Методическая разработка

Февраль - месяц метелей и вьюг

Назарова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
ГБОУ средней школы № 296
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс : 1

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: игровая.

Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями об особенностях третьего месяца зимы-февраля и об изменениях, происходящих в природе.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

-определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала( исходя из личностных ценностей);

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

 

Регулятивные УУД:

-формулировать учебные задачи;

-высказывать своё предположение на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль.

 

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике, листе наблюдений;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой собственный опыт;

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

 

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Оборудование:

-учебник Н.Ф.Виноградова .Окружающий мир.1 класс. М.: Вентана-Граф,2011;

- рабочая тетрадь Н.Ф.Виноградова .Окружающий мир.1 класс. М.: Вентана-Граф,2011;

- кукла Снегурочка;

- кроссворд;

- раздаточный материал- карточки с изображением следов животных;

- запись пьесы П.И.Чайковского « Февраль» на внешнем носителе.

 

Наглядный материал

- таблички со словами;

-рисунки животных.

Ход урока

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Организация направленного внимания на начало урока.

Приветствуют гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Мотивация и

определение

темы

-К нам пришла ещё одна гостья. Это-Снегурочка. Она принесла нам тему сегодняшнего урока. Но для этого надо отгадать загадку.

Снегурочка:

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны ,то метели

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи ,за месяц это?

-Прочитайте название темы урока в учебнике.

Высказывания детей .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают название темы:«Февраль- месяц метелей и вьюг».

Актуализация знаний

-Февраль – это какой по счёту зимний месяц?

-А какой по счёту в году ?

-О каком месяце говорят «Году начало -зиме середина»?

-Назовите месяц, который год заканчивает, а зиму начинает.

-А теперь назовите нашей гостье все месяцы по порядку.

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

Дети называют и прикрепляют таблички с названиями месяцев по порядку.

Усвоение нового материала.

- Прочитаем в учебнике текст «Февраль-конец зиме».

- Что говорится в тексте о количестве снега?

- Подтвердите словами из текста ,что бывает очень холодно.

- Прочитайте, что происходит днём?

- Из-за перепада температур на снегу образуется корочка. Как она называется?

 

Снегурочка:

-Февраль называют месяцем метелей и ветров, метелей и вьюг. А почему?

Снегурочка:

- Поиграем в игру(ф/м).

Девочки- снежинки, а мальчики- ветер.

А)Мальчики сильно дуют ,девочки перебегают с одного конца в .другой

( метель).

Б) Мальчики сильно дуют ,девочки быстро кружатся на месте (вьюга).

- Как называют сильную метель ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Откройте тетрадь на стр.57.По нашим наблюдениям расскажем Снегурочке, каким выдался февраль в этом году.

-Сколько было ветреных дней?

-Сколько дней с метелями(снег и ветер)?

-Сколько пасмурных дней?

-Сколько солнечных?

-Да, в этом году февраль порадовал нас солнечной погодой! А какое природное явление мы наблюдаем, когда припекает солнышко?

-Сколько в этом году дней в феврале?

-Как называется год , в котором есть 29 февраля?

-Какая периодичность этих годов?

 

 

 

 

 

Снегурочка:

-Большое спасибо ,ребята!

-Давайте отдохнём!

 

 

 

 

 

 

 

 

Снегурочка:

- Ребята, приглашаю вас отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей.

Ну, вот мы и у леса. Ой, что-то огромное лежит у нас на пути. Это Волшебница-Зима хочет, чтобы мы отгадали кроссворд.

1. Гуляю в поле, кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (пурга)

 

2. Кто это, воя,

Без крыльев летает

И без метёлки

Следы заметает. (вьюга)

 

3. Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

 

4. Зимний дождь

Из звёздочек-малышек

Не стучится в окна,

Не гремит по крыше.

(снегопад)

- Что же нам мешает? (сугроб)

- Мы преодолеем снежный сугроб и,… наконец-то мы в лесу!

- А что же тут происходит?

- Закройте глазки прислушайтесь…

- Что вы услышали?

- А что увидели?

 

- А теперь послушайте, как сказано об этом в тексте, который называется «Лесные картинки» .

- О каких зверях говорится в тексте?

- Какие животные проводят зиму в спячке?

- Зачем заяц путает следы?

 

- Как считаете, заяц труслив или осторожен?

 

 

- Когда метель заметает тропинки, снег похож на чистый лист бумаги. Но прошло время и на нём появились таинственные знаки.( На доске пронумерованные картинки с изображением лисы,. зайца, сороки,

мыши ).

-Возьмите листы и обсудите в паре, кому из этих животных принадлежат следы .Поставьте нужный номер.

 

 

 

-Проверим.

 

 

-Кто всё правильно выполнил, поставьте на листочке красный кружок.

 

-Снегурочка, почему ты загрустила?

 

Снегурочка:

-Как вы думаете ,легко ли животным в феврале? Почему?

 

 

 

 

 

-Как вы помогаете птицам пережить это трудное время?

 

Хорошо читающие дети воспроизводят текст.

Дети находят и читают ответы в тексте.

 

 

 

 

Наст ( на доске крепится табличка).

 

Дети высказывают свои предположения.

 

 

 

Дети должны предположить и доказать, какое природное явление смоделировано.

 

 

 

Пургою или бураном ( на доске крепится табличка).

Заранее подготовленные дети читают стихи о метели.

1.Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

2.Сегодня метель.

Ненастная погодка.

Метёт по всей земле.

Предсказывала сводка

Метели в феврале.

 

 

 

 

Дети подсчитывают и называют количество дней(запись на доске).

 

Оттепель ( на доске крепится табличка).Дети объясняют название слова.

 

29 дней.

Високосный год( на доске крепится табличка).

1 раз в четыре года. Дети выясняют, какой был предыдущий високосный год, будет следующий.

 

 

Дети выполняют ф/м:

Встаём на лыжи.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Ну а мы идём, идём.

Мы на лыжах в лес идём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки, мотивируя свои ответы. По мере отгадывания открываются ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают выделенную строчку.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Дети находят и читают ответы в тексте.

 

Дети высказывают свои предположения, отстаивают свою точку зрения.

 

 

Дети в паре обсуждают , кому из животных принадлежат следы, нумеруют картинки. Если работа выполнена, дети «строят домик».

 

Дети называют номера следов, сверяют с работой своей пары.

 

 

Ставят кружки.

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения( Кончаются запасы у зверушек в подземных кладовых. .Мало ягод и семян для птиц. И т. д.).

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьника

 

 

Подведение итогов

В течение всего урока .

 

 

 

-Перечислим природные явления, которыми богат февраль. А поможет нам в этом волшебный снежок.(Учитель бросает снежок).

Снегурочка:

-Спасибо вам, ребята! И я вам приготовила подарок .Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Февраль».(Звучит музыка).

-Поблагодарим Снегурочку. Давайте нарисуем для неё дома рисунки к текстам учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поймавший снежок ребёнок называет природные явления.

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают музыку.

 

 

Дети благодарят Снегурочку, обещают выполнить рисунки.

Рефлексия учебной деятельности.

- Поделитесь впечатлениями об уроке.

Высказывания детей.

 

Joomla SEF URLs by Artio