СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

Валеологическое развитие учащихся на уроках музыки

Пешкова Галина Александровна

«Музыка способна оказывать известное
воздействие на этическую сторону души
и физическое здоровье»

Аристотель.

Валеологическое образование

Валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственно становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характера, поступков. Валеологическое образование – это узнавание индивидуальных «Я»-особенностей, проявляющихся в феномене быть гармоничной личностью, в саморефлексии, позитивном мышлении относительно своих индивидуальных, интеллектуальных и энергетических возможностей. Валеологическое образование – это человек-процесс, саморефлексирующий индивидуальную философию здоровья (на витальном, социальном и интеллектуальном уровнях). Валеологическое образование предлагает не только возможность перехода человека на более высокую ступень, но и наличие потребности в гармонии энергетических, личностных начал.

Из всех искусств одними из наиболее мощных средств индивидуального развития человека и в этой связи — его индивидуального оздоровления, что соответствует центральной проблеме валеологии, обладает музыка. Такое положение обусловлено исключительной, по сравнению с другими искусствами, «энергоёмкостью» музыки. В определённом смысле это подтверждает суждение известного российского музыковеда М.Ш. Бонфельда. «Музыкальное мышление, — указывает учёный, рассматривая последнее как специфическое воплощение «энергетизма» музыки, — … разновидность континуального художественного мышления, присущего всем видам искусства. Существует, однако, немало свидетельств об особой позиции музыки в этой сфере. Значительная отвлечённость от предметных реалий внехудожественного мира, недискретность музыкальной ткани образуют из музыки как бы квинтэссенцию континуальности, поднимают её в этом смысле на уровень, недосягаемый для других видов искусства…»

Таким образом, в музыке заложен огромный потенциал для оздоровления.

 

Воздействие музыки на организм и состояние человека

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1.     Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2.     Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3.     Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например,  при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная  музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть - 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы.  Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.

Кроме того, специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости.

Музыку можно использовать и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное физиологическое дыхание.

Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.

-         В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

-         Медленная музыка в стиле барокко ( Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

-         Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие

-         Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

-         Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.

-         Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут  поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.

-         Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

-         Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

-         Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

-         Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

-         Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.

-         Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворенности.

 

Валеологическое развитие ребенка на уроках музыки

На каждом уроке музыки дети пытаются войти в этот удивительный мир звуков через разные виды деятельности: слушание музыки, участие в ее исполнении - хором, солистами; игра на музыкальных инструментах. На уроках необходимо уделять внимание не только обучающим задачам, но учитывая актуальность сохранения нравственного и физического здоровья учащихся в настоящее время, не забывать о  психотерапевтическом воздействии музыки на организм ребенка. На уроках музыки, помимо специфических задач, решаются и задачи валеологии. Каждый ребенок, находящийся на уроке, имеет свой «мирок» переживаний, проблем, болезней зачастую невидимый нам взрослым. Задача учителя музыки – научить «впустить» чарующий поток звуков в душу каждого ребенка, чтобы помочь ему излечиться, совершенствовать себя.  А как это сделать? Конечно через пение.

Пение.

Пение – вид музыкального искусства. Оно обладает большой оздоровительной силой. В вокальных упражнениях, при разучивании песен и исполнении их очень важно развитие хорошего певческого дыхания.

Дыхание – это движение, каждый вдох – это жизнь. Необходимо помочь ребенку научиться правильному дыханию. Принципы брюшного (диафрагмального) дыхания были разработаны еще в гимнастике йогов. Суть подобного типа дыхания благотворно влияет не только на хо­рошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма- оркест­ра»- головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и интенсивно массирует внутренние органы - желудок, печень, почки, кишечник (являясь хорошим средством очищения).

Образные названия упражнений («Недоенная корова», «Сытая ло­шадь», «Засыпающий цветок», «Аромат роз», «Парад войск») улучшает качест­во их исполнения. Выполняя упражнение «Сытая лошадь»; происходит расслабление мышц лица и головы, что помогает более эффективной работе участков мозга, ответственных за интеллектуальное и духовное развитие человека. Подобные упражнения выполняются детьми среднего звена обуче­ния. С детьми начальной школы мы проделываем дыхательные упражне­ния с образным выражением сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка ле­тит на цветок («бз»- на выходе, «бж»), змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.

Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благо­творное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует ра­боту внутренних органов.

А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое уп­ражнение: «Ма-ме-ми-мо-му»! Каждая гласная соответствует своему органу: А - печени, Е - сердцу, И - селезенке. О - почкам, У - легким.

Биозвукотерапией на уроках музыки мы занимаемся ежеурочно, зачастую не подозре­вая об этом.

Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный, интегральный.

Слушание музыки

Разные типы темпераментов имеют дети, находящиеся в классе на уроке. А какое разнообразие музыки звучит здесь - от легких детских полек, маршей, до сложных симфонических форм; от музыки, полной, светлой, искря­щейся улыбки (Кабалевский, Стравинский), до глубоко трагичных произведе­ний (Моцарт, Бетховен). Эмоциональное состояние найдет свое выражение в звучащем произведении. Наслаждаясь музыкой композитора, дети сочувствуют его героям, пе­реживают  вместе с ними, впитывают в себя все хорошее и справедливое. Дуна­евский писал: «Какое счастье наслаждаться музыкой! Но не только в этом сча­стье! Счастье в том, что, наполняясь красотой искусства, я сам хочу быть  лучше, чем я есть. Наслаждение музыкой  не самоцель, а путь к внутреннему со­вершенствованию во имя жизни, во имя ее улучшения».

Игра на свирели.

Свирель является духовым инструментом, что позволяет ей выполнять оздоровительные функции, в первую очередь связанные с дыханием. В то же время происходит гармонизация личности ребенка через музицирование и исполнительскую практику.

 

В заключении хотелось бы отметить, что валеология интегрирована в урок музыки, несмотря на то, что иногда учителя музыки и не подозревают об этом. И задача учителя обращать на это внимание в своей педагогической деятельности и понимать, что грамотное построение урока музыки позволяет не только выполнить программу, развить творческое начало детей, но и способствует их валеологическому воспитанию, помогает им расти здоровыми и в гармонии с собой.

 

 

Список литературы

1.                                  Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве./Монография-эссе. Изд.2-е доп.библ. СПб: Крисмас+, 2002.

2.                                  Татарникова Л.Г., Симошина Л.В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. СПб.: СПбГУПМ. – 2002.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio