Методическая разработка урока в 4  классе

Умножение многозначных чисел на однозначное

Чивилёва Галина Фёдоровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №145
Калининского района Санкт-Петербурга

 

Цель:  Обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел; продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.

Технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных успехов(ТОУУ).

Тип урока: урок обобщения знания

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: учебник математики Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких, проектор, разноуровневые карточки,опорные карточки.

 

   Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

I. Этап актуализации знаний и постановка проблемы.

1. Организационный момент.

Начинается урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Как вы понимаете основную мысль текста?

Как она нам поможет на уроке?             (предположения детей)

 

 

2. Проверка домашнего задания. Самопроверка.

(Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников. ) 

3. Устный счёт. 1 2 6 3 4 5

1. Прочитайте числа в порядке убывания. (СЛАЙД 2)

2076901, 20780, 258999, 2078000.

2. Найдите значения выражений удобным способом.(СЛАЙД3)

2608 + 529 + 392 + 271=

1016 + 704 + 250 + 884 + 296=

3. Вычислите. (СЛАЙД4)

90 х 6

9 дес. х 4

500 х 7

3 сот. х 8

83 х 2

8 сот. х 3

4. А теперь вспомним именованные числа. (СЛАЙД5)

Самая короткая река в мире находится в Америке. Её длина – 134 метра. Сколько это см?

Самое глубокое озеро Байкал – 1940 метров. Выразите это в км и м.

Вечная мерзлота в Сибири – 1 км 370 м. Сколько это метров?

Самый толстый лёд – 4776 м. Выразите в км и м.

Самый высокий водяной смерч – 1 км 528 м. Сколько это метров?

5. Решаем задачу.На 1 пальто пошло 4 метра ткани, на 1 пиджак на 2 метра меньше. (СЛАЙД6)

Сколько метров ткани пошло на пиджак? Сколько метров ткани пошло на 4 пиджака, на 3 пальто, на 1 пальто и 1 пиджак вместе, на сколько больше ткани пошло на пальто, чем на пиджак? Как узнали?

Запись на доске:

1 пальто – 4 м

1 пиджак - ? на 2 м меньше

 

Задание № 1,текст?!, текст в рамке. (Актуализация и обобщение существующих у детей знаний.)

Цель работы:

– вспомнить известный детям алгоритм письменного умножения многозначных чисел и перенести его на большие числа.

– Какая тема сегодняшнего урока?(СЛАЙД 7)

-  Какую цель поставите перед собой на сегодняшнем уроке?                                                   (совершенствовать навыки умножения многозначного числа на однозначное по заданному ранее алгоритму).

– Посмотрите на разворот учебника. Как вы думаете, что нам сегодня необходимо делать на уроке?

– Давайте составим план урока.

 

Познавательные УУД

Развиваем умения:      

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3.добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

4.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

5.делать выводы на основе обобщения умозаключений;

6.преобразовывать информацию из одной формы в другую;

7.переходить от условно-схематических моделей к тексту.

II. Повторение и закрепление изученного.

 

34 3 2 1 6 7 2

1.      Фронтальная работа.

Задание № 2 (а).

Цель работы:

– учиться применять алгоритм письменного умножения многозначных чисел на больших числах.

– Какова цель задания?

– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Какого уровня сложности было задание?

– Оцените свою работу.

- Как выполняется умножение в столбик любых многозначных чисел на однозначное число?

- Отличается ли алгоритм выполнения действий от того, которым мы пользовались, когда умножали двузначные и трёхзначные числа?(СЛАЙД 8)

 

2. Самостоятельная работа

(Предлагается материал разной степени сложности в зависимости от уровня подготовленности учащихся.)

-Возьмите карточку с заданием, прочитайте задание.    
-Выберите для себя то задание, с которым вы сможете справиться.         
-Приступайте к решению. Кто сомневается и не знает, как решать? (индивидуальная помощь учителя).

Цветные карточки             (СЛАЙД 9)

 

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Исправьте ошибки зелёным цветом. (СЛАЙД 10).

- Кто выполнил без ошибок? Кому было трудно выполнять задание? В чём было затруднение?

– Чем удобна запись в столбик? (Удобно, быстро, легко.)
– Умножение в столбик – это действительно удобно, легко, просто при условии, что мы четко знаем алгоритм и действуем в соответствии с ним.

 

3. Работа в парах.

с.          Задание № 4.

1- вариант. Задача а). Округляем заданные величины до разряда тысяч. Решение: площадь первого поля приблизительно равна 13 000, а второго поля –8 000 а, 19 мешков семян хватит на 19 000 а. Оба поля засеять нельзя.

2-вариант. Задача б). Округляем цену сеялки до разряда тысяч: 13 000 р.

 

Физминутка (СЛАЙД11)

«Гимнастика для глаз»

 

4. Работа над задачей.

1) Анализ задачи, краткая запись условия.

с.     № 5

Задача б).

Вспомогательная модель.

-Кто может решить задачу самостоятельно? Решайте.

- Кому нужны карточки-консультанты.  (Учитель раздаёт карточки двух уровней помощи).

 

2) Самостоятельная запись решения.

(Проверка: первый на закрытой доске).

 

– Какова цель задания?

– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Какого уровня сложности было задание?

– Оцените свою работу.

5.  Работа с геометрическим материалом.(СЛАЙД 12,13)

- Назовите лишнюю фигуру. (Прямоугольник. Потому что остальные фигуры объёмные).

- Найдите площадь прямоугольника.  (Длина 125 мм, ширина 9 мм)

 

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:      

1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного,

выделять главное, составлять план;

5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты

1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Регулятивные УУД

Развиваем умения:     

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. составлять план решения отдельной учебной задачи;

4. работая по плану, сверять

свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

III. Итог урока.

Рефлексия.

Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»(СЛАЙД 14)

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

 

- Вспомним цель нашего урока. Чему учились? Достигли данной цели?

- Вспомним притчу, которую вы услышали в начале урока.

-Можно ли сказать, что у нас всё получилось благодаря  тому, что поверили  в свои силы?

 

Составляем дерево достижений и успеха.(СЛАЙД 16)

Зеленый листок– не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

Желтый листок– понял, но допустил неточность;

Красный листок– надо постараться и успех будет!  (На листиках имена).

 

5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

IV.

Домашнее задание.

(по выбору) (СЛАЙД15)

 – Если вам нужно потренироваться выполнять вычисления в «столбик», выполните задание А.

– Если вы хотите потренироваться в решении задач на движение, выполните задание Б.

А –  с. 32,  № 2  (3 и 4 столбики).

Б -   с. 32,  №5 (б).

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio