Окружающий мир 4 класс  УМК "Перспектива" с УУД

Комисина Наталья Сергеевна

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема раздела

Тип/форма урока

Виды деятельности

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения (план)

Корректировка

Освоение предметных знаний

УУД

1

Раздел: Мы — граждане единого Отечества.Общество — это мы!

ИНМ

ФВД

Стимулировать:

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к государственной символике, историческому прошлому страны.

• Ввести понятия «мы», «общество», «объединение», «земляк», «землячество», «сообщество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война».

• Актуализировать умения

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять различные виды обществ и обосновывать

своё мнение;

— определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества;

— рассказывать о своей роли в различных обществах;

— рассказывать о гражданском обществе;

— рассказывать о паспорте гражданина;

— рассказывать о государственной символике;

— рассказывать о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика;

— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

— подготавливать

и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять

проект «Мой проект на благо России»;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Систематизировать уже имеющиеся представления о необхо­димости объединения людей в сообщества. Приводить приме­ры распределения обязанностей и разделения труда в сообще­ствах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное (на основе материала 2 и 3 классов). Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые че­ловек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «граж­данин» и «соотечественник», выявлять общее и различное

УО

 

 

2

Российский народ.

ИНМ

ГВД

Стимулировать:

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к государственной символике, историческому прошлому страны.

• Ввести понятия «мы», «общество», «объединение», «земляк», «землячество», «сообщество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война».

• Актуализировать умения

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять различные виды обществ и обосновывать

своё мнение;

— определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества;

— рассказывать о своей роли в различных обществах;

— рассказывать о гражданском обществе;

— рассказывать о паспорте гражданина;

— рассказывать о государственной символике;

— рассказывать о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика;

— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

— подготавливать

и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять

проект «Мой проект на благо России»;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Систематизировать уже имеющиеся представления о рос­сийском народе; называть объединяющие факторы, приво­дить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформ­лять Календарь памятных дат

УО

 

 

3

Конституция России.

СЗУН

ПВД

Стимулировать:

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к государственной символике, историческому прошлому страны.

• Ввести понятия «мы», «общество», «объединение», «земляк», «землячество», «сообщество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война».

• Актуализировать умения

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять различные виды обществ и обосновывать

своё мнение;

— определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества;

— рассказывать о своей роли в различных обществах;

— рассказывать о гражданском обществе;

— рассказывать о паспорте гражданина;

— рассказывать о государственной символике;

— рассказывать о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика;

— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

— подготавливать

и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять

проект «Мой проект на благо России»;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Различать права и обязанности граждан России; Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией.

ВП

 

 

5

Государственное устройство России.

ИНМ

ФВД

Прививать интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к правам и обязанностям граждан, установленным Конституцией РФ.

• Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России;

Устанавливать связь особенностей государственного устрой­ства России и положений её Конституции; объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходима независи­мость трёх ветвей власти друг от друга. Называть имя, отче­ство, фамилию действующего Президента

 

ФО

УО

 

 

6

Российский союз равных. Практическая работа.

СЗУН

ФВД

Прививать интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к правам и обязанностям граждан, установленным Конституцией РФ.

• Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России;

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать за­очное путешествие в одну из республик: показывать её поло­жение на карте; называть и показывать столицу; составлять

рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять

символический смысл герба и флага

СР

 

 

7

Государственная граница России

СЗУН

ИВД

Прививать интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к правам и обязанностям граждан, установленным Конституцией РФ.

• Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России;

По карте определять, с какими государствами Россия грани­чит на суше и на море; показывать на карте государственную границу РоссииРазличать границы на суше и на море; на­зывать сопредельные с Россией страны

УО

 

 

8

Путешествие за границу России. Практическая работа.

ИНМ

ФВД

Прививать интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к правам и обязанностям граждан, установленным Конституцией РФ.

• Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России;

Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или за­очном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать о важ­нейших природных и культурных объектах. Моделировать си­туации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства

 

СР

 

 

 

9

 

Сокровища России и их хранители.

