Методическая разработка

Конспект урока окружающего мира (3 класс)

На севере Европы

Есипенко Марина Александровна

Цель урока: познакомить учащихся с северными европейскими государствами.

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями таких европейских государств как Норвегия, Швеция, Финляндия; повторить ранее изученный материал; развивать речь учащихся; учить рассуждать; учить работать в группах; воспитывать чувство коллективизма.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Технология: исследовательские методы в обучении, технология сотрудничества.

Материальное обеспечение урока:изображения парусников, мультимедийная установка, диск  «Туристический атлас мира», раздаточный материал.

 

Ход урока:

Этапы урока

Работа учащихся

1

Проверка домашнего задания.

Проводится в виде теста (Приложение 1).

 

Выполняют задания теста.

2

Изучение нового материала.

1). –Из ответов теста сверху вниз читается слово север, т. е. у кого получилось это слово, те справились с заданием.

2). По синему морю к северным землям

Плывём мы на белом своём корабле.

И нас не пугают ни волны, ни ветер!

Скорей до земли мы добраться хотим.

(Открывается доска с парусниками).

- А вот и парусники, а на них какие-то надписи – кораблики перепутали свои паруса! Догадайтесь, куда плывут эти парусники?

-Ответ: Норвегия, Швеция, Финляндия.

- Сегодня на уроке мы отправимся в страны Северной Европы: Норвегию, Швецию, Финляндию.

Работа с картой (определение расположения указанных стран).

3). Аналитическая групповая работа.

Класс делится на три группы. Каждая группа знакомится с определённой страной (Приложение 2) для заполнения таблицы  (Приложение 3) и постановки вопросов по изучаемой стране для учеников других групп. При этом каждый ученик выполняет свою роль: корреспондент (читает сообщение), картограф (определяет месторасположение страны), верстальщик (отвечает за заполнение таблицы), докладчик (выступающий), спецкор (составляет вопросы для других групп).

4). Выступления учеников от каждой группы (в это время участники других групп заполняют таблицы). Перед каждым выступлением учитель показывает слайды с флагом страны, картой, достопримечательностями. Затем выступают спецкоры, задавая по вопросу каждой группе.

 

 

Определяют названия стран, которые будут изучать на уроке; работают в группах, каждый выполняет свою роль; заполняют таблицу по каждой стране; выступают перед классом по одному человеку от группы, остальные заполняют свои таблицы.

3

Подведение итога.

Участники каждой группы составляют синквейн по своей стране (Приложение 4).

 

Составляют синквейн по итогам изучения темы.

 

Приложение 1.Тест: «Соседи России».

  1. С какой страной Россия подписал союз?

с) с Белоруссией;

з) с Украиной.

     2. Киев – столица …

         е) Украины;

         и) Белоруссии.

     3. Самая северная страна-сосед России:

         ф) Норвегия;

          в) Финляндия.

      4. С каким из государств Россия имеет самую протяжённую границу?

          е) с Казахстаном;

          э) с Монголией.

      5. С каким из государств Россия имеет наименее протяжённую границу -           

          всего 16 км?

          н) с Китаем;

          р) с Северной Кореей.

 

Приложение 2.

Финляндия.

Финляндия – ближайшая к нам северная страна Европы. Глава финского государства – президент.

Финляндия – морская страна. На западе её омывают воды Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Побережье Финляндии сильно изрезано заливами и бухтами со множеством небольших островков. Финны называют свою страну Суоми, что в переводе на русский означает «страна болот». Часто Финляндию называют «страной тысячи озёр». Озёра соединены между собой короткими речками. Реки, озёра, море богато рыбой.

Всё, что можно сделать из дерева, производится в Финляндии: фанера, бумага, сборные дома, мебель. На каменистой почве, которую трудно обрабатывать, выращивают ячмень, рожь, пшеницу, сахарную свёклу. Склоны холмов, болота, берега озёр – хорошие пастбища для скота. На заводах из руды плавят металл, делают станки и машины, строят суда.

Столица Финляндии – город Хельсинки – расположен на скалистом полуострове у Финского залива.  Центр Хельсинки напоминает старый Санкт-Петербург, так как главный архитектурный ансамбль строили знаменитые петербургские зодчие. На одном из островов расположен этнографический музей под открытым небом, другой остров – исторический заповедник, третий – зоопарк.

В северной части страны, в Лапландии, живёт народ саами. Здесь развито оленеводство. Здесь же живёт Санта-Клаус.

                     

 

Швеция.

Швеция расположена на каменном фундамента, состоящем из очень   твёрдых горных пород – гранитов и гипсов.

В древности каменное основание Швеции было покрыто толстым слоем льда. Ледник, двигаясь на юг, выпахал глубокие котловины, сгладил скалы. После потепления талые ледниковые воды заполнили все низменности, и среди холмов и гор образовались озёра.

Через перевалы в горах проложены железные дороги, по которым перевозят главные богатства страны – железную руду и древесину. В Швеции только малая часть населения занимается сельским хозяйством, но она полностью обеспечивает страну продовольствием. Хорошо развито молочное животноводство.

Самый большой город Швеции – её столица Стокгольм. Он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. В старой части города улицы такие узкие, что по ним машине не проехать. Во многих домах есть камины, где в холодную погоду пылает огонь.

Глава государства – король.

Швеция – родина спортивной гимнастики, шведская стенка изобретена здесь. Очень любят в стране лыжный спорт и хоккей.

Шведы и их соседи – норвежцы прославились в истории как мужественные мореплаватели. Их прозвали «северными людьми», а русские – варягами. Много столетий назад варяги отправлялись на лодках через Балтийское море торговать с Киевской Русью.

 

Норвегия.

Королевство Норвегия, самое северное европейское государство, занимает северо-западную часть Скандинавского полуострова. Столица – Осло. Глава государства – король. Норвежские города расположены на побережье моря.

Большую часть поверхности земли в Норвегии занимают Скандинавские горы. Высокие плоскогорья покрыты ледниками, западные склоны прорезаны заливами – фьордами.

Люди этих краёв всегда были связаны с морем. Это северный край. В лесах лоси, олени, барсуки, бобры, рыси, куницы, горностаи. Здесь растут ель, сосна, берёза. Там, где леса переходят в тундру, растительность меняется. В Норвегии много птиц, что связано с большим количеством озёр, куда прилетают на лето многие виды перелётных птиц.

Рыболовство – занятие норвежцев, живущих на побережье. В национальной кухне рыба преобладает. Норвежцы занимаются и звероводством, выращивают норку, развито животноводство (содержат крупный рогатый скот и овец, а на севере – оленей). На земле сеют пшеницу, сажают картофель, морковь, травы, кормовое зерно (ячмень, овёс).

 

 

 

 

Приложение 4. Как составить синквейн.

1строка – имя существительное (1 слово).

2 строка – имя прилагательное, причастие (2 слова).

3 строка – глагол, деепричастие (3 слова).

4 строка – итог, суть происходящего, законченная фраза (4 слова).

5 строка – 1 слово.

                               

 

 

Joomla SEF URLs by Artio