Урок математики в 1 классе в форме проектной задачи

Власова Елена Валентиновна,
учитель начальных классов ГБОУ гимназия №168
Центрального района Санкт-Петербурга

 

 

Тема урока: Числа от 1 до 10.

Предмет: математика

Класс, четверть: 1-ый, 1 четверть (октябрь)

Форма проведения: проектная задача

Название проектной задачи: Иллюстрированное пособие «От 1 до 10»

Тип задачи: с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая.

Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».

Задачи:

1) формировать положительную учебную мотивацию;

2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;

3) формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач;

4) учить адекватно оценивать свою деятельность.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:

В течение сентября-октября первоклассники изучали нумерацию чисел от 1 до 10.

1. Образование числа путем присоединения единицы к предыдущему числу.

2. Восприятие и представление групп предметов, которые характеризуются данным числом.

3. Счет предметов и называние чисел в прямом и обратном порядке с целью запоминания количественных и порядковых отношений чисел в натуральном ряду.

4. Иллюстрация количественного значения числа.

5. Умение выбирать оптимальный вариант решения.

6. Работа с разными видами информации.

Планируемый педагогический результат:

1. Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках изученного предметного материала, получив возможность применить эти знания в нестандартных условиях.

2. Освоение навыков совместной работы в малой группе.

3. Создание конечного «продукта» - иллюстрированного пособия.

Критерии оценки сформированности УУД:

1. Владение предметным материалом, правильность выполнения заданий.

2. Умение применять полученные знания для решения практической задачи.

3. Умение взаимодействовать в малой группе.

4. Презентация результатов работы.

Способ оценивания результатов работы: педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист), публичное выступление групп.

Замысел проектной задачи:

Первоклассникам предлагается изготовить в подарок ребятам из детского сада пособие, которое поможет малышам узнать числа, научиться считать. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание:

1) распределить работу в группе;

2) рассмотреть предложенные материалы и отобрать те из них, которые понадобятся им для выполнения задания;

3) оформить «страничку» своего числа;

4) представить результат своей работы.

Результат, который должны получить дети:

Иллюстрированное пособие, состоящее из отдельных листов формата А4. Каждая страница – информация о числе от 1 до 10. Информация может включать: «образ» числа (печатный, красочный); иллюстрацию количественного значения числа с помощью рисунков или аппликации (например, с помощью геометрических фигур); стихи и загадки, пословицы и поговорки, в содержании которых использованы числа; рисунки, поясняющие тексты. Отдельные листы, подготовленные группами, затем объединяются в книжку. Удобнее использовать папку с файлами.

Ход урока

1. Постановка задачи (мотивационный этап).

Учитель: Ребята, вчера нам пришло письмо из детского сада.

«Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться считать быстро и правильно, как вы. Помогите нам быстрее запомнить все цифры. Будущие первоклассники».

- Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?

Дети: предлагают разные варианты (учитель корректирует высказывания детей).

Учитель: Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все цифры, умеете считать и обозначать числом определенное количество предметов. Поэтому мы сделаем подарок будущим первоклассникам. Определите учебную задачу урока.

Дети (с помощью учителя): Изготовить книжку (наглядное пособие) для будущих первоклассников.

Учитель: Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет делать одну или две странички (зависит от количества групп) нашей книжки. Повторим правила работы в группе.

Дети: повторяют правила работы в группе.

Учитель: Попробуйте представить, как может выглядеть «Страничка числа» в нашей книжке.

Дети: предлагают разные варианты; выбирают формат страницы, обсуждают варианты оформления.

2. Решение проектной задачи.

Учитель: Для решения нашей задачи предлагаю вам выполнить ряд заданий.

Задание 1. Распределите работу в группе. Соедините стрелочками название работы и имя исполнителя.

1) Подготовка страницы для работы (рамка, запись выбранного числа) –

2) Иллюстрирование числа (рисунок, аппликация) –

3) Выбор загадок и стихотворных строчек с заданными числами –

4) Выбор пословиц и поговорок с заданными числами –

5) Представление работы группы –

Комментарий к заданию 1.

Первое задание – это распределение работы внутри группы. Учитель дает необходимые разъяснения по выполнению работы; поясняет, что в случае возникающих затруднений к выполнению работы может подключиться другой участник группы. Желательно провести педагогическое наблюдение, каким образом дети будут распределять работу между собой: прочитав список и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований.

Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из них вам могут понадобиться для оформления вашей странички. Не забывайте о распределении работы.

Комментарий к заданию 2.

Каждой группе учащихся выдается:

1) лист формата А4;

2) шаблоны цифр;

3) конверт с набором одинаковых геометрических фигур (10 шт);

4) карточки с пословицами и поговорками, содержащими в тексте числа;

5) карточки с загадками и стихами, содержащими в тексте числа;

6) ножницы, клей.

В комплект целесообразно включить и тот материал, который не подходит для работы данной группы (содержит другие числа). Учащиеся должны выбрать тот материал, который соответствует их заданию. С диагностической точки зрения интересно, как происходит отбор материала.

Задание 3. Разложите выбранные материалы на странице. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас получилось.

Комментарий к заданию 3.

Учащиеся должны разложить необходимый материал в соответствии с выбранным способом оформления своей страницы, а потом наклеить на соответствующую часть листа. Вторая часть задания имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся могут обратиться за помощью и к учителю.

3. Представление результатов работы. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.

Дети: представляют результат работы своей группы – «Страничку числа», рассказывают, какую информацию о числе они использовали.

Комментарий:

Выступления детей вначале будут короткими, но это не важно, главное, чтобы дети привыкали к публичному выступлению и защите своей работы. Если не хватит времени, то этот этап можно провести в начале следующего урока. Посмотреть и обсудить работы детей не только интересно, но и полезно.

Учитель: Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.

Дети: обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке следования чисел в натуральном ряду от 1 до 10.

Комментарий:

Учитель предлагает приготовленную заранее первую страничку-обложку книжки. Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого первоклассника. Это рефлексивный момент, так как происходит осмысление своей причастности к такой ответственной работе, а это должно принести моральное удовлетворение всем участникам.

Учитель: Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас карточка, на которой две линеечки. С помощью первой оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью второй линеечки оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа.

Дети: работают с волшебными линеечками на карточках, оценивают результат своей работы и работы группы в целом.

Учитель: Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья будут рады такому подарку. Спасибо за работу!

Использованная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008.

3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. – М., Просвещение, 2010.

4. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio