«Аквариум -  маленькая искусственная система»

«Школа-2100»  3 класс

«Стратегия «Зигзаг-2»

 

Ефремова Татьяна Валентиновна

(Tatyana.Efremova1991@yandex.ru)

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №158 (ГБОУ СОШ №158)

г. Санкт - Петербург

Тема урока:

«Аквариум -  маленькая искусственная система».

                         «Школа-2100»  3 класс

                          «Стратегия «Зигзаг-2»

 

Метапредметные результаты:

1. формирование умения формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Формирование умения составлять план решения проблемы.

4.Формирование умения работать по плану.

5.Формированиеумений добывать новые знания, представленных в разных формах (тексте, таблице, схеме, иллюстрациях).

6. Формирование умений перерабатывать полученную  информацию, делать выводы, на основе обобщения знаний.

7. Совершенствовать навыки вдумчивого чтения.

8. Развитие личной ответственности.

9. Развитие творческих способностей.

10. Развитее навыков работы в группе.

11. Формирование умений доносить новую информацию до учащихся.

Предметные результаты:

1.Ознакомление с экосистемой аквариума.

2. Расширение кругозора по заданной теме.

3.Установление взаимосвязей в данной экосистеме.

Оборудование:

1. Таблица «Верю - не верю».

2. Тексты для чтения.

3. Листы ватмана.

4. Фотографии обитателей аквариума.

5. Сигнальные карточки желтого и зеленого цвета.

IОрганизационный  момент.

Урок окружающего мира. Сегодня мы будем работать в группах. От работы каждого учащегося зависит успешность работы всей группы. Каждый участник группы получает свой порядковый номер, который понадобится вам для дальнейшей работы.

              II. Проверка домашнего задания.

Возьмите конверт №1. С помощью наглядных материалов в группе дополните недостающими объектами предложенную модель (поля). Представьте ваши работы (вывешиваются на стенд).

- Расскажите, что представлено на вашем плакате? 

- Какие вы заметили ошибки?

- Каких компонентов не хватает на вашей модели? Почему?

-Давайте вспомним, что называют экосистемой? На какие группы их можно разделить? (природные и искусственные).

- К какой группе можно отнести данную экосистему? Почему?

- Что вам известно об экосистеме поля? Расскажите.

- Назовите составные части экосистемы.

- Что произойдет, если будет отсутствовать, хотя бы один компонент экосистемы?

III. Стадия вызова.

Возьмите на парте конверт № 2. Прочитайте задание и выполните его.

С помощью наглядных материалов в группе дополните недостающими объектами предложенную модель.

-Что у вас получилось?

- Какие компоненты мы видим на вашем плакате?

Игра «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица.

- Прочитайте вопросы и дайте на них либо положительный, либо отрицательный ответ. Вторую строку оставьте пока пустой. 

 

№ п/п

Высказывания

Начало урока

Заключение урока

1.

Верите ли вы, что валлиснерия и элодея хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах?

 

 

2.

Верите ли вы, что сомики умеют плавать вверх брюшком?

 

 

3.

Верите ли вы, что улитки - катушки счищают водоросли со стекол аквариума?

 

 

4.

Верите ли вы, что барбусы могут ощипывать плавники своим соседям по аквариуму?

 

 

5.

Верите ли вы, что гуппи нуждаются в периодической смене воды?

 

 

6.

Верите ли вы, что сомики – отличные санитары  аквариума?

 

 

7.

Верите ли вы, что раки и черепахи поедают и подгрызают растения аквариума?

 

 

8.

Верите ли вы, что черный телескоп-это золотая рыбка?

 

 

 

- Сколько у вас утвердительных ответов? Отрицательных ответов? Почему?

-Как вы думаете, где живут эти обитатели?

- Попробуйте сформулировать, что мы называем аквариумом?

IV. Осмысление. Работа с текстом.

Сегодня нам предстоит работа с текстом. Как вы думаете, какой теме  он будет посвящен? Почему вы так решили?

1) Каждый учащийся самостоятельно работает с текстом.

Перед вами текст.

Очень большое значение имеет правильный выбор аквариума. Его выбирают просторный, чтобы рыбкам было не тесно.

Затем готовят грунт. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жесткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную емкость наливают воду и укладывают грунт.

Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу данной экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея.Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания. Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоем и более крупных обитателей – рыбок.

Мир аквариумных рыб невероятно многогранен, кроме того с ним связано много интересных фактов, о некоторых из них вы можете из данного текста.

К примеру, любители сомиков знают, что порой эти рыбки плавают вверх брюшком. Для сомиков – перевёртышей это не является признаком плохого самочувствия, для них это нормальное явление. Кроме того, существуют ворчащие сомики, которые с помощью грудных плавников и плавательного пузыря издают квакающие или скрипучие звуки. Сомики - отличные «санитары» аквариума, а из-за особенностей своего дыхания может жить даже в самой грязной воде, что оправдывает его статус «неприхотливых». Сомики обитают в нижней части аквариума, у самого дна, поэтому они мало кому могут помешать или стать серьёзными конкурентами, скажем, в еде.

Пожалуй, золотые рыбки, известны практически каждому, их насчитывается около ста видов. Природная среда обитания золотых рыбок – реки южных китайских провинций. Самой совершенной золотой рыбкой считается вуалехвосты телескопы в особенности - черный телескоп. Если содержать золотую рыбку в специальных водоемах, то она сможет вырасти до размера без хвоста в 35 см, однако если содержать золотую рыбку в обычных аквариумах ее размеры вряд ли превысят 15-и сантиметров. Тело у золотой рыбки имеет удлиненную форму и немного сжато по бокам.

Также очень популярны миролюбивые спокойные живородящие рыбки с разнообразной и чрезвычайно красивой окраской. Среди них самыми распространенными считаются гуппи: они всеядны, неприхотливы к составу воды. Однако этих рыбок нужно кормить с осторожной умеренностью, чтобы не переусердствовать, а также они нуждаются в периодической частичной смене воды. Не менее красиво смотрятся в аквариуме барбусы. Эти рыбки поражают своим разнообразием, их род насчитывает более 200 видов. Барбусы довольно миролюбивы и очень активны. Но при этом они не лучшие соседи для рыб, имеющих нитевидные плавники (к примеру, скалярии), так как могут ощипывать плавники. В соседи по аквариуму им лучше подселить крапчатых сомиков. Барбусы неприхотливы в содержании и уходе. Кроме рыб в аквариум иногда подселяют других животных: моллюсков, раков, водных черепах. Самые частые обитатели аквариума - улитки- катушки.

Они очищают аквариум от водорослей, которые затягивают стекла, зарастающими водорослями. Они - прекрасные санитары.

Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум.

При чтении размечайте текст с помощью специальных значков «V», «+», «-», «?» 

- Кто готов продолжить работу?

- Что вам было уже известно из прочитанного текста?

- Какие новые факты из жизни обитателей аквариума вы узнали?

Продолжаем нашу работу.

Послушайте первое задание для каждой из групп.

             Возьмите на парте синюю карточку с вопросами. Прочитайте их.

Для дальнейшей работы найдите вопрос, соответствующий вашему порядковому номеру. Прочитайте ваш вопрос, найдите в тексте ответ на него.

Вопросы:

1. В чем состоит опасность для рыбок, имеющих нитевидные плавники и являющихся соседями барбусов?

2. Какие виды сомиков существуют? В чем их особенность?

3. Почему не рекомендуется содержать раков и морских черепах вместе с другими обитателями аквариумов?

4. Кто из обитателей аквариумов является их санитарами?

5. Какие особенности гуппи вы узнали?

2) Теперь организуем новые группы для дальнейшей работы. Они будут организованы по номерам, соответствующим номеру каждого участника.

Это будут группы – экспертов.

Ваша задача обсудить в новой группе - экспертов ответ на ваш вопрос и подготовить его трансляцию в виде устного ответа или плаката, который поможет проиллюстрировать ваш ответ.

Работа в группах. Представление результатов работы.

Подтвердите готовность вашей группы с помощью сигнальной карточки зеленого цвета, если вы не готовы поднимите карточку желтого цвета.

Возврат в прежние группы. Обсуждение. Каждый участник рабочей группы делает четкое сообщение о работе в группе экспертов.

V.Рефлексия.

Трансляция ответов участниками рабочей группы.

-Подумайте , аквариум-это искусственная или естественная экосистема?

- Обсудите в группе и докажите вашу точку зрения.

Повторное заполнение таблицы «Верю –не верю».

- Пронаблюдайте, что изменилось?

- Попробуйте сформулировать, что мы называем аквариумом?

- Какие условия для жизни обитателей аквариума необходимы? Почему?

VI. Домашнее задание.

1. По группам подготовить сообщения о потребителях, разрушителях, кормильцах аквариума.

2. Читать учебник с.72-76,ответить на вопросы.

VII. Итог урока.

- Чему вы учились на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Что было трудным на уроке?

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, возьмите лист самооценки, заполните его.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?

Лист самооценки:

Я предлагал идеи по составлению проекта – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я принимал активное участие в составлении проекта – 1 2 3 4 5.

VIII. Организационное окончание урока.

- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Урок закончен.

 

Joomla SEF URLs by Artio