Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

  • иметь представление о понятиях «полупустыня», «пустыня»;
  • знать местоположение пустынь и полупустынь на территории России; находить и показывать их на карте природных зон России;
  • знать представителей флоры и фауны .

Метапредметные результаты:

  • формулировать тему урока;
  • устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;
  • выявлять признаки приспособленности растений и животных пустыни к условиям жизни в пустыне;
  • находить в дополнительной литературе информацию.

Личностные результаты:

  • понимать необходимость охраны пустынь.

 

 

Оборудование:

  Карта природных зон России, презентация PowerPoint, проектор, интерактивная доска, листы для проверки домашнего задания, карточки для проверки усвоения изученного материала, карточки для групповой работы.

 

Приложение 1.

 

Фамилия ……………………………..

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Пустыня

     Горячим дыханием встречает пустыня вступающего в неё путника. Зноем пышет на него с песчаных бугров. Синим становится небо, а вокруг песок, песок, песок… Жёлтый, чуть красноватый. Бугры из песка.

     …Пробежит среди безмолвия ветерок по буграм, и слышно вокруг шипение, похожее на змеиное: то шумит полярная ива и саксаул. Пустыня, несмотря на безжизненность, вовсе не лишена животного мира. Он лишь относительно беден с богатством животного мира озёр, лесов, альпийских лугов. Его нужно научиться видеть, к нему нужно приглядеться… Животные ведут здесь скрытую жизнь. Песчаная пустыня, прежде всего, богата земноводными. Нигде не найдёте вы их в таком количестве… Время от времени видишь шевелящийся песок и выглядывающую из него голову степного удава. На втором месте по численности стоят грызуны: суслики, песчанки, тушканчики, джейраны.

(По Д.Кашкарову)

 

 

 

 

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

урок построен на проблемно – диалогической технологии, используется технология продуктивного чтения, технология оценивания достижений учащихся.

 

Применены разнообразные формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.

 

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

               -  Снова пришёл долгожданный миг-

                  Нам пора в дорогу.

                  Он зовёт нас, в загадочный мир,

                  Таинственный мир природы.

 

2. Проверка домашнего задания.

     - Перед тем как перейти к изучению новой темы, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идёт речь в стихотворении:

         На все стороны путь:

         Ни лесочка, ни гор!

         Необъятная гладь!

         Неоглядный простор!

- Конечно же, это стихи о природной зоне степь. Положите перед собой листочек и в верхнем правом углу напишите свою фамилию. Цифры на листочке - это номера вопросов. На экране  будет показан вопрос и три варианта ответа, вы выбираете правильный ответ и записываете соответствующую букву рядом с номером вопроса.

 

Тест

1.На карте природных зон зона степей закрашена… цветом:

а) розовым;

б) зелёным;

в) жёлтым;

г) коричневым.

 

2.Характерный признак зоны степей - это…

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

 

3.Для растений степи характерны:…

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

 

4. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:…

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей,

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

 

 

5. Основным занятием населения степей является…

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

 

3.Сообщение темы урока.

     -Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе. Сегодня мы с вами знакомимся с новой природной зоной - пустыней.

 

4. Работа по теме урока.

- Опять нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении.

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется в пустыне песок.

В воздухе желтом и

Плотном, как мед,

Желтая птица

       Неслышно плывет.

 

 - Найдите зону пустынь на карте природных зон. Покажите её на настенной карте. Каким цветом отмечается эта природная  зона? Как вы думаете: почему?Что расскажет нам о пустыне карта?(Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона. На карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.)

 - Вы видите, что в нашей стране пустыни занимают очень маленькую территорию: часть их находится в Прикаспии, к западу и востоку от низовьев Волги, часть - в восточном Предкавказье. А на планете пустыни занимают четвёртую часть суши.

     Это самая засушливая зона России. Летом температура воздуха в тени может доходить до +40…+50 С. Осадков выпадает ничтожно мало. Поверхность днём накаляется до +50…+70 С. В раскалённом песке можно испечь яйцо. Но прогревается только верхний слой земли. В глубине температура почвы +10…+20 градусов. Часто за лето не выпадает ни одного дождя. Здесь нередки суховеи, переносящие с места на место много пыли и песка.

   - Что такое суховеи? (Сухой горячий ветер)

    - Жаркий летний день сменяется очень холодной ночью. Лето длинное. Зима короткая, средняя температура января -10 градусов, в отдельные годы бывают сильные морозы до -30 градусов.