 

ИНМ

 

ПВД

 

Прививать интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к правам и обязанностям граждан, установленным Конституцией РФ.

• Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России;

 

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и пого­ворки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) на родном языке; анализировать их содержание. Презенто­вать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков

 

УО

 

 

10

Творческий союз.

ИНМ

ГВД

Прививать интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к правам и обязанностям граждан, установленным Конституцией РФ.

• Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России;

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся де­ятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русско­го языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотиви­рованное суждение о диалоге культур народов России как спо­собе взаимного духовного и культурного обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке и (или) в переводе на русский язык (по выбору); назы­вать имена их авторов; рассказывать о выдающихся худож­никах, музыкантах, учёных — уроженцах своего края по об­разцу рассказов учебника. Составлять страницу Календаря памятных дат,)

СП

 

 

11

Обобщающий урок по 
теме «Мы – граждане
единого Отечества»

УОСЗ

ФВД

Установить степень освоения темы, а именно умения:

— определять права и свободы сказочных героев;

— определять и записывать основные принципы Декларации прав ребёнка ООН;

— выполнять задание в соответствии с целью.

 

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся де­ятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русско­го языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотиви­рованное суждение о диалоге культур народов России как спо­собе взаимного духовного и культурного обогащения.

ФО

УО

 

 

12

Раздел: По родным просторам.
Практическая работа.
Карта — наш экскурсовод.

ИНМ

ГВД

 

Стимулировать интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

· Актуализировать знания о географической карте и правилах чтения карты.

· Актуализировать умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

· Ввести понятия «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоско­горье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг».

· Научить:

— определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение;

— определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение;

— определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

— определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о физической/контурной карте России;

— рассказывать об условных знаках физической карты России;

— рассказывать о своей стране, используя физическую карту России;

— рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

— рассказывать о различных формах земной поверхности России;

— рассказывать о формах земной поверхности своего края;

— определять природные объекты на физической карте России;

— оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Сравнивать масштаб физической карты России и карты ми­ра, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, ко­торую можно получить с помощью карты, и ту, которая со­держится только в тексте

СР

 

 

13

По равнинам.

СЗУН

ФВД

 

Стимулировать интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

· Актуализировать знания о географической карте и правилах чтения карты.

· Актуализировать умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

· Ввести понятия «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоско­горье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг».

· Научить:

— определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение;

— определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение;

— определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

— определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о физической/контурной карте России;

— рассказывать об условных знаках физической карты России;

— рассказывать о своей стране, используя физическую карту России;

— рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

— рассказывать о различных формах земной поверхности России;

— рассказывать о формах земной поверхности своего края;

— определять природные объекты на физической карте России;

— оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике.

УО

 

 

14

По горам.

СЗУН

ГВД

 

Стимулировать интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

· Актуализировать знания о географической карте и правилах чтения карты.

· Актуализировать умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

· Ввести понятия «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоско­горье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг».

· Научить:

— определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение;

— определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение;

— определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

— определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о физической/контурной карте России;

— рассказывать об условных знаках физической карты России;

— рассказывать о своей стране, используя физическую карту России;

— рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

— рассказывать о различных формах земной поверхности России;

— рассказывать о формах земной поверхности своего края;

— определять природные объекты на физической карте России;

— оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике.
В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между осо­бенностями земной поверхности и хозяйственной деятель­ностью людей, их обычаями, традициями

СП

 

 

15

В поисках подземных кладовых.
Практическая работа.

СЗУН

ПВД

· Стимулировать:

— интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России;

— бережное отношение к природным ресурсам.

· Актуализировать знания о полезных ископаемых: о их месторождении, свойствах, использовании человеком в хозяйственной деятельности.

· Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

· Ввести понятия «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ».

 

Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных реги­онов России (по физической карте), рассказывать о них, со­относить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.
В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя.
Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.

СР

 

 

16

Наши реки.

ИНМ

ФВД

Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

· Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

· Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

· Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»

Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопровер­ку.
Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте.

СП

 

 

17

Озёра — краса Земли.

ИНМ

ПВД

Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

· Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

· Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

· Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»

Раскрывать значение озёр в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озёра, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться пока­зывать озёра на карте.
Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России.

 

УО

 

 

18

По морским просторам.

СЗУН

ПВД

Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

· Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

· Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

· Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»

Различать озёра и моря по существенному признаку (море — часть океана).
Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учеб­нике. Учиться показывать моря на карте.

УО

 

 

19

С севера на юг.

СЗУН

ИВД

Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

· Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

· Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

· Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»

сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обо­значений на карте природных зон.
Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте.
Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнеч­ными лучами, на её основе объяснять причины смены при­родных зон с севера на юг.

 

УО

 

 

20

В ледяной пустыне.

ИНМ

ФВД

Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

· Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

· Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

· Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»

Находить на карте природных зон России арктические пус­тыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показы­вать её на карте.

ВП

 

 

21

В холодной тундре. Растительный мир.

СЗУН

ИВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Находить на карте природных зон России зону тундры, рас­сказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте.
Устанавливать причинно-следственные связи между положе­нием солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с живот­ным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника.

СП

 

 

22

В холодной тундре. Животный мир.

ИНМ

ПВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Находить на карте природных зон России зону тундры, рас­сказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте.
Устанавливать причинно-следственные связи между положе­нием солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с живот­ным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника.

УО

 

 

23

Среди лесов.

ИНМ

ИВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Находить на карте природных зон России лесные зоны, рас­сказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны.
Устанавливать зависимость природы лесных зон от распре­деления тепла и влаги.

УО

ФО

 

 

24

В широкой степи. Растительный мир.

СЗУН

ГВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться пока­зывать её на карте.
Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги.

 

ВП

 

 

25

В широкой степи. Животный мир.

СЗУН

ФВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться пока­зывать её на карте.
Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги.
Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

УО

 

 

26

В жаркой пустыне. Растительный мир.

ИНМ

ГВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны.
Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.

СП

 

 

27

В жаркой пустыне. Животный мир.

СЗУН

ФВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны.
Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.

УО

ФО

 

 

28

У тёплого моря.

СЗУН

ИВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Находить на карте природных зон России субтропики, рас­сказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону.
Устанавливать зависимость природных условий на Черно­морском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа.
Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморс­кого побережья Кавказа.

УО

 

 

29

Мы — дети родной земли.

ИНМ

ФВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализиро­вать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений

СП

 

 

30

В содружестве с природой.

ИНМ

ИВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одно­го из народов России (по выбору) с использованием материа­лов устного изобразительно-прикладного народного творчест­ва и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте мес­та традиционного проживания некоторых народов России

УО

 

 

31

Как сберечь природу России.

ИНМ

ГВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологически­ми проблемами и охраной природы в разных природных зо­нах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сооб­щение классу, презентовать его.

ВП

 

 

32

По страницам Красной книги.

СЗУН

ГВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради.Го­товить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группа­ми учащихся, делатьвыводы по теме урока. Читать и обсуждатьрассказы из книг «Великан на поляне» и «Зелёные страницы», формулироватьсоответствующие пра­вила экологической этики.

УО

 

 

33

По заповедникам и национальным паркам.

СЗУН

ГВД

· Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

·  Актуализировать знанияо сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

· Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

· Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

· Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (кар­та, текст, таблица) с заповедниками и национальными парка­ми России. Выполнять задания в рабочей тетради.Готовить сообщение классу, презентовать его.

УО

 

 

 

34

Обобщающий урок по теме « По родным просторам»

УОСЗ

ФВД

Установить степень освоения темы, а именно умения:

— формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию;

— выполнять задание в соответствии с целью.

знакомиться по материалам учебника (кар­та, текст, таблица) с заповедниками и национальными парка­ми России. Выполнять задания в рабочей тетради.Готовить сообщение классу, презентовать его.
Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группа­ми учащихся, делатьвыводы по теме урока. Читать и обсуждатьрассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила эколо­гической этики.
Рассказывать о заповедниках и национальных парках свое­го края, оценивать их вклад в охрану природы страны

УО

ФО

 

 

35

Раздел:Путешествие по реке времени.

В путь по Реке времени.

ИНМ

ФВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Различать в них поэтический вымысел и реальную истори­ческую основу.Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения по­нятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век со­бытия. Называть имена отца истории и родоначальника древ­нерусского летописания

СП

 

 

36

Путешествуем с археологами.

СЗУН

ГВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Описывать внешний вид археологических находок по изобра­жениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме;узнавать, соотносятся ли эти находки с письменны­ми источниками; сравнивать образ оленя в сказках, предани­ях и в искусстве скифов, древних народов Сибири.

Расска­зывать о роли российских археологов в мировой и отечест­венной исторической науке

ВП

 

 

37

В путь по страницам летописи.

ИНМ

ФВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Показывать на исторической карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; ха­рактеризоватьвнешний вид женских украшений по изобра­жениям в учебнике и в местном музее;сравнивать их и на­ходить общее и различное

УО

 

 

38

В путь по страницам летописи.

СЗУН

ИВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Показывать на карте древние торговые пути;рассказывать
о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упо­минания в летописи; рассказывать о роли Великого Новго­рода и Киева в истории Древней Руси;называть имена родо­начальника правящей княжеской династии и его родича, объ­единившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновыватьроль Великого Новгорода и Кие­ва как двух истоков Древнерусского государства

УО

 

 

39

Мудрый выбор.

СЗУН

ПВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река време­ни»; характеризоватьпоследствия для истории и культуры России выбора князя Владимира.

УО

 

 

40

Наследница Киевской Руси.

ИВД

ФВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государ­ственных поступках; перечислять и находить на карте назва­ния городов, положивших начало Золотому кольцу; характе­ризоватьпреемственность топонимики и важнейших архитек­турных сооружений Владимира

СП

 

 

41

Москва — преемница Владимира.

СЗУН

ГВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Да­ниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственнос­ти в их государственных поступках; сравнивать Успенский со­бор в Московском Кремле и во Владимире;интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до со­временности.

ВП

 

 

42

Начало Московского царства.

ИНМ

ПВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Составлять схему родственных отношений правителей Мос­ковской Руси; объяснятьважность преемственности в их го­сударственных поступках; обозначать имя итальянского зод­чего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризоватьдеятель­ность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного

УО

 

 

43

Подвижники Руси и землепроходцы.

ИНМ

ФВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору); высказыватьмотивированное суждение о роли об­щего летописания и книгопечатания.Характеризовать луч­шие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных де­лах и поступках соотечественников

УО

ФО

 

 

44

На пути к единству.

ИНМ

ФВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости Руси.

СП

 

 

45

Начало Российской империи.

СЗУН

ГВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Высказывать мотивированное суждение о необходимости оте­чественных армии и флота, промышленности, науки и обра­зования для развития страны и сохранения её независимости. Характеризоватьархитектурный облик Санкт-Петербурга;объяснять значение названия города;называть имена импе­ратрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге.

УО

 

 

46

Жизнь — Отечеству, честь — никому!»

ИНМ

ИВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепет­ровскую эпоху;обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; об­суждать социальную значимость названных понятий

СП

 

 

47

Отечественная война 1812 года.

СЗУН

ПВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полковод­ца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, оте­чественную войну; находить сведения и рассказывать о па­мятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации;

ВП

 

 

48

Великий путь.

СЗУН

ФВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить назва­ния и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечатьэти даты на схеме «Ре­ка времени»; приводитьпримеры достижений России на Все­мирной выставке в Париже 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышлен­ности XIX в.,сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками

УО

 

 

49

Золотой век театра и музыки.

ИНМ

ФВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Характеризовать развитие театрального и музыкального искус­ства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты созданияотме­чать на схеме «Река времени»; приводитьпримеры всемир­ного признания достижений российского искусства.

УО

ФО

 

 

50

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

СЗУН

ГВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Обобщать знания о произведениях великих русских художни­ков и писателей, полученные в начальной школе; характери­зоватьдостижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своём крае; называтьимена и названия люби­мых произведений отечественных писателей;

УО

 

 

51

В поисках справедливости.

ИНМ

ПВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц

СП

 

 

52

Век бед и побед.

ИНМ

ИВД

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своём крае); по возможности составлять рассказ о воздей­ствии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию)

ВП

 

 

53

«Вставай, страна огромная!»

ИНМ

ПВД

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны: приводить примеры героизма.

УО

 

 

54

Трудовой фронт России.

СЗУН

ФВД

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. , в том числе своих земляков

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., в том числе сво­их земляков.

УО

 

 

55

«Нет в России семьи такой...»

ИНМ

ГВД

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы об­щенародной исторической памяти; раскрывать глубину чело­веческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Вели­кой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в своей семье; при­водить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоми­нания старших родственников о военном времени.

ВП

 

 

56

«Нет в России семьи такой...»

ЗИМ

ИВД

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы об­щенародной исторической памяти; раскрывать глубину чело­веческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Вели­кой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в своей семье;

СП

 

 

57

После Великой войны.

ИНМ

ФВД

Характеризовать созидательную  деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет

Характеризовать созидательную деятельность наших соотече­ственников в первые пять послевоенных лет; приводить при­меры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае (городе, селе); рассказывать о земля­ках — тружениках первой послевоенной пятилетки, в том чис­ле о членах своей семьи

ВП

 

 

58

Достижения 1950—1970-х гг.

СЗУН

ГВД

Характеризовать созидательную  деятельность страны в 5-70х гг. ХХ в.

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50— 70-е гг. XX в.; приводитьпримеры достижений в науке и тех­нике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе); расска­зывать о земляках — тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи.

УО

 

 

59

Итоговый урок по теме «Путешествие по Реке Времени»

УОСЗ

ФВД

 

 

УО

ФО

 

 

60

Раздел «Мы строим будущее России»

ИНМ

ФВД

Характеризовать особенности жизни страны  во второй половине 80-90х гг. ХХ в. И первое десятилетие ХХIв.

Характеризовать особенности жизни страны во второй поло­вине 80— 90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приво­дить примеры преобразований, в том числе в своём крае (го­роде, селе)

УО

 

 

61

«Хороша честь, когда есть, что есть».

УОСЗ

ГВД

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства

Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своём крае (городе, селе), благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей (по выбору).

СП

 

 

62

Умная сила России.

ИНМ

ФВД

Характеризовать  положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников  промышленных предприятий и горожан

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном произ­водстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае.

 

 

ВП

 

 

63

Светлая душа России.

ИНМ

ИВД

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности сво­их сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оцениватьуровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

УО

 

 

64

Светлая душа России

ЗИМ

ПВД

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности сво­их сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оцениватьуровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

СР

 

 

65

Начни с себя

ИНМ

ФВД

Характеризовать  положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности сво­их сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оцениватьуровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. 

ВП

 

 

66

Начни с себя

ЗИМ

ГВД

Характеризовать  положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности сво­их сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оцениватьуровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. 

УО

 

 

67

Итоговый урок «Мы строим будущее России»

УОСЗ

ФВД

Повторение пройденных материалов за учебный год

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности сво­их сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оцениватьуровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о вза­имной зависимости между собственным благом и процветани­ем России.

ВП

 

 

 

68

 

Итоговый урок

 

УОСЗ

 

ГВД

 

Повторение пройденных материалов за учебный год

 

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности сво­их сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оцениватьуровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о вза­имной зависимости между собственным благом и процветани­ем России.

 

УО

ФО

 

 

 

 

Сокращения:


Тип, форма урока
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений

 

Виды деятельности (ВД)
ИВД – индивидуальный
ФВД – фронтальный
ГВД – групповой
ПВД - парный

Виды и формы контроля на уроке (контрольная работа в КТП прописывается как отдельный урок с указанием темы работы)
Т – тест
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ПР – проверочная работа
З - зачет

Joomla SEF URLs by Artio