Методическая разработка урока в 4 классе

Охрана и значение воздуха в жизни человека

                                                      Трусова Ольга Николаевна

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить учащихся со значением воздуха в  жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

ФОРМА РАБОТЫ:   Индивидуально – групповая.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:   познавательные, коммуникативные, регулятивные.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

– работа в малых группах;

– прием “Верите ли вы?» (Технология развития критического мышления);

– диалог и обсуждение;

- самостоятельная работа с информацией;

– обращение к опыту учащихся.

ХОД УРОКА:

 I.  Организационный момент.

- Сегодня у нас  урок окружающего мира. Проверьте вашу готовность к работе.

- Нам предстоит работа в малых группах. Вспомните правила успешной работы в группе.

II. Актуализация знаний.

- Подумайте как вы можете мне доказать, что человек не может обходиться без воздуха?

- Попробуйте закрыть рот и нос руками. Сколько минут мы можем продержаться?

-Что мы выяснили в ходе этого эксперимента?

-Что без воздуха едва ли проживешь и пять минут.

Прошу Вас заполнить таблицу:

№ п/п

Утверждение

Да/Нет

Да/Нет

1

Верите ли вы, что воздух снаружи  зданий чище?

 

 

2.

Верите ли вы, что уровень загрязнения воздуха можно проверить при помощи пингвинов?

 

 

3

Верите ли вы, что воздух может быть жидким?

 

 

4.

Верите ли вы, что без атмосферы наша планета была бы безжизненной?

 

 

5.

Верите ли вы, что воздух можно продавать?

 

 

6.

Верите ли вы, что в сутки человеку необходимо около 20 килограмм воздуха?

 

 

7.

Верите ли вы, что воздух можно продавать?

 

 

- Каковы результаты вашей работы?

III. Работа по теме урока.

Прочитайте текст. В ходе чтения делайте пометки о том, что Вам было неизвестно, известно и о чем вы думали иначе.

Мы это не видим, чаще всего даже не помним, но от него зависит наша жизнь, существование живых организмов на целой планете. Что это? Конечно, воздух.

В сутки человеку необходимо около 20 килограмм воздуха.

Воздушная среда, которая составляет земную атмосферу, представляет собой смесь газов, в которой содержится 27 газообразных веществ. Воздух необходим всем существам для дыхания.

Чистый атмосферный воздух содержит в своем составе:

Азот – необходим всем живым организмам для биосинтеза белка. В большом количестве содержится в мясе и рыбе.

Кислород – самая важная составляющая воздуха.

Углекислый газ – не накапливается в атмосфере, т.к. осаждается с осадками и поглощается растениями.

Воздух один из самых интересных и интригующих элементов Земли. Ученые не перестают его изучать и собирать наиболее интересные факты о воздухе.

Опасный уровень загрязнения воздуха можно определить с помощью арктических птиц – пингвинов. Птицы начинают тяжело дышать. В зоопарках чаще всего во время смога их уводят в помещение, где установлены специальные фильтры для очистки воздуха. 

Стиг Северинсен 1 апреля 2010 года смог задержать дыхание под водой на 20 минут и 10 секунд. Однако он бы не смог поставить данный рекорд, если бы за полчаса до ныряния не дышал 100% кислородом.

Знаете ли вы что воздух при определенных состояниях, и огромном давлении может быть жидким. Астрономы предполагают, что существуют планеты, полностью покрытые жидким воздухом.

И еще, как бы вы ни заботились о чистоте, воздух в помещении намного грязнее воздуха снаружи. Это объясняется тем, что окружающие предметы выделяют углекислоту, загрязняющую воздух. Для его очистки можно воспользоваться растениями. Наиболее известные у нас, это Алоэ и Герань.

Двадцатая часть всего кислорода на нашей планете вырабатывается лесами Амазонии, произрастающими вдоль всей протяженности реки. Их называют «легкими Земли».

Японцы были одними из первых продавцов воздуха. Сегодня этот бизнес получил распространение, и теперь любой житель мегаполиса может позволить себе подышать чистым воздухом, купив его в консервной банке. А в Средиземном море были обнаружены микроорганизмы которые не нуждаются в воздухе. Это стало сенсацией в научном мире, ведь они смогут пролить свет на загадки эволюции видов, и возможно даже подтвердить теорию существования жизни на других планетах.

Без атмосферы наша планета была бы такой же безжизненной, как Луна. Солнечные лучи раскаляли бы освещенную сторону Земли, а на неосвещенной – был бы ледяной холод. В течение только одних суток температура менялась бы 200 с лишним градусов: днем под лучами солнца стояла бы сильная жара и температура была бы свыше 100 градусов, а ночью – жесточайший мороз, ниже 100 градусов. Сейчас днем светло не только на солнце, но и в тени, и в комнатах, куда не проникают солнечные лучи. При отсутствии атмосферы было бы ослепительно светло под прямыми лучами солнца. Во всех других местах царила бы ночь.

Прошу Вас в группах выполнить задания. Прочитайте вопрос, который достался вашей группе. - Найдите ответ на ваш вопрос в тексте и проиллюстрируйте его.

Группа № 1

Где воздух чище снаружи или внутри зданий? Почему?

Группа № 2

-Что было бы с нашей планетой, если бы не было атмосферы?

Группа № 3

-Из чего состоит воздух?

Группа№4

-Каким образом можно определить опасный уровень загрязнения воздуха?

Представители от групп делают сообщение всему коллективу, плакаты вывешиваются на доску.

- Оцените работу вашей группы на данном этапе. Выскажите ваши впечатления.

V.Физкультминутка.

Музыкальная пауза.

VI.Продолжение работы по теме урока.

Рассмотрите плакат, который находится в вашей синей папке, обсудите его и сделайте вывод.

-Учащимся представлены плакаты с иллюстрациями на тему загрязнения окружающей среды.

- Какие другие факторы влияют на загрязнение окружающей среды?

Комментарии учащихся:

-Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами.

-Около 50 лет назад от городского дыма в Лондоне погибли 4 тысячи человек. Это было серьезным предупреждением жителям городов всей планеты. Был принят закон о запрещении топлива, оставляющего дым. Но до сих пор проблема задымленности городов не решена. Темнеют здания, разрушаются памятники, в легких людей накапливаются вредные вещества.

- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)не фабрики и заводы ежедневно выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных веществ.

- Над большими промышленными городами висят серые облака вредных отходов предприятий и транспорта. Время от времени на эти города опускается пелена смеси дыма и парообразной воды. Это - смог. Он может вызвать удушье, головную боль, уменьшить устойчивость живого организма к различным заболеваниям.

- Оседая на листьях растений, сажа и пыль нарушают их жизненные процессы, приводят к преждевременной гибели.

- Из многих городов приходят тревожные вести "Не хватает воздуха! Не чем дышать!". Автомобили заполнили улицы, проспекты и обрушили на горожан выхлопные газы, в которых очень много вредных веществ.

Показ слайдов по теме.

-Обсудите в группе, что необходимо сделать, чтобы защитить наш город от загрязнения воздуха  и защитить здоровье человека.

Работа в группах.

Способы охраны воздуха:

- (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

- посадка растений в городах,

- использование невредных видов транспорта, топлива,

- создание организаций по охране окружающей среды,

День защиты окружающей среды.

Защита проектов.

-Вы хорошо поработали. Молодцы!

6.Рефлексия.

Прошу Вас  проверить результативность вашей работы.

-Прочитайте вопросы  и повторно ответьте на них.

 

№ п/п

Утверждение

Да/Нет

Да/Нет

1

Верите ли вы, что воздух снаружи  зданий чище?

 

 

2.

Верите ли вы, что уровень загрязнения воздуха можно проверить при помощи пингвинов?

 

 

3

Верите ли вы, что воздух может быть жидким?

 

 

4.

Верите ли вы, что без атмосферы наша планета была бы безжизненной.

 

 

5.

Верите ли вы, что воздух можно продавать?

 

 

6.

Верите ли вы, что в сутки человеку необходимо около 20 килограмм воздуха.

 

 

7.

Верите ли вы, что воздух можно продавать?

 

 

 

Поменяйтесь своими табличками и проверьте работу друг друга, что вы заметили?

VII. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что было трудным?

- Какие факты  о воздухе вас удивили?

-Поделитесь вашими впечатлениями о работе друг друга, вашей группы.

VIII. Организованное окончание урока.

-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!

-Урок окончен.

 

Дети – дошкольники очень тонко реагируют на внутрисемейные отношения, стремятся к пониманию значения семьи, пытаются разобраться в межличностных отношениях взрослых. Со слов воспитателей, интерес взрослых к на этой неделе был повышенным  к детским рабочим тетрадям. И родители ,и бабушки, дедушки  посмотрели на себя со стороны., а папка с анкетами значительно «похудела.» Результаты не заставили себя долго ждать: Настя в течение 2 недель сообщала, что они с бабушкой ездили в центр города, и в подтверждение протягивает мне билеты в Исаакиевский собор и Русский музей.

Воспитатели группы «Ручеек» обращаются ко мне с просьбой организовать ликбез для бабушек. Несколько воспитанников принесли анкеты, в которых были написаны рассказы  о своих семьях. Это были первые шаги вовлечения взрослых в совместный процесс воспитания юных петербуржцев.

Интересным и полезным  приемом работы является организация поэтического конкурса «Признайся к любви к своему городу». Мною было разработано Положение об этом конкурсе, где были обозначены цели и задачи, сроки проведения мероприятия, критерии оценки, состав жюри. В каждой группе вывесили объявления-приглашения. И началась работа по подготовке конкурса, в которой были задействованы и педагоги, и родители, и дети. Одно из пунктов Положения гласит «  поэтическое произведение выбирается по своему усмотрению родителями воспитанников». Над выразительностью речи, оригинальностью исполнения работают воспитатели группы, привлекая к этой непростой работе родителей.

 

Joomla SEF URLs by Artio