Развитие исследовательских умений
в образовательных программах начальной школы

Копытова Евгения Викторовна

Задача: развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться.

,,Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания...,,

Исследованиеуниверсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире.

 

Уровни реализации «исследовательского обучения»

 

Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;

Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;

Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.

 

Структура учебного исследования ребенка

1.Постановка проблемы

2.Прояснение неясных вопросов

3.Формулирование гипотезы.

4.План.

5. Сбор данных

6.Анализ и синтез данных

7 подготовка сообщений.

8.Выступления.

9.Ответы на вопросы

10. Выводы. Самооценка. Релаксация

 

 

 

 

 

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.

 

 

1.Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

 

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

 

3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, фор­мулирование вывода, конспект, условные

знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

 

4. Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

 

 

Работа по развитию исследовательских умений

 

В 1 классе:

- проблемное, частично- поисковая обучение под руководством учителя;

- урок- исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

- кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

 

 

 

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1).Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание, гипотеза и др.

 

2).Осуществление коллективных исследований по определенному плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

 

3). На уроках используются проблемные и поисковые

методы, на которых также происходит знакомство с

терминологией и некоторыми понятиями о методах

исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

4).На занятиях предлагаются задания, направленные на

выявление различных свойств, действий предметов,

множества предметов, составление последовательности

действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по

выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам

наблюдения и описания.

 

5). Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного

исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

 

 

 

 

В 3 классе:

 

1.Учащиеся продолжают знакомится с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

 

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности больше.

 

3. Учащимися осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

 

4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

 

 

В 4 классе

 

 

Внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений, используя традиционные технологии в сочетании с информационными.

 

Виды учебных исследований:

 

 

по количеству участников:

индивидуальные ( самостоятельные), групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

- по теме: предметные, свободные.

 

 

 

 

 

 

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

 

 

конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

выступления, как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов;

выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

 

 

Условия формирования исследовательских умений :

 

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формиро­вания умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

 

4.Психологический комфорт.

Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

 

 

 

 

 

Основные шаги при конструировании урока-исследования.

 

 

Первый шаг- учитель осознаёт, что ученик должен узнать на уроке —

 

планируемое обобщение — содержательно-смысловой стержень

 

урока.

Второй шаг — определить , какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение ( учебник + дополнительный текст-различны по уровню сложности.)

Третий шаг — определить тип исследования ( индуктивное или дедуктивное)-две разновидности мыслительного процесса: индукция-это переход от частного к общему, дедукция наоборот: от общего к частному. Индукция ведёт к открытию, а дедукция- к его проверке.

Четвёртый шаг — сконструировать проблемную ситуацию для учеников, мотивацию. Он же является организационным этапом: продумать состав групп, форму работы, как будут представлять результаты своего поиска.

 

 

Критерии оценивания.

 

5 баллов — найдены и отмечены знаком ,, - ,, все неверные предположения, а знаком ,,+,.-верные, материал дополнен сведениями из текста.

4 балла - найдены и отмечены знаком ,, - ,, все неверные предположения, а знаком ,,+,.-верные, отсутствуют факты, содержащиеся в тексте.

3 балла — пропущены 1-2 предположения.

2 балла — выполнено 50% работы

0 баллов — все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2-5 баллов.

 

 

 

Урок как система.

 

Цельность урока обеспечивается двумя важнейшими компонентами -

мотивацией и обобщением.

Если обобщение — это содержательно-смысловой стержень урока ( ради чего ) проводится урок, то

Мотивацияэто динамический стержень урока

( из-за чего) проводится урок.

Благодаря обобщению обеспечивается содержательная ценность ( единство урока),а благодаря мотивации - его психологическая цельность.

 

Исследовательская деятельность младших школьников организованная в рамках курса «Окружающий мир» ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Педагогическая целесообразность вовлечения детей в исследовательскую деятельность, подтверждается тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.

 

 

Примерный план исследования

 

Этап № 1. «Постановка проблемы исследования».

Проблемные вопросы:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

 

Этап № 2. «Выбор темы исследования».

 

тема исследования:_________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Этап № 3. «Постановка цели исследования».

Цель исследования:_________________________________________________

__________________________________________________________________

Этап № 4. «Постановка задач исследования».

Задача: 1__________________________________________________________

2__________________________________________________________

3__________________________________________________________

 

Этап № 5. «Выбор методов исследования».

Методы исследования (нужные методы подчеркнуть).

 

1. Прочитать в учебнике, словаре, энциклопедии, справочнике,

2. сети Интернет;

3. Спросить у специалиста, учителя, у старших;

4. Понаблюдать;

5. Посмотреть учебный фильм;

6. Найти наглядный материал;

7. Поставить эксперимент;

8. Проанализировать;

9. Обобщить.

 

 

Этап № 6. «Формулирование гипотезы».

гипотеза – предположение, которое подтверждается или

опровергается в процессе исследования.

 

Выберите наиболее подходящий вам вариант формулировки гипотезы.

1. Я думаю, что ____________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Возможно _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Скорее всего_____________________________________________________

 

 

Этап №7 «Процесс исследования».

Систематизация материала, проверка гипотезы, поиск ответов

на проблемные вопросы.

 

 

 

 

Этап № 8. «Основные выводы исследования».

Оценка результатов исследования: найдены ли ответы на

проблемные вопросы, подтверждена ли гипотеза,

достигнута ли основная цель исследования.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Этап № 9. «Презентация результатов исследования».

 

Представление своего исследования публике.

Основные правила презентации результатов исследования.

1. Время выступления не более трех минут.

2. Во время презентации озвучивается: тема, цель, гипотеза,

основные выводы.

3. В конце выступления делается вывод о том, была ли

подтверждена гипотеза, достигли ли вы поставленной цели.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio