Урок по окружающему миру

 Кладовые земли

(урок по окружающему миру в 3 классе)

Нечитайло Ирина Николаевна,

учитель начальных классов ГБОУ Гимназии № 248

Санкт-Петербурга

Цели: знакомство с полезными ископаемыми и их значением для человека.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- иметь представление о полезных ископаемых и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;

- наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

Метапредметные результаты:

- различать по внешнему виду минералы и горные породы;

- различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;

- извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;

- исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах;

- рассказывать по схеме о составе гранита;

Личностные результаты:

- понимать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека;

- осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;

- оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.

Ход урока.

Актуализация знаний и умений.

Повторяется  материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя»

Целепологание.

- Ребята, прочитайте тему нашего урока. Как вы думаете, чему сегодня будет посвящен урок?

- Давайте поставим себе задачу. ( узнать, что такое полезные ископаемые, для чего они нужны человеку и как добываются)

- Мы будем работать, и проводить исследования в группах. Вспомним правила работы в группе.

Аналитический этап.

- Ребята, перед вами 3 камня и таблица, в которой указаны названия этих камней и  их характеристики. Прочитайте названия камней. Вам нужно, пользуясь характеристикой, определить какой из них  кварц, какой слюда и какой полевой шпат, положить образец в первый столбец рядом с названием.

 

 

Название

Характеристика

 

Кварц

Белый цвет, однородный состав.

 

Слюда

Чёрный, блестящий, однородный состав.

 

Полевой шпат

Серый или красный, однородный состав.

 

Проверяем.

- Все они разные, а что у них общего? (однородный состав)

- Камни однородные по составу – это минералы.( рассмотреть ещё несколько минералов- аметист,   …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………)

Практическая работа «Состав гранита»

- Кто знает, какой перед вами камень? Это гранит.«Гранит»   –    название     нерусское    и     переводится      как «зернистый».   Чтобы   понять,    почему    этот    камень    так назвали, рассмотрим его с помощью лупы.

В состав гранита  входят маленькие зёрнышки. Чёрные – это слюда.  Мелкие   зёрна,   похожие   на   стекло,   белого или дымчатого цвета – кварц. Розовая или серая часть – полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный.

Вывод. –  Что входит в состав гранита? Запишем результат нашего исследования в тетрадь.

-Как вы думаете, как же так получилось, что эти 3 минерала объединились вместе и образовался гранит?

-Показать ребятам 2 камня разного цвета. Почему они разного цвета?

Использование гранита.

- Можно ли сказать, что состав гранита однороден. Камни неоднородные по составу называют горными породами.

Аналитический этап.

- Что такое горные породы, почему они так называются, что еще мы можем отнести к горным породам, читаем на стр. 71 учебника.

- Почему мы так говорим горные породы?

- Что кроме гранита мы можем отнести к горным породам?

- Как мы можем назвать минералы и горные породы? (полезные ископаемые)

- Почему их так назвали полезные ископаемые?

- Давайте поподробнее познакомимся с теми полезными ископаемыми, которые вы назвали и узнаем в чем их польза для хозяйственной жизни человека. Поработаем группами. Каждая группа получит образец полезного ископаемого и небольшой текст о нем. Всей группой вы изучаете текст. А затем кто – то один рассказывает об этом полезном ископаемом, и о том, где оно используется человеком.

Песок.

Это очень распространенная горная порода. Он образуется в природе при разрушении гранита. В песке можно найти крупинки слюды, кварца, полевого шпата.

Песок используют в строительстве, а так же для изготовления стекла.

Известняк.

Это белый или серый камень. Он образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Известняк широко используется в строительстве.

Мел.

Это особая разновидность известняка. Он образовался из остатков таких крошечных морских организмов, что без микроскопа их увидеть невозможно.

Мрамор.

Это видоизменённый известняк. Минералы, из которых он состоит, придают ему разнообразную окраску.

Мрамор с древних времен широко применяется в скульптуре и строительстве. Им отделаны многие станции метро.

Каменный уголь.

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Уголь – горючее полезное ископаемое. При горении он дает много тепла.

Железная руда.

Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды – плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун и сталь.

Очень многое делают из стали – от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин.

 Диск слайд № 9

- Мы поговорили с вами о полезных ископаемых твёрдых. Давайте послушаем какие ещё бывают полезные ископаемые. ( диск слайд №2)

- О каких еще полезных ископаемых мы узнали?

- Как использует человек в своем хозяйстве нефть? (бензин, керосин, мазут)

(жидкое топливо) стр. 72 (2 абзац)

 - А газ?

Тренировочные упражнения

- Что нам доказала работа, которую мы с вами проделали? (Необходимость полезных ископаемых для человека). Давайте подытожим наш разговор. Каждая команда заполняет таблицу.

 

Строительные материалы

Сырьё для получения металлов

Топливо

Песок

Глина

Известняк

гранит

Железная руда

Нефть

Природный газ

Каменный уголь

 

- Места, где залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

- Может быть, ребята, кто-нибудь знает, какими способами добывают полезные ископаемые?

- Диск слайды №8,10

Выводы и обобщения.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio