Устный счет на уроках математики в начальных классах

Прашковская Алла Викторовна

Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого я подбираю из учебника или специальных методических сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого или ранее пройденного материала. В зависимости от этого я определяю место устного счёта на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счёт после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счёт требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы не переутомлять детей и не превышать отведённого на это времени урока. При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё- таки трудны для усвоения на слух, я прибегаю к записям на доске или рисункам.

Методика проведения устного счёта может быть весьма разнообразной, при этом необходимо, чтобы учитель соблюдал следующие правила:

 

 - Упражнения необходимо подбирать не случайно, а обдуманно и целенаправленно.

 

- Вопросы и материал для упражнений не должен быть шаблонным и повторяться в одном и том же виде или форме.

 

- Упражнять и приучать к расчётам в уме не только в специально отведённое время, а постоянно требовать от учеников выполнения всех несложных вычислений без записей.

 

 - К устным упражнениям важно привлечь всех учеников класса.

 

  • Выполнение учениками устных упражнений должно учитываться учителем и оцениваться по совокупности ответов одного ученика за несколько раз.

   Устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным., способным лучшему усвоению программного материала.


 

Joomla SEF URLs by Artio