Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе

Умножение. Компоненты действия умножения

Савина Ольга Дмитриевна,
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»
Корткеросский район Республика Коми

Тип урока: урок открытия новых знаний.

УМК «Школа 2100», авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

Цель: Познакомить с названиями компонентов и результата действия умножения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-продолжать работу, направленную на усвоение смысла действия умножения, записи и чтения произведений;

-развивать умения решать текстовые задачи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения

ПознавательныеУУД:

·        Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах. Представлять информацию в виде схемы (алгоритма);

·        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

Регулятивные УУД:

·        Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.

·        Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

КоммуникативныеУУД:

·        Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

·        Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;

·        Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Планируемые результаты:

·        Предметные: учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (множитель, множитель, произведение);

·        УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе.

·        Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

 

Использованные  технологии:

технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технология.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

Средства: наглядность, ИКТ, дидактический материал.

Методы, используемые на уроке:объяснение материала носит проблемный характер, оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями и деятельностью учащихся; продуктивный, объяснительно - иллюстративный.

 

 

 

 

 

Структура и ход урока.

Этапы урока/ цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

 

 

Цель:включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Давайте улыбнёмся друг другу, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

-Проверьте, готовы ли вы начать урок? На месте ли ручки, тетрадки, учебники?

-Начинаем наш урок математики.

Слайд №1

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Прочитайте девиз нашего урока.

Слайд №2

-Кто объяснит смысл пословицы – девиза нашего урока.

 

Дети настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учёба- это главный труд ученика. Чем лучше будем трудиться, тем больше будем знать и уметь.

Личностные:

Самоопределение

Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность

 

2.Актуализация опорных знаний и мотивация.

 

Цель:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового  знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

 

-Ребята, посмотрите, какие два весёлых Колобка явились сегодня к нам на урок математики. Они пришли не с пустыми руками, у них задания для вас. Справитесь ли вы с ними? Попробуйте поработать в паре. Какие правила работы в паре напомните друг другу?

-А задание, вот какое: из букв двух рассыпанных слов составили наши Колобки другие слова. Узнайте, какие слова были первоначально.

 

Слайд №3

-Ребята, какие слова у вас получились?

 

Слайд №4

-Молодцы, ребята, справились с заданием Колобков.

-Когда сложение можно заменить умножением?

-Используя опорные слова «сложение», «одинаковые слагаемые» дайте определение действию умножения.

 

 

 

-О чём сегодня будем говорить на уроке?

-Как вы считаете, мы уже всё знаем о действии умножения?

-Хотите расширить, углубить свои знания о действии умножения?

-Сегодня на уроке у вас будет возможность побольше узнать о новом математическом действии-умножении. А что именно, это вам предстоит самостоятельно открыть на уроке. А наши герои Колобки обязательно вам помогут.

 

 

Дети работают в парах, составляют слова.

Дети вспоминают правила работы в паре.

1.Если не понял, переспроси.

2.Свое несогласие высказывай вежливо.

3.Работать должны оба.

4.Один говорит, другой слушает.

 

 

 

Сложение. Умножение.

 

 

 

 

 

 

 

Сложение одинаковых слагаемых заменяем умножением.

Дети составляют свои варианты определения действию «умножения».

О действии умножения.

 

Наверное, нет.

Личностные:

Что я знаю, что я могу

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, организовать учебное взаимодействие в паре.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового  знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

-Ребята, Колобки вам приготовили задание на карточке для каждой пары.

(52-12)+37              

6+3

(87+3)-(14+26)      

6-3

(12-6)+(100-60)

6∙3

 

-Как называются в математике такие записи?

-Сравните выражения в левом и правом столбиках.

Что у них общего и чем отличаются?

Значение выражений первого или второго столбика проще вычислить?

-Какое название можете подобрать к выражениям 1 группы и для второй группы?

-Прочитайте выражения 1 группы по-разному, используя предлоги «к», «из» и опорные слова «сумма», «разность». Найдите их значения.

-Прочитайте по-разному выражения второго столбика.

-Как одним словом назвать запись из чисел и знака действия умножения (6∙3)?

-Почему не можем назвать одним словом выражение 6∙3?

-Подходит ли для этого выражения слово «сумма» или слово «разность»? Или знаете другое подходящее слово?

 

-Почему возникло затруднение?

- Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? 

-Какую цель поставим перед собой?

-Сформулируйте тему нашего урока?

Слайд №5    Тема нашего урока «Компоненты

умножения»

 

 

Дети выполняют задание, работая в паре.

 

 

 

 

Выражения.

 

 

 

 

Сложные и простые выражения.

 

 

 

Дети читают выражения разными способами и вычисляют их значения.

Дети испытывают затруднение.

Не подходят. Не знают другого слова для этого выражения.

 

Знаний недостаточно, нужно другое слово.

 

Узнать названия чисел (компонентов) в записи действия умножения

Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель:устранение возникшего затруднения

-Как получить недостающие сведения (знания), чем можем воспользоваться?

 

-Предложите версию слова- названия чисел 6 и 3 в записи 6∙3.

-Сколько можно складывать одинаковых слагаемых?

 

-Вспомните, что показывают числа при умножении?

 

-Продолжите высказывания Колобков:

Слайд № 6

«Снежинок в сугробе …(много, множество).

«Деревьев в лесу …(множество).

«Звёзд на небе …(множество).

-Подберите однокоренные слова к слову «много»

 

-От корня этих слов -множ- при помощи суффикса –тель образуйте новое слово, которым можно назвать числа, участвующие при умножении.

Обсудите свои варианты в парах. Выскажите своему товарищу своё название и выслушайте его версию. Выберите наиболее подходящее слово.

 

-Где можем проверить свои предположения?

-Откройте учебник на стр.52  Проверьте свои знания.

-Кто оказался прав, чья версия совпала с научным термином?

Можем спросить того, кто знает; можем поискать в учебнике; попытаться самим подобрать названия –компоненты для записи 6∙3.

(2,3,4,5, много)

 

Второе число показывает, сколько одинаковых слагаемых т.е. как много таких слагаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пытаются подобрать однокоренные слова: множество, умножение, множить, размножить, умножить.

Варианты детей: умножаемое, размножитель, умножитель, множитель и др.

В учебнике.

Личностные:умение применять полученные знания.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний, знакомство с новым научным термином.

Коммуникативные: учитывать позицию собеседника

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 

Цель: проговаривание нового знания.

-Давайте немножко потренируемся в назывании компонентов действия умножения.

Слайд 7(анимированный)

-Как называется выражение 6∙3?

-Как можно назвать числа 6 и 3 при умножении?

-Как называется результат умножения? 

(С опорой на учебник учащиеся проговаривают новые математические термины. Учитель следит за правильным произношением новых слов и ударением в этих словах).

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках-

Столько раз,

Ровно сколько пальцев на руке у вас.

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать!

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведение.

Множители.

Значение произведения.

 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.

-А теперь наши друзья Колобки предлагают вам выполнить небольшую самостоятельную работу: заполнить табличку, а именно ячейки в таблице, где пропущены названия компонентов и результатов действий сложения, вычитания, умножения.

-Сравните свою работу с эталоном.

-Оцените свою работу при помощи смайликов:

 

            Я справился.


          Я немного сомневался.


           Я затруднялся.

 

-Ребята, какие испытали затруднения?

Что ещё нужно сделать?

-Как вы думаете, почему таблица состоит из 4-х столбиков? Для чего нам последний столбик, почему его мы не заполнили сегодня?

Самостоятельная работа учащихся с таблицей.

6+3

сумма

6-3

6∙3

6

слагаемое

6

6

3

слагаемое

3

3

 

 

 

 

 

Самооценка детей.

Надо ещё поработать по данной теме.

 

Предположения детей: может быть, мы ещё не все действия изучили, будем заполнять этот столбик, когда изучим ещё одно действие.

Личностные:уметь высказывать своё мнение, самоанализ и самоконтроль за своей работой.

Регулятивные:

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода их этой ситуации.

7.Включение нового знания в систему знаний.

Цель: уточнение существенных особенностей нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

-А теперь наши друзья Колобки просят вас показать ваши новые знания и предлагают выполнить задания из учебника с. 53 (работа по иллюстрации).

№1с.52 – математический  диктант.

 

№2 – 2-ой столбик- самостоятельная работа с последующим сравнением ответов с товарищем в паре.

Проверка работы по эталону.

 

 

 

Дети на практике применяют свои новые знания.

Ученик у доски записывает выражение, находит значение и называет компоненты.

 

8.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

-Какую тему мы сегодня рассматривали на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Где можно применить наши новые знания?

-Ребята, как думаете, всё ли теперь мы знаем о действии умножения?

-Какую задачу мы поставим с вами перед собой?

Домашнее задание: с. 52-53 (выбрать одно задание для тренировки и выполнить)

-Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?

-Как мы оценим работу класса. Выберите нужный смайлик и покажите его.

Слайд №8

-Молодцы, ребята. Дружно, совместными усилиями мы смогли пополнить свои знания по математике. Спасибо за помощь нашим друзьям Колобкам и вам за дружную работу.

Слайд №9

 

 

 

Наверное, нет.

 

Продолжить изучение действия умножения.

 

 

Оценивание ребятами работу класса.

Личностные:

саморефлексия.

Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

Регулятивные:  соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

 

Joomla SEF URLs by Artio