Отечественные и зарубежные педагоги-новаторы дополнили список этого автора и создали на этой основе ТРИЗ-технологию работы с литературными произведениями.

 

  1. Моделирование сказочного сюжета
  2. «Символизация» - анализ сказки и её воспроизведение по опорным моделям – карточкам (можно придумыать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия);
  3. «Карты Проппа» - работа по этапам:

1) серия подготовительных игр (знакомство с картами);

2) изготовление детьми собственных карт;

3) подбор карт из имеющегося набора к знакомой сказке (под руководством педагога);

4) воспроизведение сюжета знакомой сказки с помощью карт;

5) коллективное сочинение собственной сказки на основе предложенного набора карт;

6) работа с индивидуальным набором карт (самостоятельное сочинение новой сказки или модификация знакомого текста в соответствии с заданным набором карт; возможен подбор карт «вслепую»);

 

  1. Бином фантазии (по Дж. Родари)– сочинение истории на основе приёма объединения («Рыба с балалайкой», «Шкаф и слон», «Слон в шкафу») ;

 

  1. Новое свойство - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? »);

 

  1. Сказки наизнанку– создаются на основе приёма инверсии.
  2. «Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым);
  3. «Всё наоборот» - сначала подбираются слова-рифмы, затем эти объекты «меняются» друг с другом признаками, свойствами и функциями (как у Б.Заходера в стих. «Кит и Кот»)
  4. «Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца;
  5. «Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» - обычная история становится сказочной, если взрослые и дети «меняются»  обязанностями, поступками и мыслями);

 

  1. Сказки в заданном ключе– модификация сюжетов знакомых сказок;
  2. «Введение в название сказки нового объекта» («Колобок и воздушный шарик»);
  3. «Я – герой сказки» - ребёнок «входит» как персонаж в знакомую сказку;
  4. «Смена места действия»;
  5. «Открытые сюжеты» - ребёнку предлагается сочинить концовку или пропущенный эпизод ранее незнакомой сказки;
  6. «Изменение сказочной развязки»;
  7. «Рассказчик-обманщик» - рассказчик излагает знакомую сказку, намеренно изменяя детали, слушатель исправляет;
  8. «Анализ ситуаций и ресурсов» - ребёнку предлагается «подсказать» сказочному персонажу, как он может действовать по-другому в проблемной сказочной ситуации;
  9. «Фантастический анализ сказочных персонажей» - фантазирование с помощью приёма вычитания (Что изменится, если Баба-Яга потеряет метлу?);
  10. «Событийная цепочка» - путешествие в прошлое или будущее сказочных персонажей (почему Кащей Бессмертный стал бессмертным? Каким он был в детстве?);
  11. «Эмпатийное повествование» – представить, как переживает сказочную ситуацию каждый герой сказки (или оживший предмет). Можно на основе эмпатии пересказывать известный сюжет или сочинять новый, участвовать в ролевых постановках;
  12. «Ролевые диалоги» - придумывание различных речевых ситуаций между персонажами одной ил разных сказок (по телефону, по почте, на прогулке,…);
  13. «Цветные сказки», «Ароматные сказки», «Тихие/громкие сказки», «Музыкальные сказки», «Сказка на букву «А» и т.д.

 

  1. «Салат из сказок» - создание новой сказки на основе приёма объединения . Объединять можно:
  2. Две-три целые сказки;
  3. Опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок;
  4. Опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета»;
  5. Опорные элементы на основе «морфологического ящика»

 

Название сказки

Герои и предметы

Место

Красная шапочка

Девочка

Волк

Бабушка

Дровосеки

Ружьё

Горошек

Лес

Дюймовочка

Цветок

Жаба

Крот

Ласточка

Жук

Эльфы

Нора,…

Колосок

петух

серп

мышата

пироги

Колос

мельница

дом

 - на основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку.

 

Например: Дюймовочка  + мышата + бабушка + дровосеки + мельница + ружьё + эльфы  + дом   =   новая сказка

 

 

 

 

 

Литература:

Белобрыкина О. А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. - "Академия Развития", 1998;

 

О. В. Кубасова. Литературное чтение. Программа 1–4 классы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

 

Joomla SEF URLs by Artio