Цель урока: создать условия для усвоения и осмысления понятия «скорость» в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии развития критического мышления.

Задачи:

Образовательные:

·         сформировать понятие скорости как новой единицы измерения;

·         установить зависимости между величинами «скорость, время, расстояние»;

·         научить решать задачи на нахождение скорости

·         продолжать работу по формированию вычислительных навыков

Развивающие:

·         способствовать развитию логического мышления, внимания, речи, самостоятельности

Воспитательные:

·         воспитание коммуникативной культуры, личностной активности

Тип урока: урок получения новых знаний.

Технологии: приемы развития критического мышления, ИКТ, групповые технологии:

Методы обучения устный и письменный контроль, объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения:

·         Мультимедийный проектор;

·         Компьютер;

·         Экран;

·         Мультимедийная презентация к уроку ;

·         Карточки

·         Учебник "Математика" ,М.И. Моро, 4 класс;

Литература:

·         Т.П. Бобровская Урок математики в системе развивающего обучения, ж. Начальная школа №12 2010 г.

·         Петербургский урок. Сборник материалов п/р И.В. Муштавинской, Н.В. Семеновой , изд. АППО СПб 2010 г.

·         М.Г. Ермолаева Современный урок. Анализ, тенденции, возможности. Изд. КАРО СПб 2008 г. 

 

Ход урока

IОрганизационный момент.

IIАктуализация опорных знаний

Чтобы узнать, какая сегодня тема урока, необходимо расшифровать слова, которые подскажут нам её. Для этого нужно вспомнить приемы устных вычислений.

Задание для I группы:

(20+32) : 4=    И                                100- 18 х 3=   Н      Слайд 1

80 :5 + 28 =    В                                 68 : ( 13- 9) =  В

4 х 16 – 38 =  Е                                 (100 -18)х3=  А

18 + (32:2) =   Ч                                30 - (26:2) =   Л         

 

44

26

17

13

34

13

46

246

 

 

 

 

 

 

 

 

величина

Задание для II группы:

80:16х9:15 =  Е                                 72:12х9:27 =  Я   Слайд 2

91:13х8:14 =  М                                35+48:8х3 =   Р

(6х72-32) :8=  В

50

55

3

4

2

 

 

 

 

 

время

Задание для III группы:

(63-35):7 =  Ь                                     42:3+27х3 =  Р    Слайд 3

91:13х10 =  С                                    8х(72:24) =   К

60:3-75:5 =  О                                   25х1+25:5=  Т

70

24

5

6

5

70

30

4

 

 

 

 

 

 

 

 

скорость

Задание для IV группы:

(71-19):13 =  Е                                  42х2-25х3 =  С    Слайд 4

24:6+36 =     Т                                   (19+9)х3 =    И

(58+26):14 = О                                  100-16:4 =     Я

(96-26):14 =  Р                                   2х(23-8):10=  А

5

3

9

9

40

6

96

100

84

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 расстояние

- Какие слова получились? (Величина, время, скорость, расстояние)

- С какими понятиями вы уже знакомы? ( Время, расстояние, величина)

- Составьте схему-понятие.

 

ВРЕМЯ

     

 

РАССТОЯНИЕ

 

СКОРОСТЬ  ?


1.      Закрепление ранее полученных знаний

Проблемный вопрос

Что такое  «скорость?»

С какими понятиями связана скорость? (скорость -это движение, перемещение)

Где необходима быстрая  скорость движения? (на соревновании, Олимпиаде)

Слайд 5, 6, 7

III. Фаза вызова

На карточках  таблица « ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»                   Слайд 9

 

ВОПРОС

ВЕРЮ

НЕ ВЕРЮ

1

Скорость – это движение

 

 

2

Скорость – это расстояние между двумя точками.

 

 

3

Скорость измеряют рулеткой

 

 

4

 Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.

 

 

5

 Скорость – это быстрая езда

 

 

6

Скорость измеряют часами

 

 

7

Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути

 

 

8

Время движения объекта зависит от его скорости

 

 

9

Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое

 

 

10

Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время

 

 

 

 Дети в группах обсуждают вопросы и заполняют таблицу.

Вывод Верно, скорость характеризуется не временем отдельно и расстоянием, а  расстоянием, пройденным в единицу времени.

Значит, в задачах на движение рассматриваются три взаимодействующие величины. Какие?

            Игра «Найди соответствие»                                 Слайд 10

машина                        10 км/ч

собака                          4 км/ч

пешеход                            90 км/ч

самолет                              60 км/ч

поезд                                 900 км/ч

 

IV. Стадия осмысления.

Читается текст в каждой группе

СКОРОСТЬ (словарь) –   1) та или иная степень быстроты движения

                                    2) та или степень быстроты какого-нибудь действия вообще

                                   3) расстояние, пройденное в единицу времени

Так как на разных участках пути тела движутся неравномерно, то в математике используют понятие «средняя скорость». Различные тела движутся с разной скоростью. Например, средняя скорость поезда 100 км/ч, человек движется со средней скоростью 4км в час, автомобиль в городе – 60 км/ч. В животном  мире рекордсменами скорости являются гепард – 70 км/ч и улитка – 1,5 мм/с.

Скорости измеряются различными приборами: спидометром – автомобиль, лагом—корабль,  скоростомером— поезд, анемометром измеряют скорость воздушных потоков, для современных велосипедов придумали компьютерный спидометр.

Так как скорость -  это расстояние, пройденное в единицу времени, то найти ее можно разделив расстояние на время. 

 

Итак, попробуйте обобщить всё то, о чём вы знали и о чём узнали и подготовьте сообщения по группам:

Iгр. – о том, что такое скорость и единицы измерения 

IIгр. --  о скорости движения некоторых тел 

IIIгр. – о приборах, измеряющих скорость 

IVгр. --  как найти скорость и попробовать вывести формулу скорости 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Стадия закрепления

Давайте вернёмся к таблице и проверим, верны ли ваши предположения и что нового вы узнали. Обсудите в своей группе.( Ответы детей)

-- Чтобы удостоверится в правильности или ошибочности утверждений №№ 7,8 необходимо установить связи между величинами. Для этого попробуем решить задачи на нахождение этих величин. Выберите задачи по уровню сложности и решите её.

Карточка №1 Найди скорость пешехода, если за 4 часа он прошёл 16 км.

Слайд № 6

 

Карточка №2 Пассажирский поезд прошёл 75 км за первый час, 60 км за второй час и 75 км за третий час. С какой скоростью двигался поезд? Слайд № 7

 

Мотоциклисту нужно проехать 800 км. Он проехал 500 км по шоссе, а остальной путь по просёлочной дороге он преодолел за 6 часов. С какой скоростью он двигался по просёлочной дороге?  Слайд №8

 

 

-- Проверим решение задач.

-- Вернитесь к нашей таблице и докажите правильность или ошибочность утверждений.

( Ответы детей).

VI. Рефлексия

- Чему вы сегодня научились на уроке и чему научили друг друга?

- Какое утверждение ты хотел бы проверить ещё и записать в таблицу?

 

Составление КЛАСТЕРА

Движение 

Скорость         Время          Расстояние

путь                                              путь от

за единицу                                   точки до точки

времени

         V =S : t                           t= S : V                                  S =Vх t

 

Домашнее задание.

1) придумать утверждение в таблицу

        2)  составить свою задачу по теме урока

     3) составить  синквейн  на тему «Скорость».

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio