Экосистема озера

 Иванова Светлана Валерьевна

Учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 540 города Санкт-Петербурга

 

Цель:Познакомить учащихся с экосистемой озера.

Учащиеся должны знать: основных обитателей озера, виды озёр, значение озёр с пресной водой для жизни человека; уметь объяснять круговорот веществ в природе.

Учащиеся должны уметь:выполнять поисковую деятельность; анализировать учебный материал; делать выводы; составлять сводные рассказы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной деятельности.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Распределение детей по группам. Распределение ролей в группах (самостоятельно). Каждый берёт жетон, соответствующий своей роли. Каждая группа называет, кто какую роль получил.

Действия в группе.

1. Обсуждение задания (коллективно).

2. Выполнение практического задания (экспериментатор).

3. Оформление задания (иллюстратор).

4. Формулирование выводов, составление рассказов (аналитики).

5. Подготовка отчёта (испытатели).

Отчёт у доски.

Цель урока: познакомиться с обитателями озера, их профессиями. Добывать знания мы будем из научной статьи в учебнике (стр. 46 – 49)

2. Формулировка темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем разрабатывать проект по теме, которую вы назовёте, отгадав загадку.

Стекло голубое, рама зелёная.

Для этого повторим этапы проектирования.

     1) Обдумывание проекта и составление плана.

      2) Разработка составных частей проекта.

     3) Иллюстрирование.

     4) Испытание.

3. Подготовительный этап.

Посмотрите статью и назовите основные части проекта.

Этапы проекта.

1. Что такое озеро? Профессии в экосистеме озера.

2. Роль производителей.

3. Роль потребителей.

4. Роль разрушителей.

5. Как связаны организмы в экосистеме?

6. Почему озеро зарастает и превращается в болото?

4. Разработка продукта проекта.

Как мы представим разделы проекта? (алгоритм, игра, правила, альбом). После обсуждения выбираем продукт проекта – это альбом.

5. Самостоятельная работа в группах.

6. Испытание всего проекта.

Испытание всего проекта.

Учитель прикрепляет на доске страницы альбома «Экосистема озера».

«Испытатели» каждой группы делают сообщения.

Один ученик обобщает все ответы.

7. Самоанализ проектной деятельности.

8. Рефлексия.

9. Итог урока.

Приложение. Карточки для групповой работы.

1 группа:

Дай понятие озера и назови группы профессий.

Озеро – это _______________________________________________________

Озёра бывают ____________________________________________________

В экосистеме озера встречаются профессии __________________________

1

2

3

Рассказ у доски. Найти картинки озёр.

Вывод: все профессии экосистемы есть в озере?

 

2 группа:

1. Рассмотрите на стр.47 рисунки растений. Где их можно встретить?

2. Подпиши на карточке название растений.

3. Составь рассказ.

Экосистема озера «двухэтажная».

Верхний этаж составляют мелкие одноклеточные организмы п __________________.

На дне растут, например э _____________________________.

Вблизи берегов видны к ______________, р ___________________,

К __________________.

Они растут в воде, но листья и стебли расположены над водой.

4. Сделай вывод.

Какую роль производители выполняют в экосистеме озера?

Вывод: ____________________________________________________

3 группа:

1. Познакомьтесь с некоторыми обитателями озера.

Для этого отгадайте загадки, и отметьте в них особенности озёрных обитателей.

Полосатые бока и клюёт на червяка.

(_______________________________)

Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.

( ______________________________)

2.Используя рисунки на стр. 48, подпишите названия рыб.

3. Используя  текст на стр. 48, составьте рассказ о потребителях.

В озёрах бывают множества _______________.

Это _____________, ___________________, ________________, ______________,

_________________. Они питаются  д______________, ц ________________. Дафнии и циклопы фильтруют воду в поисках мелких в _________________.

Один такой рачок за сутки обрабатывает 1 л воды. На рыб, которые питаются этими рачками охотятся о _________________, щ __________.

Сделай вывод. Как обитатели озёрного сообщества приспособились к жизни в озере?

Вывод: ___________________________________________________________

4 группа:

1. Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей озера.

Два рога, а не бык, шесть ног без копыт.

 ( _________________)

2. Рассмотри на стр.48 разных представителей озера.

Подпиши название на карточке.

3. Составьте рассказ, используя текст на стр. 49.

На дне водоёма живут различные _______________________, которые кормятся остатками умерших организмов. К ним относятся многочисленные

м___________________, р __________________, м _____________ь.

Сделай вывод.

Справляются ли со своей работой разрушители?

5 группа:

1. Рассмотри, кто обитает в озере.

Используя иллюстрацию на стр. 47, заполни карточку.

Что удивляет вас?

Составьте рассказ. Как связаны организмы в экосистеме озера?

Организмы в экосистеме связаны кр_________ в _____________.

Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест или передачу органических веществ по цепи п ____________.

К ______________ стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные.

На схеме изображена ч______________ стрелка. Она идёт от м ______________ организмов.

Сделайте вывод.

Вывод: что происходит с мёртвыми организмами?

6 группа:

Почему озеро зарастает и превращается в болото? (Составить текст, используя учебник стр. 46)

Озёра располагаются в углублении суши. Ручьи и реки несут множество частиц п________________ с остатками организмов _____________ погибших на суше.

Эти частицы оседают на д ____, образуя и___.      

Разрушители выполняют двойную работу. Перерабатывают отходы экосистемы, и остатки с суши. С этой работой они полностью не справляются.

Вывод: (стр.46) Что произойдёт с озером? Какое озеро зарастает быстрее проточное или бессточное? Почему?

Рассказ у доски. 

Joomla SEF URLs by Artio