Урок по окружающему миру в 3 классе (учебник Вахрушева А.А)

Пётр Великий

 Казакова Галина Васильевна,
учитель

Вид урока: Урок - ознакомление

 

Цели урока:

1) Познакомить учеников с переломным моментом в истории

нашего государства становления Российской империи.

 

2) Сформировать у школьников образ Петра 1, как царя - рефор-

матора, разносторонне развитого человека, неординарной,

но противоречивой личности.

 

3) Дать представление ученикам о реформах Петра.

 

4) Развивать познавательные интересы учащихся,

самостоятельность мышления, умение ориентироваться

в тексте, речь.

 

5) Воспитывать уважительное отношение к России,

Воспитывать умение выслушивать мнение других, доказывать

свою точку зрения.

 

 

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем,

улыбнёмся им, улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие, которое позволит нам открыть

много нового.

2. Постановка проблемы.

Сегодня урок мы начнём со стихотворения А.С.Пушкина. Давайте послушаем его с- 1

 

? Как вы думаете, о каком городе написал своё стихотворение А.С.Пушкин ? 2

? Кому принадлежат слова " Здесь будет город заложён… " ?

? Знаете ли вы, как давно был построен город Санкт- Петербург ?

 

3308 лет назад здесь, в устье реки Невы, были дремучие леса и непроходимые болота.

Русские правители владели этими землями около 8 веков, и никому из них не приходила в голову

мысль построить на этом месте город.

 

Но в начале 18 века, всего за 10 лет по приказу царя Петра1 здесь возвели новую столицу

России. Тысячи людей, стоя по пояс в холодной воде, забивали сваи, рыли каналы, возводили

дома и мосты. Так возник Санкт-Петербург, город-порт, новая столица России.

 

? Посмотрите, какое вы заметили противоречие ?

( до 18 века города не было, а потом он возник. )

?Какой возникает вопрос ?

( ответы детей.)

 

Давайте сформулируем основной вопрос урока (проблему)

Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город

в заболоченном устье Невы ? 4

 

3. Версии детей, актуализация знаний.

Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например наш.

? Как вы думаете, это серьёзное событие для государства ? ( конечно )

? Оно может произойти просто так, без причины ? ( нет )

 

При царе Петре 1, в начале 18 века произошло такое серьёзное событие.

Санкт-Петербург стал столицей России. Будем искать причины этого события.

Откройте учебник на стр.26-27. Перед вами "Река времени " российской истории. 5

? Поставьте точку на реке времени на рубеже 17-18 веков.Что вы видите ?

( река ударяется о камень "Преобразования Петра 1 ")

?Что изменилось в направлении реки времени ? (Она круто меняет своё направление)

? Почему ? Что повлияло ? (Начинается новый этап истории государства - Рос. империя )

(начинаются преобразования Петра 1)

Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете - возведение новой столицы России.

Зачем царь Пётр это сделал?

Посмотрите на карту России 16 - 17 веков. 6 (учебник стр.53)

? К каким морям имела выход Россия в 16 - 17 веках ?

(ответ детей. Река Нева впадает в Балтийское море )

?Как вы думаете, зачем Петру 1 понадобилась новая крепость в устье Невы ?

Что послужило причиной других преобразований ?

(наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю )

 

Давайте проведём исследование по след плану.7 (От записи "Проблемы урока" стрелки)

1) Зачем были нужны преобразования ?

2) Какие преобразования проведены ?

3) Был ли завоёван выход к Балтийскому морю ?

 

 

4. Открытие нового знания.

 

Для того, чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу 17 века

.

Прочтите текст на стр.66-67 ,который вам поможет ответить на 1 пункт плана .(Морские ворота Р.)

 

?Почему Пётр 1 начинает преобразования в стране ?Зачем были нужны преобразования ?

(ответ детей, против 1 пункта записываем - чтобы не отставать от сильных и развитых государств)

 

Царь Пётр понял, что наша страна начинала отставать от наиболее сильных и развитых государств и начал преобразования

 

? Какие преобразования были проведены ? Стр.67

(можно поработать в группах по распечатан.текстам из энциклопедий)

Ученики перечисляют реформы, записывают их под вторым вопросом плана.

 

?В результате реформ государство окрепло ? (Да )

?Хотели бы вы жить в России времён Петра 1 ? ( ответы детей )

 

Рассмотрите рисунки на стр. 67 - Петровские реформы. Картины жизни простых людей

?Как изменилась жизнь простых людей во время преобразований Петра?

( уч-ки дают словесное описание каждого рисунка, начиная с чтения его "легенды")

 

? Что вы скажете теперь, хотели бы вы жить в России Петра 1 ? Почему ?

? За счёт чего были проведены реформы ?

Вывод : Реформы были проведены за счёт тяжёлого, изнурительного труда

тысяч простых русских людей.

 

5 Выход России к морю

 

Вспомните свои версии - для чего Пётр 1 приказал построить флот и укрепить армию . 8

( дети отвечают, затем проверяют свои версии на стр.68 )

?Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра 1 ?

? Посмотрите на иллюстрации. Какие важн. события войны со Швецией изображены ?

? Чем закончилась война ?

?Рассмотрите и опишите флаги России

 

? Можно ли поставить знак + возле 3 пункта: Был ли завоёван выход к Б.морю ? 9

( Да. Благодаря Петру 1 в России произошло много изменений: 1)появилась новая столица

государства,2) новые государственные символы-торг.и военно-морской флаги,

3)была создана сильная армия и флот, 4) велась активная торговля

4) Россия получила необходимый выход к морю

 

5. Выражение решения проблемы.

? Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока.

Что мы хотели сегодня выяснить ? ( Зачем нужно было тратить столько сил… )

 

? Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос ? Достигли ли мы своей цели ?

Вывод : Пётр 1 переносит столицу в Санкт-Петербург, создаёт флот,

завоёвывает выход в Балтику, происходит развитие торговли со странами Европы

многие преобразования Петра 1 были неизбежны и необходимы

.

?Достигли ли цели реформы Петра 1?

Основная мысль урока: Благодаря преобразованиям Петра 1 Россия превратилась

в одно из сильнейших государств Европы и морскую державу.

 

 

Прошло 100 лет и юный град

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво.

 

Оцените свою работу на уроке.

Если вам было трудно и что-то не понятно, покажите красный сигнал.

Если всё было понятно и доступно - зелёный.

 

И действительно, мечта Петра1 сбылась, сейчас Петербург является одним

из самых красивых и известных городов мира. В этом и есть заслуга Петра 1

Видео - фильм о Санкт-Петербурге.

 

Может быть кто-то из вас выскажет пожелания:

Каким бы вы хотели видеть свой город.

Чтобы изменили в современной жизни Санкт-Петербурга ?

 

 

Joomla SEF URLs by Artio