Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Город на Неве"


Цели:

  • расширять представления детей о городах нашей страны на примере Санкт-Петербурга;
  • познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания;
  • прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить Санкт-Петербург на карте России;
  • отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
  • описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;
  • рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;
  • находить в тексте нужную информацию;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Оборудованиепрезентация, фотографии с изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга, книги о Петербурге.

Ход урока

I.              Организационный момент.

- Подравнялись.

- Поздоровались с гостями.

- Сели и проверили готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке прошла презентация проектов «Города России».

- С какими городами мы познакомились?

III. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по России.

-  Внимание на экран. Клип «Город проснулся с утра…»

-  Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Откройте учебник и посмотрите согласен ли с вами муравьишка.

IV. Изучение нового материала.

- Прочитайте, чтомуравьишка знает о нашем городе.

- А может быть кто-то из вас знаетстихи о городе? ( Дети читают стихи)

1)- Внимание на экран. (Презентация о городе) Рассказ учителя о местоположении и строительстве города. Физминутка для глаз.

– Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России – расположен на берегах Невы. Строительство города было начато 16 мая 1703 года по указу Петра I. (слайд 1)

Чтобы укрепиться на Балтийском море, создать флот, быть ближе к Европе и решил Пётр I заложить новый город в устье реки Невы. Основывая новый город, Пётр мечтал перенести сюда столицу России.

Имя новому городу решено было дать – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (от нем. «Петер» – Пётр, «бург» – город, «санкт» – святой) – «город святого Петра» – покровителя Петра I. (слайд 2)

Место, где решили строить город, было сырое и болотистое. По приказу Петра I рабочих людей собирали со всей страны. Много трудностей пришлось испытать строителям нового города. Спали на земле, подстелив ветки.

Основной едой были репа, капуста и грибы, хлеба не хватало. Но всего через несколько лет Санкт-Петербург стал одним из самых красивых городов нашей страны.

В отличие от городов Др.Руси Петербург создавался по специальному плану с прямоугольной сетью улиц и каналов.

Давайте совершим заочную экскурсию в этот прекрасный город и познакомимся с его достопримечательностями.

2) Работа с планом города. (учебник, с. 109)

– Что нам нужно иметь в незнакомом городе? (карту или план города)

– Рассмотрите план в учебнике. Назовите объекты на плане.

– Рассмотрите герб города. Что на нём изображено?

– Как вы думаете, почему у Санкт-Петербурга такой герб ?

3) Рассказ с элементами беседы о достопримечательностях Санкт-Петербурга. (с использованием слайдов, открыток, иллюстраций)

Петропавловская крепость (Заячий остров) – самая старинная постройка Петербурга. Её строительство считается днём основания города. Толщина стен крепости 20 метров. В крепости находится Петропавловсий собор.

Это самое высокое здание Петербурга. Высота его колокольни 122 метра (служила наблюдательным пунктом). (слайд 3)

Чтение статьи в учебнике,с.109

Первый дом в Петербурге был построен для Петра I, если верить легенде за 3 дня. В доме было всего две комнаты.

Через весь город тянется его главная улица – Невский проспект. Когда начали строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Чтобы вымостить его Пётр I издал указ о том, что каждый, кто приходит в город, должен принести с собой три камня.

Летний дворец и Летний сад – любимое место Петра. Он сам рассаживал цветы и деревья, сам ухаживал за ними. В этом саду росли яблони из Швеции, розы из Дании, кедры из Сибири. Сад был украшен скульптурами и фонтанами. (слайд 4)

Зимний дворец – величественное здание на берегу Невы. В этом дворце жили русские цари. В нём 1050 залов и комнат, украшенных золотой резьбой и лепниной, 1886 дверей, 2000 окон, 120 лестниц. В Зимнем дворце находится Эрмитаж – известный музей. (слайд 5)

Эрмитаж (сообщение учащегося)

Эрмитаж – это один из крупнейших музеев мира. Он образовался в 1764 году.

Слово «эрмитаж» в переводе с французского языка означает место уединения.

В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть на бесценные сокровища: картины, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. Сейчас в музее представлено 3 миллиона экспонатов. Чтобы обойти 353 зала музея придётся пройти 24 километра. Если осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет. На подробный осмотр не хватит и жизни. (слайды 6-13)

В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая картинная галерея мира.

Дворцовая площадь (сообщение учащегося)

Главная площадь города – Дворцовая. В центре Дворцовой площади можно увидеть величественное сооружение – Александровскую колонну, которую венчает ангел с крестом. Александровская колонна посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года, а изображение ангела представляет собой символ народного подвига в этой войне. Это самая высокая в мире колонна из гранита. Чтобы установить эту колонну на площади забили 1250 свай длиной 6 метров, уложили гранитные блоки, соорудили пьедестал. Высота колонны 25 метров, а вместе с пьедесталом – 47,5 метров. Но самое интересное в том, что колонна никак не закреплена на основании, а держится только благодаря собственному весу, а вес её 650 тонн. (слайд 14)

Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник основателю города – Петру Первому, который изображён скачущим на коне. Его автор французский скульптор Этьен Фольконе. Памятник установлен на огромной гранитной скале.

Чтение статьи в учебнике (с. 110-111) «История знаменитого памятника».

Памятник установлен на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Он возвышается над Невой и виден со всех сторон. А Пётр наблюдает за своим детищем. В 1833 г. А.С.Пушкин написал замечательную поэму «Медный всадник», в ней этот прекрасный памятник поэтично назван Медным всадником. С тех пор его так и называют. (слайд 15)

Город стоит на 42 островах. Вокруг них каналы, реки, протоки. Все они соединены мостами. В городе 342 моста. Мосты большие и маленькие, каменные и стальные, подвесные, но особенно знамениты разводные мосты. (слайд 16)

 

 

 

 

 

 

 

2)Работа в группах.

- Вспомните правила работы в группе.

- Ваша задача: создать плакат об одной из достопримечательностей нашего города, рассказать о ней и украсить свой рассказ строчками из стихотворения.

-  А поможет вам чудесная песня Е. Ваенги о нашем городе «Маленткий северный рай»

- Кто готов? (выходят  по 3 человека из каждой команды и защищают свой проект) ОЦЕНКИ!

- Наш урок проходит в преддверии великого праздника Дня победы.

- Куда отправятся многие люди нашего города? (На Пискарёвское мемориальное кладбище к вечному огню почтить память погибших)

- Мы помним о них! Георгиевские ленточки на память!

Физминутка

V. Закрепление полученных знаний.

-С какими достопримечательностями познакомились сегодня на уроке?

VI. Рефлексия учебной деятельности.

- А теперь выполним тест по теме «Город на Неве».

- Взаимопроверка по кругу.

- Оцени своё настроение на уроке(смайлики).

VII. Подведение итогов урока.

_ Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока?

– Все ли задачи урока мы выполнили? Молодцы!

VIII. Домашнее задание.

- Подготовить материал на тему « Мой любимый уголок города» Образцы на столе, книги на стенде.

Итог урока:

- Поём гимн создателю нашего города. Клип «Дядя Петя»

Литература:

  1. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: История / Авт.-сост. Чудакова Н.В. и др.
  2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / Авт.-сост. Шалаева Г.П.
  3. Набор фотографий «Санкт-Петербург» ООО «Абрис», Эрмитаж изд-во «П-2»
Joomla SEF URLs by Artio