Ильиной Ларисы Николаевны

учителя начальных классов

ГБОУ СОШ № 118 г. Санкт-Петербурга

Цели: Обобщить, систематизировать знания детей о зимних изменениях в природе, условиях обитания животных и птиц в это время года.Развить умение сравнивать, наблюдать, делать выводы. Правильно характеризовать времена года

 

Задачи:

Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Развивать мышление и смекалку.

Прививать интерес к предмету.

Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

 

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

 

Оборудование урока

компьютер; мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями

 

Ход урока

 

Организационный момент:

- Всё ли на месте, все ли на местах?

- Улыбнитесь друг другу и за дело.

 

Актуализация знаний

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся  в гости  … К кому? Не догадались? Маленькая подсказка – мы отправимся в гости на санях  к… Снова не догадались. Тогда послушайте песню «Три белых коня».-звучит мелодия

(Слайды 2, 3. 4, 5 с изображением коней)

-Догадались о каких конях поётся в песне?

Назовите-ка ребятки

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет.

Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)

(Слайд 6, картинка с ёлкой)

 

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не лежится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это? (ЯНВАРЬ)

(Слайд 7, пейзаж январского леса)

 

- По каким признаками вы догадались, что это декабрь, январь?

 

 

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели

По ногам мороз силён,

Днем капели слышен звон,

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? (ФЕВРАЛЬ)

(Слайд 8, лес в феврале)

 

- Почему вы решили, что это февраль?

-Какой главный признак зимы в неживой природе? (Главный признак зимы в неживой природе – это снег и лёд)

-А как вы думаете, изменилась ли жизнь живой природы? Как изменилась жизнь лиственных растений зимой?

Слайд 9(показ деревьев зимнего леса)

 

-Почему лиственные растения на зиму сбрасывают листву?

-Какими мы видим хвойные растения зимой?

Про какие деревья говорят: «Зимой и летом одним цветом»? Почему?(Хвойные деревья на зиму не сбрасывают хвою оставаясь круглый год зелеными. Иголочки покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.) 

  -А как зимуют травянистые растения? (Наземная часть у травянистых растений отмирает на зи- му)

-Встречаются ли под снегом зелёные травянистые растения? (Да!  Земляника, копытень, озимые хлеба)

-Почему эти растения не замерзают зимой? (Снег защищает их от мороза)

-Подтвердите свою мысль народной мудростью – пословицами.

(Слайд 10 с пословицами)

Зима без снега – лето без хлеба.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Много снега – много хлеба.

Снег на полях – хлеб в закромах.                              

Снег глубокий – год хороший.

 

Физминутка (Слайд 11 физминутка для глаз)

 

-А как вы думаете изменилась ли жизнь животных зимой? (Да! В природе всё взаимосвязано)

-Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие)

- Давайте перечислим их.

-Почему они не улетели в тёплые края? (Птицам страшен не холод, а голод. Они могут найти себе корм зимой. Эти птицы питаются семенами растений, ягодами. А клесты даже выводят зимой птенцов.)

 (Слайд12 показ клестов)

 

Посмотрите на следующую картинку и прочитайте стихотворение

(Слайд13 с текстом стихотворения) – читает хорошо читающий ученик

Мороз

Скрипит мороз.

Сердит мороз.

И снег

Сухой и колкий.

И вяз озяб,

И дуб замёрз.

Насквозь продрогли ёлки.

И солнце в небе,

Как желток

И до того мороз жесток,

Что через поле

Птица

Перелететь

Боится!

 

-Почему птица боится перелететь через поле?(Сильный мороз)

-Как человек помогает птицам пережить трудную зиму?

-Поднимите руки, у кого есть кормушки?   (Очень легко сделать из пакета, из пластмассовой бутылки)

                       

Вы кормушку смастерили,

Вы столовую открыли.

(Слайд 14, кормушка)

-Какой корм вы кладёте в свои кормушки? (Семечки, крошки хлеба, зерно, крупу, кусочки сала)

-Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет от голода.

-Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку? (Дети встают и рассказывают)

 

(Слайд 15 картинки со зверями:  волка, лисы, рыси, кабана, горностая.)

-Каких зверей на этом слайде вы знаете? Почему они не боятся мороза?

Некоторые ребята подготовили нам рассказы о волке, лисе, кабане, рыси, и сейчас они их нам зачитают. (Краткие выступления детей)

 

Некоторые сведения о животных леса

 

Волк

Волк, или серый волк - хищное млекопитающее семейства псовых. Является прямым

предком домашней собаки. От собак отличается широкой мордой с выпуклым лбом, обычно опущенным хвостом (только вожак стаи держит хвост приподнятым). Волчата имеют более тупую мордочку, чем собачьи щенки, черную полоску вдоль спины и желтоватый пушистый мех на голове. Длина его тела (с хвостом) может достигать 160 см, высота в холке до 90 см; масса тела до 62 кг. Волка называют санитаром леса – он уничтожает больных животных, тем самым не даёт распространятся заразе. Часто встречается в сказках о животных.

Лиса

Лиса очень красивое животное, оно стройное, грациозное, с красивым мехом и длинным пышным хвостом и длинной, заостренной мордочкой.

Самый мелкий представитель рода лисиц – фенек , по размерам он меньше домашней кошки. Длина его тела составляет 30-40см, хвоста – до 30см, масса тела фенька не превышает 1.5кг.

Самой крупной является обыкновенная лисица, длина ее тела может доходить до 90см, длина хвоста до 60см, масса тела до 10кг.

Лиса – очень известный персонаж русских народных сказок, а также множества других сказок и рассказов. Например, в известной сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» лиса Алиса – одно их главных действующих лиц.

Кабан

Кабан или дикая свинья – очень известное в народе животное, которое является предком всех видов домашних свиней. Голова у зверя большая, клиновидная, покоящаяся на массивной шее. Венчают ее длинные и широкие уши, маленькие глаза и мощное рыло с пятачком. Такое строение тела идеально подходит для рытья почвы, чем кабан и занимается практически все время. Вся поверхность тела покрыта жесткой щетиной.

Встретить кабана можно как в густых лесах, так и в пустынной местности. Бодрствуют животные в разное время суток в зависимости от времени года: летом они активны ночью, а зимой – днем

Любимыми лакомствами кабана являются корни растений, орехи, семена, ягоды, зимой в ход идёт кора. Животные корма –  черви, лягушки, змеи, грызуны, падаль и любая другая мелкая живность.

Рысь

Туловище, как у всех рысей, короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет рыси ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. Рысь — типичная кошка, хотя величиной с крупную собаку, которую отчасти напоминает своим укороченным телом и длинноногостью.  В сутки она способна проходить до 30 километров. Основу её рациона составляют зайцы. Охотится рысь в сумерках. Вопреки распространённым представлениям, она никогда не прыгает на свою жертву с дерева, но предпочитает подкарауливать дичь в засаде или скрадывать, а затем нападать большими, до 4 м, прыжками. Жертву преследует на дистанции не более 60—80 м, после чего выдыхается. Также известно, что рысь убивает лисиц и куниц, даже если нет потребности в пище.

Горностай

Горностай по общему складу очень похож на ласку, но крупнее. Туловище горностая тонкое, сильно вытянутое. Зимний мех горностая очень густой и шелковистый, плотно прилегающий. Зимой горностай, как и ласка, частично или полностью белеет, но конец хвоста остается черным, что является главной отличительной чертой. Зимняя белая с черным хвостиком шкурка горностая еще в давние времена шла на отделку шуб, шапок, мантий знатных особ.

 

- А где же сейчас медведь? (Спит) А кто ещё, как и медведь, спит зимой?(ребята перечисляют)

-Правильно, но в отличие от медведя бурундук и барсук с осени делают запасы. Зимой просыпается, поест запасов и снова засыпает. -А что такое спячка? (Это более глубокий и продолжительный сон, когда понижается даже температура тела)

 

Физминутка « Звериная зарядка» (по стихотворению А. Барто)

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

(кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться

потянуться

Обязательно зевнуть

(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть

(прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть

(легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый

(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы

(ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе

(переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте

(раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала!

(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

 

(Слайд 16 , картинка с медведем-шатуном)

Бывает, что или медведю или ёжу не удаётся уснуть, и тогда они бродят зимой. Медведь становится злым и опасным, а вот ёжик может погибнуть. На помощь этим животным  приходят  охотники, лесники.

 

-Назовите животных, о которых мы не говорили сегодня на уроке?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

( Белка) Слайд 17

 

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? ...

(Зайка.) Слайд 18

 

Применение знаний (работа в парах) – у ребят карточки

1. Найди лишнее слово.

Январь, ноябрь, февраль, декабрь. (зима)

Поползень, клёст, скворец, воробей, голубь. (скворец)

Волк, лиса, рысь, лось, медведь, кабан. (медведь)

Холод, стужа, зной, мороз, метель, вьюга.

 

2. Ответь.

У какого зверя зимой рождаются детёныши?_______________

Какая птица зимой птенцов выводит?_________________

Зимой и летом одним цветом________________

Итог урока. Рефлексия

 

3.  - Подберите признаки предметов к словам:

 

Зима (какая?) _______________,_______________,________________,_______________ .
 

Снег (какой?)________________,_______________,________________,_______________ .

 

Настроение (какое?)________________, _________________,__________________ .

 

Что вы скажете о себе? _________________, _____________________,_________________ . (Молодец, умница, я старался, я отвечал, делал открытия.)

 

Домашнее задание: Сделайте рисунки по уроку: что вам понравилось, что впечатлило, что запомнили.

 

 

Используемые ресурсы:

 

1. Журнал Начальная школа, № 10, 2004г.; № 11, 2005г.; № 11, 2006г.

2. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»

3. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей», Академия Холдинг, 2001 г.

4. Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: природоведение» - Ярославль, 1997 г.

5. «Животный мир нашей Родины» - М.: Просвещение, 1991 г.

6.А. А. Вахрушев «Окружающий мир» 1 класс 2012г

7. А. Л. Барто Стихи

 

Joomla SEF URLs by Artio