Конспект урока

Весеннее Преображение. Ввесна в произведениях искусств

Цели и задачи:

-  дать представления об изменениях в жизни растений весной;

-  показать пробуждение природы; радость весеннего дня, создаваемого словами, звуками и красками;

-  учить понимать прекрасное; способствовать развитию творческой активности. Оборудование:

CD-проигрыватель, DVD-проигрыватель, телевизор, экран, компьютер, проектор, детские рисунки, костюм Весны...

ВЕСНА! ВЕСНА! И ВСЕ ЕЙ РАДО!

И.Бунин.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Природа и человек-тема, которая всегда будет волновать поэтов, композиторов, художников. Природа близка и дорога каждому, это тот окружающий нас мир, где мы родились и живем. Во все времена музыканты, художники, писатели восхищались красотой природы и создавали прекрасные произведения. В наш 21 век - природа становится для нас еще более желанной. То ласковая, то грозная и суровая, она всегда манит нас своей неувядающей красотой. Одно из самых любимых времен года - весна. Весна - это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора.

ЗАГАДКА. Она в марте к нам идет, ее каждый узнает.

Исполнение песни «Начинается весна».

УЧИТЕЛЬ. Мы рады видеть вас в музыкальной гостиной. Сегодня я хочу показать вам одну из моих любимых картин. Ее нарисовал итальянский художник Сандро Боттичелли, и называется она «Весна».

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД «Весна» Боттичелли и звучит фрагмент Концерта Антонио Вивальди «Весна».

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, ребята, почему мне так нравится то, что нарисовал художник?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

УЧИТЕЛЬ: Я рада, что вам тоже понравились прекрасные танцующие девушки - нимфы. Нимфы - это женские божества природы, живущие в горах, лесах, морях. Посмотрите, как грациозны их движения, как нежно и неторопливо они танцуют! Обратили вы внимание на нарядную девушку в венке из цветов в центре картины? Это сама Весна, которая озаряет своей красотой все вокруг. Сколько гармонии в этой картине, и словно слышится музыка, под которую кружатся нимфы. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, шепчутся первые листочки деревьев. Давайте все вместе произнесем слово «весна» и пригласим гостью к нам на урок.

Исполнение песни «Здравствуй, светлая весна».

 

 

 

 

Вступительные слова учителя музыки о теме урока. Звучит музыка Вивальди. Эпиграф урока «Весна! Весна! И все ей радо!» Дети все нарядные, поют о весне под аккомпанемент Ирины Ивановны. Входят дети: «Весна» в легком розовом платье с цветами, в веночке, с букетом и 3 мальчика с веточками, символизирующими месяцы весны. Светлана Ивановна проводит беседу о месяцах весны, задает вопросы. Дети говорят приметы месяцев, поговорки. И все стоя поют: «Здравствуй, светлая весна!» Кербунова И.И. проводит беседу о птицах. На экране изображены различные птицы. Что особенно хорошо и полезно - звучит в записи пение различных птиц. Беседа: о чем поют птицы? Слушаем и смотрим фрагмент из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова на экране телевизора (в анимационном жанре). Учитель рассказывает: на Руси пекли печенье «Жаворонки». Звучит в записи пьеса П.И.Чайковского «Жаворонок». Ирина Ивановна аккомпанирует детям «Песню о воробье». Дети хорошо подготовлены и активно поют. В жестах, в движениях - зарядка «Спал цветок» под музыку. Учитель начальных классов очень хорошо подготовила детей. Дети отлично декламируют стихи поэтов-классиков.

Красной нитью на уроке проходит воспитательный момент и момент воспитания творчества у учащихся. Дети сами сочинили красивые стихи! Учащиеся выразительно читают свои сочинения. Астровская С.И. зачитывает одно из лучших сочинений. Надо отметить, что Светлана Ивановна очень трудолюбива: всегда складывает лучшие сочинения в отдельную папочку. Есть в классе и тетрадь- сборник «Проба пера». Светлана Ивановна проводит беседу с классом о весне, задает загадки о весне: «Цветок этот и во сне улыбается». «Из-под снега вылез маленький и нежный друг - и весной запахло вдруг». Кербунова И.И. проецирует на экран с помощью ноутбука портреты великих российских художников и их картины о весне «Грачи прилетели», «Март. Большая вода». Учитель Астровская С.И. рассказывает о художниках, их картинах и правильно ставит детям вопросы, чтоб они почувствовали и отличили признаки пробуждения весны. «На картине маленький оттенок грусти» - почему, ребята? Потому что деревья в воде. С рассказом учителя оживают картины. Очень мне понравилось, как Светлана Ивановна подводит итоги, спрашивая: «Что вам понравилось на уроке»? Дети отвечают: песни, стихи, картины художников: все понравилось. Таким образом, осуществляется обратная связь прямо на уроке. Следует отметить, что обе учительницы очень хорошо подготовились и подготовили детей, употребляли немало методических приемов и методов; ярко проходит связь между элементами урока, большая связь с жизнью, воспитание чувств и взглядов детей. Весь урок воспитательный, творческий и эстетический. Спасибо. Учитель Рогожина С.Г. 16.05.2008 г.

