Технологическая карта урока в 1 классе

Кто такие звери?

Кайгородова Елена Геннадьевна

Учебный предмет: окружающий мир (Человек, природа, общество), УМК «Школа России»

Класс: 1 класс

Учитель:  Кайгородова Елена Геннадьевна

Тема урока: Кто такие звери?

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, в парах.

Средства обучения:

Основные 

ü  А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.:Просвещение, 2012, Ч1.

ü   А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь № 1. М.: Просвещение, 2012.

ü  А.А.Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба.

Дополнительные 

ü  презентация к уроку                    

ü  наглядно- дидактический материал

ü  наклейки с изображениями зверей.

ü  кусочки меха.

Используемые технологии: игровые технологии, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, гуманно-личностные технологии (ситуация успеха), технологии деятельностного метода (проблемное обучение).

Характеристика этапов урока.

 

 

 

Этап урока/

Цель этапа

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

 Метапредметные УУД

1.

Организационный

Цель:

- Проверить готовность к уроку.

 

 

У - Начинается урок
Должен всем пойти он впрок.
А для этого должны
Быть внимательными вы.

*Проверяет готовность обучающихся к уроку

*Организует на работу.

 

 

 

•Осуществляет самооценку готовности к уроку.

- Выполняют самооценку готовности по критериям:

· правильность выбора учебных принадлежностей,

· правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

· самостоятельность подготовки,

· настрой на урок.

 

Регулятивные:Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

 

 

2.

Эмоциональный настрой

Цель:

- мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 - нацеливание на успешную деятельность на уроке.

 

 

УРебята, от Муравьишки  пришло приглашение: «Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного».

– Вы согласны совершить такое путешествие?

 

Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать,  бегать, чтобы не напугать жителей леса.

ЗВУКИ ЛЕСА (фонограмма)

 

*Формулирует задание.

 

 

 

 

 

 

*Напоминает обучающимся о правилах поведения в лесу.

 

 

 

 

*Создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы.

•Определяют план своей дальнейшей работы на уроке.

•Вспоминают и проговаривают правила поведения в лесу.

•Объясняют необходимость бережного отношения к природе.

 

 

 

 

•Настраиваются на дальнейшую работу.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос.

Логические: анализ с целью выделения существенных признаков.

 

Коммуникативные:сотрудничество со сверстниками.

 

Личностные:

 - Ценить и беречь природу.

 - Проявлять целостный взгляд на мир.

 

3.

Актуализация необходимых знаний

Цель:

- актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У- А вот с кем мы будем сегодня встречаться на уроке вы узнаете сами, отгадав кроссворд.

Разгадав кроссворд, вы узнаете тему нашего урока.

1.                   На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

- К какой группе животных отнесем кузнечика? Почему?

2.                   Он весной поёт красиво звонко, и игриво! Угадай-ка поскорей, что за птичка? (Соловей)

- К какой группе животных отнесем соловья? Почему?

3.                   Хоть я не молоток- По дереву стучу: В нем каждый уголок обследовать хочу. (Дятел)

- К какой группе животных отнесем дятла? Почему?

4.                   Колюч, да не ёж. (Ерш)

- К какой группе животных отнесем ерша? Почему?

5.                   Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это….. (Снегири)

- К какой группе животных отнесем снегиря? Почему?

 

 

*При помощи вопросов учитель подводит к теме урока, заполняет кроссворд.

*Проводит параллель с ранее изученным материалом.

 

 

 

 

 

 

*Обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок, за правильный ответ учитель дает наклейку с изображением животного.

•Дети слушают, отгадывают загадки, объясняют свой выбор.

•Определяют общие признаки насекомых, рыб и птиц.

 

 

 

 

 

 

 

•В ходе работы выделяют группу и дают ей имя, отвечают на вопросы, получают наклейки за правильный ответ.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной  полнотой и точностью мысли (диалог)

    Познавательные: Общеучебные.

Логические: анализ, синтез, обобщение. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 

 

Мотивация познавательной деятельности

 

Цели:

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

 

 

  - И так, назовите тему нашего урока(Звери).

- Муравей живет в лесу и его окружает много разных зверей. Только Муравьишка никак не разберется, кто же такие звери. Давайте поможем Муравьишке! - -- Как вы считает, кто такие звери?

- О чем будем сегодня узнавать на уроке?

 

*Озвучивает тему урока

*Озвучивает цель урока

*Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

 

•Определяют тему урока.

 

•Высказывают свое мнение по новой теме.

•Участвуют в формулировке учебной задачи урока.

 

    Личностные:

Готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к 
познанию нового. 

    Регулятивные:

Определять цель выполнения заданий на уроке

 

 

4.

Физминутка

 

* Организует физминутку, читает стихотворение.

«У оленя дом большой».

•Хором проговаривают стихотворение и выполняют движения.

 

5.

Организация познавательной деятельности

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие для определения отличительных особенностей зверей.

- учить выделять основные признаки млекопитающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

Черепаха решила познакомить нас с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.  Если отгадаете загадки, то вы узнаете, что это за звери.

  1. Он ходит голову задрав. Не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, А потому, что он….. (жираф)

 

 

 

 

 

 

  1. Посреди двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла (корова)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается. (кошка)

 

 

 

 

 

- Сравните этих зверей по форме. Одинаковые они?

 

*Организовывает высокую вовлеченность обучающихся в работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

*Подводит обучающихся к выводу, что форма тела и размер у зверей может быть  разный.

 

 

 

•Дети слушают, отгадывают загадки, объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•Рассматривают иллюстрации,

извлекают из них информацию, сравнивают, высказывают свое мнение и делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

 

 

Познавательные:

Логические: определение критериев для сравнения.

 

Коммуникативные:взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

Регулятивные: саморегуляция,  способность к волевому усилию.

 

 

 

 

Работа в учебнике

 

 

 

 

Черепаха обратилась к Муравьишке с просьбой, указать, кто из представленных животных ТОЧНО НЕ ЗВЕРЬ.

Поможем?

 

 

 

 

- Для этого давайте изучим строение тела зверей.

- Где мы можем узнать о строении  тела зверей?

 

- Давайте откроем учебник на с. 38 и рассмотрим по рисунку строение тела жирафа.

 

 

 

- Покажите своему соседу части тела жирафа.

 

*Выдвигает проблему.

 

 

*Организует коллективную работу по поиску верного ответа.

 

 

 

 

*Уточняет источник нужной информации.

 

 

*Организует работу с информацией в учебнике стр.32.

 

*Фиксирует внимание учащихся на строении жирафа.

*Организует работу в парах.

 

*Предлагает обучающимся

обсудить и вместе выделить основные части тела зверей.

*Осуществляет общий контроль деятельности обучающихся.

 

•Определяют источники информации.

•Рассматривают иллюстрацию учебника, извлекают из нее нужную информацию о частях тела зверей.

•Формулируют выводы наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•Работают в парах по заданию.

 

 

 

 

 

 

 

    Познавательные:

●Ориентироваться в учебнике.

●Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

●Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

 

- А теперь давайте посмотрим на других зверей.

Девочки называют и показывают  части тела кошки, а мальчики – коровы. Что заметили?

 

*Организует первичное закрепление изученного материала.

 

*Подводит обучающихся к выводу, что части тела у зверей одинаковые.

 

•Проговаривают и показывают части тела других зверей.

 

 

 

 

•Формулируют вывод о том, что части тела у зверей одинаковые.

Коммуникативные: Умение слушать и понимать партнера.

Познавательные:

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 

 

 

Физминутка

На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение.
Очень ему нравится это упражнение.
Полосатенький енот изображает вертолет –
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далекий полет.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.

 

*Учитель называет различных зверей.

 

 

•Хором проговаривают стихотворение и выполняют движения.

 

6.

 

 

 

- Чем же звери отличаются от других животных?

 Вспомните, чем покрыто тело рыб, птиц?

- А у зверей тело покрыто шерстью (показ кусочка меха).

Что такое шерсть? Это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей. Кроме того, только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающиеся.

*Организует коллективную работу по поиску верного ответа.

 

•Высказывают свои предположения.

 

•Слушают учителя, рассматривают (исследуют) кусочки меха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД - поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На какие две группы можно разделить зверей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Четвертый лишний»

 

*Подводит обучающихся к выводу об основных отличительных особенностях зверей.

 

 

 

 

 

 

 

 

*Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

*Проводит параллель с ранее изученным материалом. О диких и домашних животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

*Организует коллективное повторение ранее изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•Формулируют конечный результат основных отличительных признаков зверей.

 

 

 

 

•Слушают учителя.

•Проговаривают вывод хором.

 

 

 

 

 

 

• Вспоминают ранее изученный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•Выполняют задание игры.

 

Познавательные УУД - поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муравьишка отправился дальше и ему повстречались звери. Докажите, почему они звери. А вот с кем он повстречался вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

–Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают.

- Почему вы считаете, что лось это зверь?

 

Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

- Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.

- Почему вы считаете, что медведь это зверь?

*Организовывает закрепление изученного материала.

*Загадывает загадки.

 

 

 

 

 

 

 

*Знакомит с дополнительной информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Побуждает к высказыванию своего мнения.

*Загадывает загадки.

 

*Знакомит с дополнительной информацией.

 

*Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

 

 

 

•Дети слушают, отгадывают загадки, объясняют свой выбор.

 

•Объясняют свой выбор, опираясь на полученные в ходе урока выводы.

 

•Слушают учителя.

 

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом (Белка)

 

- Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.

- Почему вы считаете, что белка это зверь?

 

– А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц)

- Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

- Почему вы считаете, что заяц это зверь?

 

*Загадывает загадки.

 

 

 

 

*Знакомит с дополнительной информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

*Побуждает к высказыванию своего

 

*Загадывает загадки.

 

 

 

*Знакомит с дополнительной информацией.

 

 

 

 

*Побуждает к высказыванию своего

 

 

 

 

 

Работа с числовым веером.

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

 

 

*Организует проверку усвоения нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Акцентирует внимание обучающихся на выводах.

•Анализируют предложенное задание, осуществляют выбор правильного ответа и показывают его на числовом веере.

 

 

• Осуществляют самооценку.

Регулятивные:

Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

 

Физминутка

Упражнения для глаз и на расслабление.

 

•Выполняют упражнения для глаз.

 

 

 

 

Звери решили спрятаться от Муравьишки. Давайте поможем ему их отыскать и раскрасим их.

 

*Организует самостоятельную работу.

 

 

 

•Выполняют задания на листочках.

• Находят на картинке спрятавшихся зверей, выбирают цветной карандаш и раскрашивают.

Познавательные:

●Ориентироваться в учебнике.

●Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

●Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

 

7.

Этап рефлексии.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку  обучающимися собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

- Муравьишка благодарит вас за помощь и говорит вам : «Спасибо».

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - О чем будете рассказывать дома родителям?

- Что понравилось и запомнилось на сегодняшнем уроке?

 

*Организует и активизирует рефлексию по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

 

 

 

•Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

•Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне.

Я узнал…

Я могу…

Я хочу…

 

 

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio