Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Конспект урока по музыке в 4 классе

"Балет Петрушка" И. Стравинский

Гаврилюк Ирина Владимировна,
учитель музыки ГБОУ
Гимназия №330
 Невского района Санкт-Петербурга

 

по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Раздел: «В музыкальном театре»

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями русского народа, с музыкальным фольклором (заклички), знакомство с шедеврами русского искусства.

Задачи урока:

обучающая

Видеть связь литературы, живописи и музыки, чувствовать влияние жизни на разные виды искусства.

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Умение оценивать произведения разных видов искусства.

Воспитательно-нравственная

Воспитание любви к родной культуре, воспитание национального самосознания и патриотизма

Воспитательно-музыкальная

Учить детей чувствовать музыкальность живописи и живописность музыки.

Развивающая

Развивать у детей внутренний слух и внутреннее зрение, развивать музыкальный вкус и эмоциональную отзывчивость.

Планируемы результаты:

Предметные

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре России.

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека.

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, импровизации и т.д.)

Познакомить детей с новыми понятиями:либретто,сюита, народно-бытовой стиль.

Личностные

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.

Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Дидактическое обеспечение урока:  мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение урока:ПК, экран и проектор, фортепиано, музыкальный центр, диск с музыкой И.Стравинского.

Методы:деятельностный подход.

Виды деятельности учащегося:слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, творческое задание по теме урока.

Тип урока:урок-творчество.

 ПЛАН УРОКА

1.    Организационный момент—приветствие.

2.    Основной этап урока ( цитата И. Шмелёва, краткая беседа о празднике Масленица, иллюстрация картины Б. Кустодиева, краткое знакомство с биографией И. Стравинского)

3.    Слушание музыки ( фрагмент из балета «Петрушка»)

4.    Разбор музыкальных образов, знакомство с новым понятием «народно-бытовой стиль».

5.    Коллективное творчество (создание афиши)

6.    Пение

7.    Рефлексия (итог урока, повторение новых понятий, домашнее задание.)

Ход урока

Слайд 1

Учитель:

Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость.

 Иван Шмелев

К теме русских праздников обращались в своем творчестве многие писатели, композиторы и художники.

Краткая беседа о картине Б. Кустодиева «Масленица».

Слайд 2

Краткий рассказ о жизни И. Стравинского

Слайд 3

История создания балета «Петрушка».

Слайд 4

Связь кукольного героя с народным праздником, понятие балагана, определение балета, характерные особенности этого жанра.

Слайд 5

Петрушка—главный герой уличных представлений, которые разыгрывались на Масленицу.

Слайд 6

Петрушка-кукла с лицом ,намалеванным посмешнее, в шапке с кистью, его руки и ноги набиты опилками, они болтаются, заворачиваясь внутрь и дергаются от собственной тяжести. Неуклюжий, он не прыгает, а только подпрыгивает, послушный невидимой нитке Фокусника…

Слайд 7

Действие балета «Петрушка»— это воплощение русской ярмарки с плясками, шарманщиком, балаганом. На фоне праздничного гуляния толпы разворачивается трагедия кукольного героя Петрушки, которого обманула ветреная балерина…

Вопрос к детям: Достаточно ли этих слов для понимания того, что происходит в балете? Нет.

Либретто—словесный (литературный) текст балета или оперы.

 «Либретто»-«книжечка» (итал.)

Либретто к балету «Петрушка» Стравинский написал сам.

Слайд 8

Слушание фрагмента «У Петрушки» и «Народные гулянья на Масленой»

Вопросы к детям:

Какой музыкальный образ Петрушки нарисовал Стравинский? (неуклюжий, угловатый, жалкий и т.д.)

Какими средствами музыкальной выразительности это достигается?

Мелодия—прерывистая, паузы ,пунктирный ритм и т.д.

Музыка народного гулянья написана в народно-бытовом стиле.

Стравинский использует мотивы двух русских народных песен «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени».

Слайд 9

Творческое задание

Изготовление афиши к балету:

На столе лист ватмана, клей-карандаш и множество заготовок—нарисованные на листочках герои балета (Петрушка, Арап, Балерина), буквы названия, автора музыки, слова «Либретто» ,«композитор» и т.д.

Трудность состоит в том что тут же лежат картинки и заготовки к опере Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Дети должны выбрать то, что нужно для изготовления афиши именно к балету «Петрушка». Дети приклеивают на лист подходящие вырезки.

Масленица — один из любимых праздников русского народа. Это праздник встречи весны. Издавна люди пели песни-заклички, которые помогали наступлению весны.

Исполнение песни-заклички «Жаворонушки» (из третьего класса)

Исполнение других выученных песен.

Слайд 10

Подведение итогов урока, повторение основных понятий.

Домашнее задание:

1.    используя интернет, найти определение сюиты и выписать его в тетрадь.

2.    Прочитать либретто балета «Петрушка».

 

Joomla SEF URLs by Artio