Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Свойства воды. Как человек использует свойства воды

Северикова Наталья Геннадьевна

«Вода – это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было».

Академик А.П.Карпинский.

Тип урока:

Урок исследования и систематизации знаний.

Форма урока:

Практическая работа.

Цели урока:

  1. Расширить знания о свойствах воды.
  2. Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
  3. Формировать представление учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

Задачи урока:

Организовать наблюдение и на основе исследовательской деятельности и практической работы коллективно «открыть» свойства воды.

Оборудование урока:

  1. Презентация в программе PowerPoint.
  2. Карточки для каждой группы детей.
  3. Всё необходимое для проведения опытов.

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

1.Организационный

момент.

Эмоциональный

фон.

Мотивация учащихся к изучению темы.

Ребята, я надеюсь, что вы все настроены на рабочий лад.Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы всё сможете выполнить и узнаете много нового. Вы у меня самые умные и добрые дети.

 

 

Внимание на экран.

 

 

- Ребята, как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Вам предстоит стать исследователями воды.

Провести наблюдения и опыты, узнать о свойствах воды. А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях, работая в группах.

1.Просмотр слайдов.

«Вода – краса всей природы».

 

О воде.

 

2.Введение в тему.

Актуализация знаний о свойствах воды.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите или слышите слово вода?

- Подумайте, и запишите их работая в группах.

- Действительно с этим словом может возникнуть множество ассоциаций.

- Все эти слова так или иначе связаны с водой

- Как вы считаете для чего нужна вода живым организмам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Замечательные слова о воде сказал  Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Листы для записи ассоциаций)

Дождик, гроза, ручей,и.т.д.

 

2. Слайд. (Ассоциации)

 

 

 

В состав живых организмов входит вода.

Она есть во всех клетках растений и животных. Без воды невозможна жизнь ни растений, ни животных, ни человека. Все живые организмы постоянно расходуют воду и им необходимо пополнять её запасы для того чтобы жить.

(Читает ученик)

3.Слайд.

 

 

- Благодаря каким свойствам воды мы можем сказать, что для нас она сама жизнь?

 

В жаркий день, когда пьёшь воду из родника можно сказать:- «Какая вкусная вода!»

А вода без вкуса, ценится в химии и медицине.

Дисцилированную воду можно купить в аптеке.

(Дети вспоминают свойства воды, которые они уже знают.)

Прозрачна, бесцветна, без запаха, без вкуса.

4.,5.,6.,7.,Слайды.

 

 

 

3.Постановка У. З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы открыть для себя новые свойства воды, вы будете проводить исследования, работая в лабораториях (группах) и каждая группа будет работать над определённым свойством воды.

Алгоритм работы.

1.Выполнить опыт по плану.

2.Пронаблюдать, что происходит с водой и сделать выводы.

3.Найти дополнительный материал в учебнике о этом свойстве воды.

4.Составить ответ по плану.

(Карточки с названиями свойств воды.)

1.Выталкивающая сила.

2.Текучесть.

3.Растворитель

4.Несжимаемость

5.Закон сообщающихся сосудов.

 

(У каждой группы по две карточки).

1.План проведения опыта.

2.Последовательность ответа.

 

 

 

 

4.Решение У. З.

Практическая работа.

Помощь в работе отдельным группам детей. (Консультации).

8.Слайд.

 

 

Работа в группах.

1.Постановка опытов.

2.Работа с учебником.

3.Составление плана ответа.

4.Выступления детей по группам.

9.,10.,11.,12.,13.,

Слайды.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

- Почему о воде можно сказать: - «Ты сама жизнь!»

 

Если бы вода не обладала выталкивающей силой...

Не была хорошим растворителем...

Не обладала свойством текучести...и.т.д.

14.Слайд.

 

 

5.Физминутка.

(Играет музыка, передающая шум воды.)

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери у ручья напились

Влево вправо наклонись

Вместе на носочки встали

Тучку лапками достали

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший

Дождик  вдруг полил с утра

За работу нам пора.

Дети выполняют упражнения.

6.Закрепление материала.

Самостоятельная работа.

- Ваша задача на полоске с ответами поставить (+) если вы согласны с утверждением и (-) если не согласны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверьте правильность ответов.

Вопросы.

1.Воду можно сжать.

2.Вода – хороший растворитель.

3.Железо и камень тонут в воде т. к. их вес больше чем выталкивающая сила.

4.Вода – прозрачна.

5.Держаться на воде и плавать человеку помогает сила тяжести.

6.Выталкивающая сила направлена вниз.

7.Закон сообщающихся сосудов открыл Архимед.

8.На планете Земля большую часть занимает вода, а не суша.

15.Слайд.

 

7.Домашнее задание

- Работая с учебником стр.21, вам предстоит познакомиться ещё с одним свойством воды, сделать выводы и выполнить задания №2 и №3.

 

8.Рефлексия.

- Закончите предложение

 

 

 

- Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

Спасибо вам за работу.

Урок окончен.

- На уроке окружающего мира по теме «Свойства воды» я открыл(а)  для себя...

Я оцениваю свою работу

- лучше обычного

- как обычно

- хуже

(Выбор цвета).

Карточки для детей.

1.Выталкивающая  сила.

Проведение опыта (выталкивающая сила).

1.Гайка растягивает резинку (под действием какой силы?)

2.Погрузите гайку в стакан с водой (что наблюдаете?)

   Гайка вытеснила из стакана какой объём воды?

3.Теперь гайка растягивает резинку как?

4.Значит на гайку действует ещё одна сила, направленная вверх.

   Это___________________ сила.

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.19).

3.Как человек использует выталкивающую силу воды.

2.Текучесть.

Проведение опыта(текучесть).

1.Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и капните на стекло

несколько раз.

2.Что вы наблюдаете?

3.Вывод.

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.19).

3.Где человек использует свойство текучести воды.

3.Растворитель.

Проведение опыта (растворитель).

1.Возьмите кусок сахара, положите в стакан с водой, размешайте ложкой.

2.Что вы наблюдаете?

3.Вывод.

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.20).

3.Где человек использует свойство растворимости воды.

4.Несжимаемость.

Проведение опыта (несжимаемость).

1.Возьмите шприц и наберите в него воду.

2.Аккуратно закрыв отверстие указательным пальцем,

  Попробуйте сжать воду в шприце.

3.Что вы наблюдаете?

4.Вывод.

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.20).

3.Где человек использует свойство несжимаемости воды.

5.Закон сообщающихся сосудов.

Проведение опыта (закон сообщающихся сосудов).

1.Медленно наливайте воду в сосуд.

2.Что вы наблюдаете ?

3.Вывод.

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.19).

3.Где человек использует свойство сообщающихся сосудов.

Joomla SEF URLs by Artio