Открытый урок по окружающему миру

По теме «Золотое кольцо России», УМК «Школа России»

 

 

Целевой компонент урока

Педагогические цели:

 

  1. Формирование знаний о городах Золотого кольца России: истории, достопримечательностях, истории промыслов.
  2. Понимание исторического значения городов Золотого кольца и их вклад в формирование русской культуры.
  3. Воспитание учащихся в духе патриотизма.
  4. Создание условий для развития логических операций: сравнения, анализа, синтеза, систематизации, развитие речи.
  5. Применение полученных знаний на практике.
  6. Организовать групповую работу (работа в парах).

 

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся овладевают знаниями о городах Золотого кольца России: их истории, достопримечательностях, промыслами, проводят сравнение.
  2. Учащиеся овладевают навыками применения этих знаний на практике, расширяют кругозор.
  3. Учащиеся овладевают понятиями: «монастырь», «лавра», «финифть», «эмаль», «фрески», расширяют словарный запас.
  4. Учащиеся выполняют практические работы.
  5. Учащиеся работают в парах, умеют высказать свое мнение, выслушать мнение других, принимают совместное решение.
  6. Учащиеся овладевают умениями оценивать свою деятельность.

 

Используемая технология:

Технология диалогового взаимодействия.

 

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

 

Организационные формы урока:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Средства обучения:

  1. Мульти-медийный комплекс.
  2. Презентация.
  3. Карточки с заданиями для групповой работы.
  4. Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
  5. Карточки с кроссвордами.
  6. Карточки для оценки своей деятельности.

 

 

Вводно-мотивационный этап урока

Слайд 1

1.      Рассказ стихотворения

Города старинные,

Звон колоколов.

Словно птицы-лебеди

Суздаль и Ростов.

 

На широкой Волге

 Плёс и Кострома,

Башенки резные,

Чудо-терема.

 

 Здесь дружины храбрые

 В бой вели князья,

Конного и пешего

недруга разя.

 

 Города старинные

Мастерами славные.

 Улицы Кузнечные,

Улицы Гончарные.

 

Города старинные

 К солнышку лицом

Для России стали

Золотым кольцом.

 

- о чем это стихотворение? (о городах Золотого кольца)

- чем же знамениты эти города, почему они включены в Золотое кольцо России? ( в этих городах сохранилось большое  количество древне-русских храмов, соборов, ремесел)

     3. Давайте вспомним, с достопримечательностями каких городов мы уже познакомились

                                      Проверочная работа № 1

      1. В каком городе улицы расположенный в виде «веера» и этот город называют ювелирной столицей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Какой город называется родиной первого русского театра. Основатель этого города – Ярослав Мудрый?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      В каком городе находится Дом-Музей И.И.Левитана?

 

 

 

 

 

 

4.      Какой город называют городом-заповедником под открытым небом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      В этом городе есть Успенский собор и Дмитриевский собор?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Этот город стоит на реке Волга, в том месте, где река делает изгиб, течет «углом»?

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2(записаны города: Кострома, Ярославль, Плес, Суздаль, Владимир, Углич)

- кому понравилось, как работал в паре ваш товарищ?

 

Слайд 3 (план городов Золотого кольца)

 

Давайте обратим внимание на схему Золотого кольца

- Определите, с какими городами Золотого кольца мы не познакомились? (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий)

4. - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в конце нашего урока для того, чтобы узнать об этих городах (вывесить карточки с планом : основатель города, достопримечательности, художественные промыслы)

- В конце урока мы подведем итог. (переход к технологической части)

 

2.      Технологический этап урока

                          СЕРГИЕВ ПОСАД

 

На территории Московской области расположен древне-русский город Сергиев Посад

Слайд 5 ( настоящее время)

Город  был основан  монахом Сергием Радонежским.

Слайд 6 (икона с изображением лика монаха, хранится эта икона в монастыре)

 (ответ уч-ся: кто такой Сергий Радонежский

Слайд 7 (Троице-Сергиева лавра)

Здесь находится главный монастырь  России –Троице-Сергиева лавра.

Вокруг в те временя были только глухие места. В этом пустынном месте со своим братом Стефаном построил деревянную церковь в честь Животворящей Троице (Бог-творец, Иисус Христос – спаситель, Святой Дух)

Монастырь или лавра поражает всех не только красотой, но и своими размерами. Крепостные стены тянутся более чем на 1 км, их высота достигает 15 метров, а толщина стен 10 метров,усилены 11 сторожевыми башнями

Во времена монголо-татарского ига церковь была уничтожена,потом восстановлена и на ее территории был заложен храм – Троицкий собор

Слайд 8 (Троицкий собор)

Обратите внимание на архитектуру соборов.  Все соборы строили в одном стиле: белокаменные стены, золоченные купола.

На территории Троице-Сергиевой лавры посторены еще и Успенский собор с колокольней

Слайд 9

 

В Сергиеве Посаде находится самая крупная в России Московская Духовная Академия и семинария,где учат будующих служителей церкви.

Слайд 10

При Академии есть Церковно-археологический музей, в котором хранятся древние иконы, священные книги, старинные предметы церковного убранства.

     Сергиев Посад называют игрушечной столицей России. Здесь находится самый известный в России Музей Игрушки.

Слайд 11

По его экспонатам можно узнать всю кукольную историю. В нем хранятся более 30 тысяч игрушек народов мира.

Слайд 12 (красноармейцы русской армии,  первая русская матрешка – девочка с черным петухом в руках, тряпичная кукла «Царица»)

     Поселок Богородское, находящийся неподалеку Сергиева Посада, славится резьбой по дереву и изготовлением игрушек.

Рассказ подготовленного ученика: по народным преданиям в селе жила семья. Однажды мать решила позабавить детей и вырезала из чурбачка фигурку – ауку. Дети порадовались, поиграли и забросили ауку  на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я ауку на базар и покажу на базаре торговцам». Ауку купили и заказали еще.  С тех пор и повелась резьба игрушек . Такую игрушку стали называть «Богородской»

Слайд 13 (кузнецы на подвижных планках, тройка лошадей с кучером)

 

                                            РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

На берегу широкого, не неглубокого озера Нейро раскинуся один из самых древних городов Золотого Кольца – Ростов Великий. В этом городе родился основатель Сергиева Посада – Сергий Радонежский.

Слайд 14

По легенде основатель Ростова Великого носил имя Роста, в честь него и назвали город Ростов. В самой древней и красивой части города находится Кремль с его крепостными

Слайд 15 (вид Кремля)

стенами, сторожевыми башнями, белокаменными храмами золотыми куполами. Достоянием мировой культуры являются ростовские звоны.

Слайд 16 (Ростовская звонница Успенского собора)

13 колоколов от самого большого до самого малого имеют свое, особое звучание. Самые большие колокола имеют свои имена: густой тон у самого большого колокола «Сысой», он весит 32 тонны, колокола «Лебедь» и «Баран». Сейчас мы прослушаем звон колоколов

Слайд 17 (видео – звонница собора во время колокольного звона)

Мы будем не просто слушать, а подумаем над тем, какое настроение вызывает колокольный звон (ответы детей – светлое, радостное, мирное)

Издавна считалось,что вблизи церквей, где часто звонят колокола люди реже болеют.реже бывают эпидемии.

Самым известным промыслом Ростова Великого является Ростовская финифть

Слайд 18

Миниатюрные изображения выполняются на эмали.

Росписи по эмали практически не повторяются, каждое изделие индивидуально. Самые первые изображения, выполненные финифтью, были портреты

Слайд  19 (показ примеров)

Панорамы города Ростова, храмы и монастыри

Слайд 20 (показ примеров)

Позже разработали цветную эмаль

Слайд 10 (показ примеров)

В настоящее время изделия выпускают на фабрике Ростовская финифть

Проверочная работа ( работа в парах)

                                    ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

Слайд 22

Город основан князем Юрием Долгоруким (младшим сыном Владимира Мономаха)

- где мы слышали это имя?

Основали этот город за лесами, в залесье,  поэтому он и получил свое название «Залесский»

Слайд 23 ( Спассо-Преображенский монастырь )

Перед нами Спассо-Преображенский собор в Переславль-Залесском Кремле. Один из первых 5-белокаменных соборов дошедших до наших дней в полной сохранности. Собор не был так красиво украшен, как другие, имеет строгий вид, невелик, строился для небольшого числа молящихся. На берегу Плещеева озера расположен музей-усадьба, которая называется «Ботик Петра 1».

Слайд 24 ( музей-усадьба «Ботик Петра 12)

В этом месте Петр 1 начал строительство «потешной флотилии», что явилось началом военного флота.

Слайд 25 ( «потешная» флотилия)

На берегу озера появились мастерские для изготовления деталей корабля, был прорыт канал для спуска судов на воду. Н а небольшом возвышении установили пушки, с которых палили в момент спуска корабля на воду. С того времени это место называют Гремяч.

 

В Переславль-Залесском ест несколько необычных музеев, например музей Утюга.

Слайд 26 ( здание музея утюга)

Самый первый утюг совершенно не был похож на утюг – это была деревянная платформа, похожая на стиральную доску.

Слайд 27 (платформа для глажения)

Самый тяжелый утюг весит 10 кг, а самый маленький весит 30 грамм

Слайд 28

Недалеко расположен Музей Чайника (просмотр слайдов)

Проверочная работа

 

Итог урока: подумайте, почему же люди так интересуются архитектурой и промыслами этих городов ( ответы уч-ся)

Закрепление

Учащиеся решают кроссворд

 

 

 

 

                                    Рефлексия

1.    Я доволен(а) результатами работы:

А) да                             Б) нет

     2. Во время урока я испытал(а)

           А) интерес                  Б) волнение

           В) усталость                В) другое

      3. Себе за работу я бы поставил(а)_______________

       

Joomla SEF URLs by Artio