СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

  Урок музыки в 4 классе

      Народная музыка-энциклопедия жизни народа

Чирва Марина Владимировна,

учитель ГБОУ СОШ № 123

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 Тип урока:          углубление в тему.

Цель урока:

* Углубить знания учащихся о народной песне- источнике многовековой                                                народной духовной культуры.

*Создать условия для пробуждения интереса к народной культуре.      *Создать условия для пробуждения творческой активности детей, актуализации его личностных качеств.

 

Задачи урока:

*Воспитать уважение к народному творчеству.

*Познакомить с различными жанрами народной песни.

*Совершенствовать вокально-исполнительские навыки.

*Совершенствовать умение воплотить и передать художественный образ        исполняемой музыки.

 

Ведущие методы:

1)     Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки.

2)     Погружение в ситуацию.

3)     Беседа

4)     Проживание образа через совместное творчество.

5)     Игровой

6)     Эмоционального воздействия

7)     Метод создания ситуации успеха

 

 

                                 

                                  Ход урока

Дети входят в класс под музыку р.н.п. «Как у наших у ворот»

При помощи учителя выполняют уже известные элементы хоровода.

 

 

У: Ребята, звучала музыка народная или композиторская?

Д: Народная

У: Почему вы так думаете?

Д: Русские народные инструменты, манера исполнения, слова, которые сейчас так не произносят, ритмические частицы «ой», «люли»

 

 

 

 У: Что же ты за сердце меня трогаешь

      Песня задушевной старины?

 

      То ль в тебе живет душа высокая,

      То ли отблеск зыбкой тишины?

 

      То пускаешь сокола за облако,

      Разводя руками горький дым,

      То вдовой выходишь, одинокая, 

      Одарить цветами молодых.

 

      На кресте, распятая и клятая,

      Возрождалась в новых именах.

      Берегу надежды твои свято я,

      Ты как очищенье мне дана!

 

      То уводишь хороводы во поле,

      То сжигаешь в плеске ты себя!

      Ты вовек созвучна русской доле,

      Песня родниковая моя!

                          (Тамара Пономарева)

 

 

У: Вот такие красивые стихи о русской песне. Как вы понимаете выражение «созвучна русской доле»?

 

Д: Отражена жизнь и история русского народа.

 

У: Песни создавались на протяжении многих столетий. Поэтически обаятельные и задушевные, они глубоко раскрывают в своем содержании

внутренний мир  человека, являются примером высокой талантливости русского народа.

В них отражены лучшие черты русского национального характера:

стойкость в жизненных испытаниях, сила воли и мужество,

чувство человеческого достоинства, удаль, отвага и горячая любовь к родине и свободе.

 

(презентация «Русская песня – история жизни народа»)

 

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

У: Назовите характер песни, ее жанр

Д. Песенно-маршевый, песня-марш.

(вокально-хоровая работа)

 

У: Многие солдатские песни проникнуты глубоким патриотическим настроением, несмотря на тяжесть солдатской службы.

«Хлеб да вода - солдатская еда»

«Пошел в службу - терпи нужду»

Но как бы ни трудна была служба,

как бы ни скучал солдат по родному дому, всегда любил свою родную землю.

 

 «Наша слава - русская держава!

Вот где наша слава!»

 

(слайды)

 

Учитель: Большой частью народных традиционных песен

являются песни, созданные народом на бытовые темы:

песни любовные, семейные, шуточные, плясовые.

Сердечные переживания девушки и молодца в любовных песнях

изображались как поэтические картины жизни: от светлых и радостных до задушевно-печальных.

Любовное счастье или несчастье часто раскрывалось в них через

сопоставление девушки и молодца с миром природы.

Назовите песни, которые вы знаете

 

Дети:  «По улице мостовой»

            «Во саду ли в огороде.»

            «Тонкая рябина»

            «Как на тоненький ледок» и др.

 

(слайды)

 

На доске нотная запись р.н.п. «Во кузнице». Дети по нотам исполняют мелодию

 

 

У: К какому жанру р.н.п. вы бы отнесли эту песню?  Определите характер.

Д: Песни-плясовые. Задорные,веселые,радостные,с большим чувством юмора, какой-то загадки.

 

(Исполнение песни с элементами танца)

У: Назовите, пожалуйста, еще песни, которые можно отнести к разряду плясовых.

Д: ( «Уж вы, сени», «Посею лебеду», «Пойду ль я» «Светит месяц»,

«Как под горкой», «Куманек», «Барыня» и т.д.)

У: Русский народ всегда любил праздники, гуляя весело, с размахом, широко. Но праздник возможен, если человек много работал.

Труд этот всегда был тяжелым. И порой, опять музыка помогала пережить нелегкие трудовые будни. Назовите вам известные песни

Д: «Дубинушка», «Эй, ухнем» и т.д.

(слайд картины И.Репина «Бурлаки на Волге»)

У: Скажите, пожалуйста, что вы видите на картине и к какой песне вы соотнесли бы этот сюжет? Давайте обсудим .

(рассуждения детей, учитель корректирует их ответы)

У: Вы заметили, что мы с вами говорим о разнохарактерных р.н. п.:

серьезных и шуточных, лирических и плясовых.

Ведь радость и боль, удача и разочарование всегда существуют рядом с человеком. Но не одну сотню лет веселит народ, помогая пережить порой самые страшные и тяжелые времена, войны и разруху, голод и нищету, беды и несчастья, веселая песенка – коротышка, которую вы тоже полюбили.

Это…

Д: Частушка.

У: Почему ее так называют?

Д: Произошла от слова «частый», « быстрый, много раз повторяющийся.»

У: Какие они по содержанию?

Д: Острая сатира, озорной юмор, лирические раздумья, страдания.

У: А сейчас мы поиграем. На прошлом уроке я просила вас поделиться на 3 группы: 2 команды и группу ребят - ансамбль р.н.  инструментов (ложки, трещотки, игрушечные балалайки, бубны).

Каждая команда должна была придумать название, девиз и свою визитную карточку. И вы, я знаю, нашли, а кто-то придумал частушки,  которые рассказывают о жизни своего класса, своих увлечениях и учебе. Конкурс называется «Расскажи о себе с помощью частушки»

( Ребята в форме диалога соперничают друг с другом, а ансамбль р.н. инструментов сопровождает конкурс.)

( Победители и побежденные получают в награду призы ( пряники, бублики, конфеты)

У: Спасибо вам, дорогие ребята за радость, которую подарили на этом уроке. И кульминацией нашего занятия будет ваше творчество.

Я просила вас исполнить для своих одноклассников русские народные песни.

Вы продумали, какой жанр вам по душе, что вам ближе: солдатские,

лирические, плясовые, трудовые. И так, начинаем наш маленький концерт. (Дети выступают по желанию)

У: Сегодня вы славно потрудились и, надеюсь, еще больше полюбили русскую народную песню.

 Наш урок мне хочется закончить стихотворением, которое  послужит итогом нашего занятия.

                               ***

У русских песен

Крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша.

Они плывут

Над реками, над плесами,

Как будто их

Сама земля поет…

И на полях с кудрявыми березами

Шальные ветры

Водят хоровод.

За то, что в будни

С ними не до устали,

За то, что праздник

С ними веселей.

За то, что в горе

Могут посочувствовать,

Они родными стали для людей.

Они летят,

Веселые и грустные,

Не прерывая кружевную нить…

У русских песен

Бьется сердце русское,

И от России

Их не отделить.

                 П.Синявский

Выход из класса под песню «О России»

 

Joomla SEF URLs by Artio