Конспект урока окружающего мира по теме

Вода и ее свойства

 Афанасьева Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД ГБОУ лицей №82
Петроградского района Санкт-Петербурга

 Цель: создать условия

- для формирования  представлений о воде,  её свойствах и состояниях

-для активизации учащихся и вовлечения их в процесс исследования.

Формирование УУД

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД: использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Коммуникативные УУ: допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение; задавать вопросы, умение работать в парах.

Технологии:

- здоровьесберегающие;

- использование ИКТ;

- использование элементов развивающего обучения и игровых методов.

- использование элементов исследовательской работы на уроке.

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать наша любознательность.

 

Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды.

 

-Отгадайте загадку:

 

Мы говорим, она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

-Что это?

II. Этап целеполагания

-Сформулируйте  тему урока.

-Воду можно назвать королевой. Как вы думаете, почему?(предположения детей)

- Вода  на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах,   растениях, животных, почве. Организм человека состоит на 90%  из воды. Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камнях. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.

-Сегодня на уроке вам предстоит  узнать, что такое вода, открыть, какими свойствами она обладает, какой  бывает в природе. Вы будете в роли исследователей.

- Кто такие исследователи? Где можно найти информацию об этом?(2 уч-ся ищут информацию в толковом словаре и в интернете).

-Заниматься исследованиями мы будем в группах. Вспомните правила работы в группе.(учащиеся перечисляют)

III. Этап актуализации имеющихся знаний

-Вы уже знаете, что такое вещества, тела живой и неживой природы, изделия. Давайте проверим ваши знания.

-У каждой группы на столе лежит конверт №1, в котором лежит карточка с записью и набор картинок. Из набора выберите картинки, соответствующие записи на вашей карточке. (в наборе даны картинки, на которых изображены волк, луна, кукла, вода, пенал, береза, глина, камень)

1 группа: изделия.

2 группа: тела неживой природы.

3 группа: тела живой природы.

4 группа: вещества.

-Проверим, как каждая группа справилась с заданием.

-Сделайте вывод, вода – это тело или вещество?

Используя сигнальные карточки, оцените свою работу.(зеленая - ученик работал хорошо и выполнил задание правильно; красная - ученик работал не очень активно или допустил в работе ошибки)

IV. Этап получения новых знаний.

1. Исследование свойств воды.

Ну а теперь при помощи опытов вы попробуете исследовать свойства воды.

Вы должны узнать:

1.  Есть ли у воды вкус;

2.  Обладает  вода прозрачностью или нет;

3.  Обладает  вода текучестью или нет;

4.  Может она растворять или нет.

-Каждая группа получает свое задание и выполняет его.

Учащиеся первой группы рассматривают через стакан с водой разные предметы. Делают вывод - вода прозрачна.

Учащиеся второй группы пробуют воду на вкус из индивидуальных одноразовых стаканчиков. Делают вывод – вода без вкуса.

Учащиеся третьей группы переливают воду из одного стакана в другой. Делают вывод – воду можно переливать, она обладает текучестью.

Учащиеся четвертой группы насыпают в стакан с водой сахарный песок и рассматривают его на дне стакана. Потом размешивают песок ложкой  и опять рассматривают воду.  Делают вывод – вода растворила песок.

-Подведем итоги. (каждая группа рассказывает о том, что она выяснила о свойствах воды)

 -Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

 

Физминутка

 

2. Три состояния воды в природе.

Внимательно послушайте сказочную историю о воде. Она поможет вам вспомнить, какой бывает вода в природе.

-Эта история произошла зимой. В то время в наших краях гостила королева Вода. Была она изящна и необычайно красива, вся  из хрупкого, прозрачного льда.  Её кожа восхищала своей белизной и удивительной чистотой. Глаза – притягивали необыкновенным голубым цветом. Королевский наряд Воды был соткан из ослепляющего белизной снега и украшен множеством сверкающих на солнце снежинок. Лишь один недостаток был в ней. Слыла королева Вода холодной и жестокой.  Её ледяное сердце не знало ни любви, ни добра, а в прекрасных глазах  не было ни тепла, ни ласки. От этой ледяной красоты всем вокруг было неуютно, зябко, тоскливо. Никто не мог растопить холодное сердце королевы Воды.

Время шло. Зима сменилась весной. В наши края всё чаще стал заходить король Солнце. Он был большой  и горячий, а его сердце пылало огнём и добротой. Вокруг стало теплее, светлее и радостнее. Все потянулись к Солнцу. И королева Вода полюбила Солнце, да так крепко, что растаяло её ледяное сердце, а сама она превратилась в прозрачный ручеёк. Побежала Вода легко и весело по лугам, по лесам, по полям. Звонко запела она серебряную песенку о своей любви. Щедро напоила королева землю, травы и цветы. А потом обернулась белым облачком и полетела в небо, ближе к Солнцу.

-Вам понравилась сказка?

- Одинаковой ли была королева Вода в сказке?

-Какой вы увидели воду в начале сказки?

-Какой стала вода в конце сказки?

-Так и в природе вода бывает разной и встречается в трёх состояниях: в жидком, твёрдом, газообразном.

-Определите, когда королева Вода была в жидком, когда - в твёрдом, а когда - в газообразном состоянии. Заполните таблицу:

Твёрдое состояние

Жидкое состояние

Газообразное состояние

 

 

 

   

-Продолжим заполнять таблицу. Отгадайте загадки и подумайте, о каком состоянии воды они говорят:

- Шумит он в поле и саду,

 А в дом не попадет.

 И никуда я не иду,

 Покуда он идет.  

          

- Не снег и не лед,

 А серебром деревья уберет.   

     

-Растет она вниз головою,

 Не летом растет, а зимою.

      Но солнце ее припечет –

 Заплачет она и умрет.  

      

- Над рекой и над долиной

 Повисла белая холстина.  

     

-Утром бусы засверкали,

 Всю траву собой заткали.

 А пошли искать их днем,

 Ищем, ищем – не найдем.       

 

- Ледяной горох

Поскакал на порог.

Если землю покрыл –

Урожай погубил.     

 

 -Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

 

3. Переход воды из одного состояния в другое.

-Из сказки вы узнали, что вода бывает, то жидкой, то твёрдой,  то превращается в пар.

Это значит, что вода может переходить из одного состояния в другое. Как же это происходит? Посмотрим опыты, которые я подготовила для вас.(опыты по превращению льда в воду, воды в пар, пара в воду)

- Как можно воду превратить в лед? Обсудите в группах.

 А теперь поиграем в игру «Да – нет», используя сигнальные карточки. Если вы со мной согласны – показываете зеленую карточку, если нет – красную.

- Чтобы лёд превратился в жидкость нужно его охладить. (Нет)

- Чтобы вода стала водяным паром, нужно её нагреть до температуры 100°С. (Да)

- Зимой вода замерзает при температуре ниже 0°С. (Да)

- В помещении тепло, поэтому снег превращается в воду. (Да)

- Когда топится печка, из трубы выходит водяной пар. (Нет)

- Водяной пар не может превратиться в воду. (Нет).

- Соприкоснувшись с холодной поверхностью, водяной пар превращается в воду. (Да)

 -Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

 

Физминутка

 

4.  Использование воды человеком.

- Способность воды изменять своё состояние люди используют в своей жизни.

- У каждой группы на столе лежит конверт №2 с картинками, которые помогут вам рассказать об использовании человеком перехода воды из одного состояния в другое. Составьте рассказ.

( использование паровых ванн, саун, ингаляций в медицине; использование льда для заморозки продуктов; скульптуры изо льда; использование льда для лечения и закаливания, приготовление блюд на пару)

-Как же человек использует переход воды в разные состояния?

-Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

-А еще из солёной морской воды можно получить пресную питьевую воду. Для этого солёную воду превращают в водяной пар, а водяной пар - обратно в воду. Льды Арктики и Антарктиды – это огромные запасы пресной воды.

 

 

V. Подведение итогов.

-Назовите тему урока.

 -Что вы узнали сегодня на уроке?

-Что вам особенно понравилось делать?

Поднимите руку те, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

Поднимите руку те, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio