Методическая разработка урока в 4 классе. УМК "Перспектива"

По родным просторам

 

Золотова Юлия Александровна

Тип урока: урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «По родным просторам».

Планируемые результаты:

Предметные:

· Рассказывать о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;

· о значении природных богатств в жизни людей.

· проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.

· определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

· рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей

· определять водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

· определять и показывать на физической карте реки, озёра, моря России

· определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

 

Метапредметные:

Регулятивные:

· выполнять задание в соответствии с целью.

· соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные:

· раскрывать значение понятий – «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы»,  «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

· использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Коммуникативные:

· конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

· учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

· договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

· адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Технология: группового и коллективного взаимодействия.

Материально-техническое обеспечение: Учебник «Окружающий мир», ч. 1, Рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба», толковый словарь (Ожегова и Даля), физическая карта России; дидактический материал «Полезные ископаемые». Энциклопедии, карточки с учебными заданиями, презентация по теме изучения.

 

Структура и ход урока.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Проверка готовности к уроку.

Учащиеся рассаживаются в 5 групп согласно списку групп, вывешенному на доске. Каждая группа выбирает руководителя и секретаря.

II. Актуализация знаний.

Групповая работа.

- На доске Вы видите иллюстративный ряд, в котором представлены картинки на разные темы. Попробуйте разделить их на группы, дайте название группы или назовите по какому признаку можно объединить их в определённые группы.

Иллюстративный ряд: физическая карта, горы, овраги, балки; озеро, схема образования рек, водоросли; значки полезных ископаемых, уголь, буровая вышка.

III. Самоопределение к деятельности.

- С какими понятиями связаны иллюстрации, и на какие группы вы разделили рисунки? (рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы).

- Сформулируйте задачи урока. (обобщить знания по особенностям рельефа России, полезных ископаемых и водных ресурсах страны, систематизировать полученные в ходе работы результаты в виде план-конспекта).

 

IV. Работа в группах.

Руководители групп получают задание с краткими пояснения к выполнению, затем возвращаются в свою группу и приступают к работе.

У учащихся на столах в каждой группе: атлас-определитель, учебник по окружающему миру, толковый словарь, энциклопедии. В группе полезные ископаемые – образцы полезных ископаемых(демонстрационный материал).

Учитель корректирует работу учащихся.

 

Группа 1.

1. Записать определение.

Рельеф – это………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Формы земной поверхности:

 

 

 

 

3. Допиши название природного объекта России (с показом на карте)

- ………………………………………………………. Равнина,

-………………………………………………………. Низменность,

-…………………………………………………………. Равнина,

-……………………………………………………………. Плоскогорье,

4. Записать название и высоту гор России (с показом на карте)

Название

Высота

Расположение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 1 (а)

1. Допишите предложение.

Территория России имеет различные формы земной поверхности: …………, ……………………, …………………., ………………., …………, …………….. .

 

2. Определите значение цвета на физической карте, запишите примеры природных объектов:

Голубой - ……………………………………………………….

Тёмно-синий - ………………………………………………….

Светло-зелёный - ………………………………………………

Тёмно-зелёный - ………………………………………………..

Коричневый - ………………………………………………….

 

3. Дайте определение:

Плоскогорье - …………………………………………………………………………

Возвышенность - ……………………………………………………………………..

Низменность - …………………………………………………………………………

Гора - …………………………………………………………………………………...

Холм - ………………………………………………………………………………….

Балка - ………………………………………………………………………………….

4. Рассмотрите схемы, что вы можете сказать об этих горах?

 

 

 

 

Группа 2.

Указать границы России на карте (показ на карте)

 

1. Обозначить (записать) на карте:

- стороны света,

- какими морями омывается Российская Федерация

- самые крупные реки и озёра России(местоположение: например – Во́лга — река в Европейской части России, площадь её водосборного бассейна — 1 361 000 км²), показ на карте.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Группа 3.

1. Дать определение: полезные ископаемые – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. Полезные ископаемые бывают:

 

Примеры:

Использование:

3. Нанести на физическую карту и определить местоположение полезных ископаемых России (на основе учебника)

 

Группа 3 (а).

1. Допишите предложения:

Полезные ископаемые — ………………………………………………………………………..

Месторождение — это……………………………………………………………………………

Горные породы — это………………………………………………………………………….

2.Определите условное обозначение полезного ископаемого по его названию.

Полезные
ископаемые

Условные знаки

каменный уголь

 

 

железные руды

 

 

 

 

нефть

 

 

 

поваренная соль

 

 

 

3.Выписать из атласа - определителя 5 полезных ископаемых, расположенных на территории Российской Федерации с краткой характеристикой. (Например: Торф — горючее полезное ископаемое, образовано скоплением остатков мхов, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом. Торф улучшает плодородие земли. Торф и содержащие его почвы служат естественным фильтром для природной воды, эффективно поглощая тяжелые металлы и другие примеси).

 

В ходе работы группы 1 и 1(а), 3 и 3(а) объединяются, чтобы объединить полученные данные для предоставления наиболее полной информации по изученной теме.

 

V. Предоставление результатов работы групп.

Руководитель группы определяет, кто из участников наиболее полно сможет раскрыть подготовленный материал и выдвигает его для раскрытия темы.

У учителя на доске презентация с иллюстративной подборкой для сопровождения рассказа каждой группы.

VI. Подведение итогов урока.

Возможно, использовать самооценку в каждой группе – это проводит либо руководитель группы, либо каждый ученик сам оценивает свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio