Свойства сторон прямоугольника

Рогозянская Анна Михайловна,
МОУ«Солнечная средняя общеобразовательная школа №1»

Цельурока

Ознакомление со свойством противоположных сторон прямоугольника

Задачи: Образовательные:

1) Создать условия для ознакомления со свойством сторон прямоугольника (противоположные стороны прямоугольника равны);

2) Содействовать закреплению умений выполнять письменные приёмы сложения и вычитания вида 36+28, 32-24, делать проверку; решению задач изученных видов, закреплению вычислительных умений и навыков.

 

Развивающие:

развивать математическую речь; умение устанавливать закономерности; внимание; логическое мышление; пространственное мышление.

Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению математики; самостоятельность; формированию умений осуществлять взаимоконтроль; воспитывать желание преодолевать трудности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию.

 

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания), для решения учебной задачи в один шаг; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию   в учебнике,    перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

 

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре, группе.

 

Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

 

Оборудование: карточки с примерами, числами,   геометрические фигуры на каждого ученика, листы бумаги в клетку, ножницы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Ребята сегодня  на уроке мы будем как всегда думать, сотрудничать, для этого нам надо быть внимательными, организованными, сообразительными, уметь слушать друг друга.

- Сегодня   мы   продолжим путешествие по стране, населенной удивительными жителями.   Сейчас мы узнаем, как называется эта страна и её жители.

 1) Математическая разминка

– 17 увеличить на 8  25 - Г

– 22 уменьшить на 6  16 - Е

– Первое слагаемое 19, второе – 6. Вычислить сумму. 25 -О

– Найдите сумму 7 и 5.   12 - М

– Уменьшаемое 15, вычитаемое 9. Чему равна разность?   6 - Е

– Найдите разность 24 и 16.      8 – Т

– На сколько 18 больше 9?       9 - Р

– На сколько 8 меньше 16?      8 – И

- Назовите наименьшее двузначное число.  10 - Я

 - Какое слово получилось? (ГЕОМЕТРИЯ).  ( СЛАЙД 1)

  – Что означает слово "Геометрия"? (Показать словарь Ожегова)

Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы (из "Толкового словаря" С. И. Ожегова).                    ( СЛАЙД 2)

- Геометрические фигуры и населяют страну Геометрия, они очень дружны с другими её жителями.

2. Постановка темы и задач.

1). 

– Назовите геометрические фигуры.                                     ( СЛАЙД 3)

http://festival.1september.ru/articles/532547/1.gif

– Какие свойства этих геометрических фигур вы знаете?

– Назовите предметы или части предметов, которые имеют такую геометрическую форму.

– Для чего нам нужно знать свойства геометрических фигур?

Вывод (делают дети): Чтобы сделать мебель или другие предметы мы должны знать свойства геометрических фигур.

– Какие  геометрические фигуры можно   объединить в одну группу? (фигуры 3 и 4 – прямоугольники)

-    Какие фигуры называются прямоугольниками?               ( СЛАЙД 4)

– Докажите, что эти фигуры прямоугольники (У этих фигур все углы прямые).

 

3. Постановка проблемы.

 Практическая работа.
– Вырежьте из бумаги в клетку любой прямоугольник.
– Как удобней вырезать? (По сторонам клеточек, т.к. у клеток углы прямые).

-  Какое свойство прямоугольника мы использовали для того, чтобы вырезать прямоугольник? (Все углы прямоугольника прямые)

-  А как вы думаете, есть ли ещё свойства у прямоугольника?

-   Какую же мы поставим перед собой цель? (Выяснить, какими свойствами обладает прямоугольник).

-   Итак, тема урока "Свойства сторон прямоугольника".         ( СЛАЙД 5)

4. Проектирование и фиксация нового знания.

  -    Посмотрите внимательно на прямоугольник, может, вы еще что-то интересное заметите у прямоугольника?                               ( СЛАЙД 6)


Дополнительно: Обратите внимание на стороны прямоугольника. 
(Стороны, находящиеся друг напротив друга – одинаковые).

-     А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга. (Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными).
– Почему они так называются? ( расположены друг против друга)     ( СЛАЙД 7)

   -     А что это значит: стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые? (Они равны по длине)

    Практическая работа. ( на чертеже).

2) Работа в парах

 Найдите среди геометрических фигур прямоугольники.     ( СЛАЙД 8)

(Чертеж на доске и у детей).

http://festival.1september.ru/articles/532547/2.gif

– Как проверили? (Использовали угольник, модель прямого угла).


Найдем их и покажем синим и красным цветом противоположные стороны.


– А как проверить наше наблюдение, что противоположные стороны прямоугольника равны?        ( СЛАЙД 9)

·         Измерить длину противоположных сторон и сравнить.

·         Можно проверить перегибанием (практическая работа).

-      Проанализируйте нашу работу и сделайте вывод. (Противоположные стороны прямоугольника равны)      ( СЛАЙД 10)

       -    Сравните наш вывод с выводом учебника на странице 32.

5. Физкультминутка

 Упражнения для глаз

“Сова” - широко открыть глаза, сильно зажмурить (3 раза).

“Муха” - круговые вращения глазами (5 раз в одну сторону и 5 раз в другую сторону).

 

 6. Первичное закрепление.

Цель: применить свойства сторон прямоугольника при измерении длин сторон.

1.      (В тетрадях на печатной основе) Измерить стороны прямоугольников, подписать длины сторон.

2.      Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.
– Почему даны только 2 измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны?

3.      Работа с заданиями№1,2 в учебнике на странице 32.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Работа в парах)

– А теперь представим, что мы строители, нам надо сделать раму для окна. Она имеет прямоугольную форму. У вас на партах 4 полоски бумаги разной длины. Как это сделать удобнее, быстрее?

Самостоятельная работа.

Изготовление прямоугольной рамки (клей, ножницы, полоски бумаги).

– Какие 2 правила вы соблюдали при построении прямоугольной рамки? (Все углы должны быть прямые и противоположные стороны равны).      ( СЛАЙД 11)

– Проверьте себя и свою работу.

 

9. Домашнее задание:

страница 32 правило, решить примеры №8 страница 33.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.  ( СЛАЙД 12…)

 

–   У прямоугольника все углы ….?   Прямые ,   разные,  острые

–     У прямоугольника все стороны равны?     Да, нет, не знаю

–    Любой квадрат – это прямоугольник?    Да, нет, не знаю

–    У  прямоугольника противоположные стороны равны? Да, нет, не знаю

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio