Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формирование навыков самооценки первоклассников

Полежака Лариса Николаевна

 «Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен…

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость»

  В.А. Сухомлинский.

Особенность первоклассников состоит в том, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать  эмоции и поступки. Умение контролировать  эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом.

Поэтому именно с 1 класса следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

С  этой целью и вводится безотметочное обучение. Важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.

Безотметочное оценивание опирается на следующие принципы:

- самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Сначала должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

 - оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки. Ребёнок должен иметь возможность сам выбирать  ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Например, уровень подготовки у первоклассников разный: одни дети только учатся читать (для них прочитать самостоятельно слоги уже достижение), другие же могут прочитать слова, а некоторые - целое стихотворение, причём с выражением. Поэтому практикую для оценивания  задания на выбор. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

- содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. То есть ребёнка этому ещё нужно научить.  На первых этапах обучения контрольные  действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не просто достижение  результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, сравнив с образцом и оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
При изучении букв и цифр, предлагаю детям  выбрать самую правильную букву и  жёлтым карандашом нарисовать корону, «выбрать королеву» и стараться, чтобы все буквы или цифры впоследствии были на неё максимально похожи. Важно также проанализировать вместе с детьми, почему не получились другие буквы.

При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулирую словесную оценку, показываю  удовлетворение от успехов ученика: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься».  Но обрати внимание на … ; «Отлично! Ты пишешь очень красиво»  Только помни о наклоне письменных букв (Для этого следи, чтобы тетрадь всегда лежала под наклоном) и т. д.; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать». Обязательно нужно сначала похвалить ребёнка, отметить его успехи, то, что  у него получатся очень хорошо, но потом указать, над чем нужно  поработать, чтобы в следующий раз получилось ещё лучше. 

Такая словесная оценка важна на всех этапах обучения.

В  рамках новых ФГОС, наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе, гораздо важнее, чтобы ребенок самостоятельно научился их добывать, применять, анализировать свою деятельность. Поэтому одной из важных задач считаю  формирование умения у ребенка давать самостоятельную оценку своих  умений, способностей.

С этой целью использую РОМАШКУ УСПЕХА. Дети на каждый день рисуют в блокнотах ромашку из 8 лепестков. В течение  дня фиксируют свои успехи, разукрашивая лепестки в зелёный, желтый и красный цвет в соответствии с качеством выполненных заданий. Следует отметить, что способствовало успеху («Почему твой лепесток зелёного цвета, как тебе удалось добиться успеха?)» и обязательно указать на причину неудачи, если лепесток красного цвета («Над чем нужно поработать?») Если лепесток жёлтого цвета, выяснить, что вызвало трудности в выполнении задания. (Например, плохое знание состава числа 7. Ребёнок делает вывод, что повторив состав числа 7, ему удастся в дальнейшем избежать ошибки).  Мы даже записываем возле лепестка причину неудач.

Используем также СВЕТОФОРЧИКИ УСПЕХА. Ими тоже сигнализируем правильность выполнения отдельных заданий. При этом учитель и одноклассники имеют возможность корректировать оценку, объяснить своё несогласие с самооценкой товарища. Например, прошу оценить свою работу в группе. Вот здесь ребята иногда не соглашаются, при этом указывая на ошибки товарища. Таким образом, учимся взаимооценке. Здесь важно, чтобы ребята понимали, что оценивается не личность, а выполненное ими задание и понимали, над чем нужно поработать, чтобы достичь успеха в дальнейшем.

Начинаю с самой простой – парной  работы. Знакомимся с правилами общения: тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Именно в такой совместной деятельности дети начинают обращать  внимание на самого себя – оценивать свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

 При оценивании  работ в тетради  часто использую приём «Лесенка» или «Волшебная линеечка». Ученики на ступеньках ЛЕСЕНКИ отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЕЧКА. На полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.

Это лишь некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки,  которые можно использовать  на уроках.

Важным моментом самооценки первоклассников становится заполнение «Листа достижений»  на уроках закрепления и обобщения предметных результатов. Метод «Самооценка» заключается в том, что дети имеют возможность определить границы своего знания или незнания, а также отметить те вопросы, к которым действительно им  хочется стремиться и которые они хотели бы больше изучить.

 ЛИСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ и самооценка по предметам показывают динамику обучения учащегося. Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.

В системе оценивания   учитываем следующие правила:

·         обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ;

·         обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ученика;

·         оценивание только работы ученика, а не его самого.

Я также практикую словесную самооценку.

·         Как ты работал на уроке?

·         За что ты можешь себя похвалить?

·         Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки. 

Научить учеников   самостоятельно оценивать свой труд – главная задача учителя, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

В своей работе частично использую принципы безотметочного оценивания, разработанные Г. А. Цукерман:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания первоклассников я выбираю только те задания, где существует объективный  однозначный критерий оценивания.

2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. В первом классе я стараюсь учить ребёнка видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

Обучаясь в первом классе, учащиеся  приобретают следующие умения:

  • оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Лесенки», «Волшебных линеечек»  и т.д.
  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с  образцом.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку. Формирование умения оценивать  собственные учебные действия связано с решением всех проблемных, творческих заданий. При обдумывании таких заданий ученик ставит цель, планирует, рассуждает, анализирует, рефлексирует. В результате ребенок приобретает опыт, необходимый для выполнения проектно-исследовательской деятельности. Безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в   сравнении с самим собой, оценивать свои успехи с выделением своих трудностей, определять личные достижения в учебной и внеурочной деятельности.

Joomla SEF URLs by Artio