 

УЧИТЕЛЬ: Весна волновала сердца не только поэтов и композиторов, но и художников. Картина «Грачи прилетели» - одно из лучших творений А.К.Саврасова.

НА ЭКРАНЕ: слайд.

Она была создана более 100 лет назад, но мы этого не чувствуем, потому что художник изобразил природу так мастерски, что она кажется нам живым уголком природы. Художник изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски. Этим автор подчеркивает, что весна еще ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну. Радостно, как гимн пробуждающейся природы, гимн весне "звучат"замечательные картины Исаака Ильича Левитана. Большинство своих картин талантливый художник посвятил природе.

НА ЭКРАНЕ: слайд.

В картине «Март» Левитан запечатлел тот момент в жизни природы, когда во всем ощущается предчувствие весны. Медленно оседает снег, побурела разъезженная санями дорога. По-весеннему сияет небо, а на снегу лежат синие тени. Золотом светится деревянная стена дома. Деревья стоят оголенные, но чувствуется, как в них бродят жизненные силы и они стремятся стряхнуть с себя зимнее оцепенение.

НА ЭКРАНЕ: слайд.

В своей другой картине «Весна. Большая вода», художник передает мощный разлив реки. Вдали вода сливается с небом, и кажется, что это само небо. Стоят в воде тоненькие, колеблемые ветром, березки и осинки.

Следующий месяц года - Май. Послушайте пословицу о мае: «Сухой март да май мокрый дают нам хлеб добрый». Как вы ее понимаете? О происхождении названия этого месяца нам расскажет сам месяц Май.

МАЙ. Это слово произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

УЧИТЕЛЬ: А какое природное явление бывает в мае? (Радуга).

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «Радуга» с пластическими движениями.

ИТОГ УРОКА: что понравилось? Что запомнилось? Что было самым интересным? Учитель показывает Книжку-тетрадь «ПРОБА ПЕРА», в которую занесены рисунки, стихи, сочинения детей за весь учебный год.

В подарок дети получают раскраски с изображениями весенних цветов.

ОТЗЫВ ОБ ОТКРЫТОМ ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ «ВЕСЕННЕЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ. ВЕСНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВ» УЧИТЕЛЕЙ АСТРОВСКОЙ С.И. И КЕРБУНОВОЙ И.И.

ЦЕЛИ УРОКА:

-  донести до учащихся значение весеннего преображения;

-  дать им прочувствовать благотворное влияние весны на человека, на природу;

-  воспитать и развить в детях творческое начало, умение и навыки написания сочинений, поговорок, стихов;

-  обучение и воспитание у детей любви к природе, желание ухаживать за ней.

 

ВХОДЯТ Весна и с ней ее спутники МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ.

ВЕСНА и ее спутник МАРТ кружатся в ВАЛЬСЕ.

Весной восхищаются все? а многие писатели, поэты, художники и музыканты отражают ее в своих произведениях.

ДЕТИ: У Весны есть три долга, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть. С этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает. Третий - теплую землю в зелень убрать. Это делает май. Он лес наряжает, лето в гости ожидает.

-   Какой первый месяц весны?

Март. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц и назвали март. УЧИТЕЛЬ. Первыми приносят весну на крыльях птицы. Давайте послушаем голоса птиц.

ЗВУЧАТ ГОЛОСА ПТИЦ. НА ЭКРАНЕ: слайд с изображениями птиц.

Конечно, вы узнали голоса птиц. Давайте посмотрим и послушаем, как передает картину приближения весны русский композитор Н.А.Римский - Корсаков. Наутро наступает весна. Воздух наполняется птичьим щебетанием. На крыльях журавлей, гусей и лебедей торжественно опускается на землю красавица Весна. Но еще холодно, и чтобы птицы не замерзли, Весна предлагает им спеть и сплясать.

ДВД: фрагмент мультипликационного фильма «Снегурочка» «Песня и пляска птиц».

Итак, главная примета весны - пение птиц. Раз они запели, значит весна совсем близко. В народе считают, что именно жаворонка приносят на своих крыльях весну. И в один из мартовских дней люди праздновали приход весны, выпекали из теста булочки в виде жаворонков, пели специальные песни-заклички.  Послушаем, как изобразил пение жаворонка П.И.Чайковский в произведении «Жаворонок».

СЛУШАНИЕ.

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? А какую вы знаете песню о маленькой городской птичке, которая зимует вместе с нами?

-   Воробей.

Исполнение песни «Воробей».

АПРЕЛЬ. Слово «апрель» латинского происхождения. Оно означает теплый, солнечный. Тает последний снег, земля прогревается солнцем, оживает, появляется первая травка. Под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы - подснежники. Пришла весна, ярче стало светить солнце, запели птички, расцвел подснежник.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Спал цветок и вдруг проснулся. (Поворот туловища влево, вправо.)

Больше спать не захотел. (Наклон туловища вперед, назад).

Шевельнулся, потянулся. (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо).

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется. (Круговые движения). ДЕТИ читают стихи о весне, отрывки из своих сочинений.

Joomla SEF URLs by Artio