     В зависимости от особенностей почв различают несколько типов пустынь: песчаные, глинистые, солончаковые и каменистые. Песчаные пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым ветрами грунтом. Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы (холмы серпообразной формы высотой от 3 до 8 м, иногда и больше). Один склон у бархана крутой, другой пологий. На пологую сторону ветер наносит песок, а крутой склон постепенно осыпается, поэтому бархан движется. За год он может «прошагать» несколько десятков метров.Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляются ровные, сухие, твёрдые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники - это такыры. В солончаковых пустынях грунт пропитан селями, которые вмываются в него в результате сильного испарения воды. Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.

      Пустыня, на первый взгляд, кажется голой и безжизненной. Светлые барханы чередуются с жёлто-зелёными пятнами скудной растительности. Посмотрите внимательно на эти растения и скажите, как же они приспособились к столь суровым условиям? (Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды, сильно сокращённая площадь листовой пластинки; недоразвитые листья (крохотные чешуйки), запасают воду в своей надземной части).

 Первое растение, изображённое на слайде - это саксаул. Его самые крупные экземпляры достигают 5 метров, но обычно они в высоту не больше 2 м. Эти деревья растут один от другого на расстоянии 4–7 м, а то и дальше. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.) «Лес без тени»- так часто говорят про заросли саксаула, но тень всё-таки есть. Правда, у белого саксаула она не сплошная, а полутень, но в ней всё же можно укрыться от солнца. Имеет сравнительно светлую сизоватую окраску ветвей и «прозрачность» своих кустов. У чёрного саксаула тень достаточно густа. Назван он так потому, что  его крона имеет  довольно тёмную зелёную окраску. Листьев у саксаула нет, от них остались чешуйки в миллиметр величиной. Саксаулы имеют для пустыни огромное практическое значение. Как вы думаете какое? (активные закрепители песков, топливо в условиях безлесной пустыни)

  Самые замечательные кустарники пустыни - различные виды джузгуна. Откройте учебники на стр.96  и прочитайте про это растение. Что вы узнали? (Это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают его от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.)  Джузгун – один из лучших закрепителей песков.

В зоне пустынь есть ещё один интересный тип растений -  растения - насосы. Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями и раскрытыми цветками, потому что корни их проникают в почву очень глубоко (20-30 м) и достигают подземных вод. Фотография этого растения есть на слайде. Это растение называется верблюжья колючка. Как вы думаете, откуда такое название?  Совершенно верно, это любимое лакомство верблюдов. Но как могут верблюды поедать жёсткий колючий кустарник, который должен немедленно разодрать и рот, и губы животных? Оказывается, на внутренней стороне щёк, на нёбе и на языке верблюдов имеются  твёрдые, жёсткие бугры. Благодаря им, верблюдам не страшны никакие колючки.

      Все эти растения скрепляют пески, останавливают их. Если пески ничем не скреплены, они начинают перемещаться. При урагане огромные массы песка поднимаются в воздух и так  возникают песчаные бури. В истории известны случаи, когда подвижные пески заносили целые города в пустыне.

      Это подвижные пески, а существуют ещё «поющие пески». Иногда в пустыне можно услышать звон, похожий на звучание колокольчика. Долго никто не знал, почему пески начинают петь. Местные жители боялись «поющих песков». Теперь о них многое известно. Оказывается, эти пески отличаются от обычного тем, что у них крупные, хорошо окатанные песчинки. В пустыне сильный ветер наметает на острые вершины песчаных холмов - барханов тонкий песок. Ветер стихает, верхний слой песка начинает скользить по нижнему, более крупному, и вот тогда слышен звон. Надо только, чтобы воздух был достаточно сухим и песок горячим.

     Несмотря на жаркий климат, дефицит влаги, в пустыне обитают животные. Давайте с ними познакомимся. Рассмотрите изображения животных на странице 95 учебника.

      Можно ли по внешнему виду догадаться: в какой природной зоне обитают эти животные? Чем питается каждое животное?

      О некоторых животных пустыни вы узнаете из материала, находящегося в конверте. Задание будете выполнять по группам.

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это маскировка.

Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

       Стоит произнести слово «верблюд», как почти сразу же добавляют «корабль пустыни». Почему? С давних пор от верблюда зависело благополучие не только семьи, племени, но и целого государства. Например, благодаря верблюдам, персидский царь Кир II в 549 году до н.э. выиграл сражение с лидийским царём: испугавшись верблюдов, лошади лидийских кавалеристов сбросили всадников и умчались с поля боя.  Трудно сказать. Знал ли об этом Пётр I, выставивший под Псковом против шведской конницы «верблюжью рать», но результат был такой же, как и много веков назад: шведы (и кони, и люди) так испугались верблюдов, что бросились наутёк.

      Много веков верблюды служили единственным средством передвижения в труднопроходимых местах. Мясо, не уступающее говядине, ценится многими народами. Верблюжье молоко не только вкусное, питательное, оно широко используется для приготовления масла. Жира и других молочных продуктов. Очень ценится и верблюжья шерсть.

       Поведение верблюдов с давних лет поражало воображение людей и рождало множество легенд. Много дней способен верблюд идти, преодолевая в день по 30-40 км и неся на себе груз 150-240 кг. Он способен не пить много дней и питаться такой растительностью,  до которой даже дотронуться страшно. Он поедает жесткие и колючие растения пустынь без всякого вреда для себя. Его губы, нёбо, язык покрыты толстой кожей и потому малочувствительны к уколам.Лишь недавно учёные поняли, что хранит верблюд воду в клетках крови. Эритроциты верблюда обладают необыкновенным свойством: когда верблюд пьёт, они как бы впитывают воду. При этом разбухают, увеличиваясь в 3 раза!  От перегрева верблюда спасает шерсть. На ногах и груди у него толстые мозоли, поэтому он ходит по обжигающему песку совершенно спокойно. Верблюд сейчас почти полностью одомашнен и в дикой природе встречается редко.

По внешнему виду сайгак несколько напоминает овцу, но более легкого сложения. Длина тела взрослых животных примерно 100–150 см. Самцы крупнее самок, их вес достигает 50 кг, а самок – 40 кг. У сайгака относительно большая голова с вздутой горбатой мордой, нависающей надо ртом наподобие короткого хоботка. Сильно вздутый нос защищает дыхательные пути от пыли, а зимой согревает вдыхаемый воздух. В основном потребность в воде они удовлетворяют за счет влаги, содержащейся в поедаемых растениях. Сайгаки  кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.

      Лисичка - корсак, которую вы видите на слайде,  и ушастый ёж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни.

       Тушканчик. Зачем ему хвост? У тушканчика хвост втрое длиннее тела. Сразу понятно, что он ему очень нужен. Сидит тушканчик на задних лапах, в передних держит веточку, обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть - на хвост опирается. Хвост у него - подпорка. И толкач. Помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах, а это труднее, чем прыгать на четырёх, хвост помогает ему сохранять равновесие: хвост - балансир. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это указатель: «Я тут. За мной!» А для врага - обманщик. Вильнёт на бегу белой кисточкой вправо, а сам прыгнет влево: «Моё вам с кисточкой!»

        Ушастая круглоголовка любит стоять на самом гребне бархана. И очень она тогда на собачку похожа. Лапки кривые, голова круглая, хвост скручен кренделем. Ещё и виляет хвостом. Как дворняжка. Но не вздумай погладить эту дворняжку. Как подпрыгнет. Как фыркнет, да так рот разинет – до ушей. Даже шире. В углах рта у неё развернуться два кожистых веера – словно красные уши. Рот с ушами - кому страшно не станет!

        О священном скарабее вы прочитали в атласе - определителе «От земли до неба». Почему он так называется?

        Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц. Почему? (Птицы плохо переносят жажду).

         -Мы с вами познакомились с растительным и животным миром пустынь. Эта природная зона так же, как и все другие страдает от деятельности человека. От чего именно, вы узнаете, прочитав материал, находящийся в конверте. Составьте с соседом по парте кластер.

     -Назовите причины возникновения экологических проблем в пустыне.

(Из-за деятельности человека мелеют реки (неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности!

Неумеренное орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения!

Больше стало подвижных песков, они засыпают дороги, поля, постройки. Причина известна: скот подолгу пасут на одном пастбище, растения полностью съедаются и пески не закрепляются.

Другой проблемой является браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, так как созданные человеком оросительные каналы стали для сайгаков непреодолимыми.)

       - Для сохранения природы в 1990 г. в республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». Здесь есть участки пустынь, где встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди. Осваивая пустыни, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе.

 

     5. Закрепление изученного материала.

      -А сейчас я предлагаю подумать и ответить на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев. И ничто ему не препятствует.)

-  Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Учащиеся отвечают и составляют кластер.

-  Как приспособились к жизни в пустыне животные?

Учащиеся отвечают и  составляют кластер:

      - И в заключении я предлагаю вам выполнить задание на листочках. Положите его перед собой и подпишите. Вам предлагается найти и исправить ошибки, которые  вы встретите в тексте.

 

    6. Итог урока.

     - Чем лето и зима пустыни отличается от этих времён года в нашей местности? Как растения и животные приспособились к жизни в пустыне? Какие деревья можно увидеть в этой природной зоне? Что вы о них узнали на уроке?

     Какая зона находится между степью и пустыней? Как вы думаете, почему учёные выделили эту зону?

     -Прочитайте вывод на стр.97 учебника.

 

     7. Домашнее задание.

Стр.94-97 читать, ответить  на вопросы, нанести на контурные карты зону пустынь и степей.

Joomla SEF URLs by Artio