Методическая разработка урока музыки во 2 классе

Здравствуй, весна!

Флюггер Татьяна Владимировна,

учитель ГБОУ СОШ №305 Санкт-Петербурга

Цель урока: Познакомить с обычаями и традициями русского народа, создать условия для расширения нравственно-эстетического восприятия образов родной природы на основе произведений П.И.Чайковского и русских художников.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • обобщить знания народной музыки;
  • учить выявлять характерный особенности русской народной песни;
  • направить внимание школьников на осмысление художественного образа в народной и композиторской музыки и живописи;
  • дать возможность приобрести опыт импровизации на

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать музыкальное мышление;
  • развивать певческие навыки.

 

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русской музыке, народным обычаям и традициям

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • наглядно-слухового показа
  • словесно-иллюстративный
  • сравнения
  • создания проблемных ситуаций

Деятельность учащихся на уроке:

  • слушать музыку
  • осуществлять образно-сравнительный анализ музыкальных и живописных произведений
  • осуществлять опыт инструментальной импровизации

Музыкальный материал: русская весенняя закличка "Ой, кулики, жаворонушки...", произведения П.И. Чайковского: песня : "Весна", "Песня жаворонка" из "Детского альбома".

Оборудование: мультимедийный комплекс, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов.

Ход урока

1. Организация.

Вход. П.И. Чайковский песня "Весна"

Приветствие на основе первой интонации песни "Весна"

2. Введение в тему.

- Какая музыка встретила вас сегодня композиторская или народная? Русская или зарубежная?

Портрет П.И. Чайковского.

- Эту песню создал русский композитор П.И. Чайковский.

3. Слушание.

Повторное прослушивание песни "Весна"

Анализ.

- О чем эта музыка?

- Какая музыка по характеру?

- Какими средствами музыкальной выразительности Чайковский передал это радостное, взволнованное настроение?

- Близка ли мелодия песни по своему складу русским народным мелодиям?

- Чайковский - величайший мелодист. Его темы напевные, широкие как просторы нашей Родины.

Корни, истоки его музыкального языка в русской народной музыке, которую он знал и любил с детства.

4. Беседа.

- Итак, как вы уже поняли, тема нашей сегодняшней встречи - весна.

- Вы уже знаете, что на Руси издревле существовал обычай провожать зиму.

- Как называется этот праздник? (Масленица)

Рассказ детей о том как отмечается этот праздник.

- Какие народные песни вы знаете?

5. Музыкальная викторина.

6. Беседа.

- Существовал на Руси и обычай встречи весны. По древним поверьям весну приносили на своих крыльях перелетные птицы из далеких теплых краев. Рано утром дети выходили за околицу. поднимались на самый высокий пригорок и призывали весну особыми песнями-закличками, веснянками. Матери пекли пряники в форме птичек - жаворонков. Дети подбрасывали пряники вверх. призывая весну.

7. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни-заклички "Ой, кулики, жаворонушки..."

8. Драматизация "Весенняя сказка" с использованием детских музыкальных инструментов.

Действующие лица сказки: "солнце", "ветер", "гром", "туча", "дождь", "радуга", птицы, петух, дятел, белочка.

Обсуждение с детьми каким инструментом можно озвучить каждое действующее лицо.

- Сейчас мы попробуем "нарисовать" музыкальными звуками картину весеннего утра.

Выбор исполнителей и раздача музыкальных инструментов.

- Начинаем сказку. Наступило весеннее утро. Солнце послало на землю свои первые лучи (фортепиано). Прокукарекал петух (металлофон). Деревья протянули свои ветви навстречу солнцу. Проснулся теплый ветерок (гусли). Ребятишки отправились за околицу и стали подбрасывать в небо "жаворонков" и кликать весну.

(Дети заранее на уроке рисования или дома раскрашивают шаблоны фигурок птички).

- Солнце поднялось высоко и обогрело своими лучами землю (фортепиано). Зазвенела весенняя капель (треугольник).В лесу проснулся дятел, застучал по дереву (ложки) и разбудил белочку. Она засуетилась и запрыгала (металлофон). Запели птицы (окарины). Вдруг сверкнула молния (фортепиано), загрохотал гром (барабан) и закапал дождь (колокольчики). Весенняя гроза длится недолго. Вскоре вновь засияло солнце (фортепиано). А в небе повисла радуга (фортепиано). Вот и сказке конец. А сейчас мы постараемся услышать и увидеть весну глазами музыкантов и художников.

9. Слушание.

П.И. Чайковский "Песня жаворонка" из "Детского альбома".

Анализ.

- Как вам кажется это музыка народная или композиторская?

- О чем эта музыка, какая она по характеру? ( подбор эпитетов)

- А теперь представьте. что вы художники. Что бы вы изобразили и какими красками передали впечатление от прослушанной пьесы? Как бы вы ее назвали?

- Эту музыку создал П.И. Чайковский. Называется она "Песня жаворонка".

Показ репродукций картин "Ивы цветут" Герасимова и "Грачи прилетели " Саврасова.

Повторное слушание пьесы Чайковского.

- Какая картина созвучна по настроению этой музыке? Почему?

Анализ выразительных средств этих картин. Домашнее задание (по желанию): нарисовать свою иллюстрацию к этой музыке.

10. Обобщение.

- Сегодня мы услышали и увидели разные образы весны в народной музыке и в произведениях П.И. Чайковского, в картинах русских художников.

- Почему они такие разные?

- Через образы природы композиторы, художники передают с помощью средств выразительности свои чувства и мысли, свое видение окружающего мира.

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio